Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Решетнёв Михаил Фёдорович

 
Решетнёв Михаил Фёдорович
10.11.1924 - 26.11.1996
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 11.10.1974 Медаль № 16018
Орден Ленина № 422461

    Памятники
  Надгробный памятник
  Мемориальная доска в Днепропетровске
  Мемориальная доска в Железногорске (1)
  Мемориальная доска в Железногорске (2)
  Самолёт «Михаил Решетнёв»


Решетнёв Михаил Фёдорович – генеральный директор и главный конструктор Конструкторского бюро прикладной механики Министерства общего машиностроения СССР, доктор технических наук.

Родился 10 ноября 1924 года в селе Бармашево Одесского округа Одесской губернии (ныне в составе Жовтневого района Николаевской области, Украина). Из семьи служащего.

С 1929 года семья проживала в городе Днепропетровске. Там окончил среднюю школу в 1939 году. С 1940 года учился в Московском государственном авиационном институте.

С началом Великой Отечественной войны трудился на строительстве оборонительных укреплений. Осенью 1941 года с институтом был эвакуирован в Алма-Ату. В 1942 году призван в Красную Армию. Окончил курсы при Серпуховской военной школе авиационных механиков. Служил авиамехаником в 26-м запасном истребительном авиационном полку. Демобилизован в звании сержанта технической службы в 1946 году.

Вернулся в Московский авиационный институт и в 1950 году успешно окончил его. С 1950 года работал в первой советской конструкторской космической организации - в особом конструкторском бюро № 1 Министерства оборонной промышленности под руководством С.П. Королёва (город Калининград Московской области). Направлен туда инженером проектного отдела, в 1951 году уже назначен старшим инженером. Конструкторский талант, отличные знания и высочайшая самоотдача быстро выдвинули молодого инженера в ряды ближайших сподвижников Главного конструктора С.П. Королёва. С 1957 года М.Ф. Решетнёв - ведущий конструктор изделия Р-11 (ракета средней дальности с ядерной боеголовкой). С 1958 года - заместитель главного конструктора ОКБ-1. Член ВКП(б) с 1951 года.

В 1959 году было принято правительственное решение о создании нескольких удалённых друг от друга центров создания космической техники. В июне 1959 года был создан такой центр под наименованием филиал Особого конструкторского бюро № 1 в городе Красноярск-26 (ныне город Железногорск Красноярского края), его начальником и главным конструктором был назначен М.Ф. Решетнёв. Этим космическим центром страны он руководил до последнего дня жизни.

В октябре 1961 года филиал преобразован в Особое космическое бюро № 10. С 1962 года созданное с нуля предприятие приступило к созданию проекта ракеты-носителя легкого класса на основе боевой баллистической ракеты Р-14. В итоге была создана универсальная ракета-носитель «Космос-1». В августе 1964 года с её помощью были выведены на орбиту первые спутники ОКБ-10 «Космос-38», «Космос-39», «Космос-40», разработанные также в ОКБ-10.

С 1967 года - генеральный директор и главный конструктор Конструкторского бюро прикладной механики Министерства общего машиностроения СССР, преобразованного из ОКБ-10. В 1970 году постановлением Совета Министров СССР КБ Решетнёва было освобождено от работ над ракетами-носителями и полностью сосредоточилось на создании информационных спутниковых систем связи, телевещания, навигации, геодезии, мониторинга, разведки. Среди созданных под его руководством спутников наиболее значительными явлениями стали системы спутниковой связи и вещания «Стрела-1» (1964), «Молния-1+» (1967), «Стрела-1М» (1969), «Стрела-2» (1970), «Молния-2» (1971), «Молния-3» (1974), спутник связи «Радуга» (1975), спутник непосредственного телевещания «Экран» (1976), геостационарный спутник связи «Горизонт» (1978), «Радио» (1981), геостационарный спутник-ретранслятор «Поток» (1982), «Молния-1Т» (1983), «Стрела-3» (1985), геостационарный спутник связи «Луч» (1985), «Радуга-1» (1989), «Гонец-Д1» (1992), геостационарный спутник связи «Экспресс» (1994). Были созданы и долгие годы работали в космосе орбитальные группировки спутниковых систем навигации «Циклон» (1967), «Цикада» (1976), «Надежда» (1982), «ГЛОНАСС» (1982), «Галс» (1994). Особое место занимают спутниковые системы изучения Земли - геодезические и научно-исследовательские спутники «Вертикальный космический зонд» (1967), «Сфера» (1968), «Ионосферная станция» — она же «Космос-381» (1970), «Гео-ИК» (1981), «Эталон» (1989).

Созданные космической фирмой М.Ф. Решетнёва спутники составляли около 60 % всех спутников СССР и России (абсолютный рекорд, не превзойденный до сего дня ни одним из предприятий космической отрасли в мире). Они же заслужили славу одних из самых надёжных космических аппаратов - количество их аварий всегда было ничтожным.

За выдающиеся заслуги в создании продукции специального назначения, указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 11 октября 1974 года Решетнёву Михаилу Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

В 1978 году КБ прикладной механики вновь пережило очередную реорганизацию, став Научно-производственным объединением прикладной механики. Сам он остался его генеральным директором и главным конструктором. Кроме создания космических аппаратов, НПО прикладной механики вело фундаментальные исследования по проблемам теплообмена, баллистики, механике движения твердого тела, механики композиционных материалов, теории сложных систем. Со временем в работе фирмы Решетнёва выделилось ещё одно перспективное направление, со временем ставшее важнейшим - создание сложных космических информационных систем.

Много сделал для развития научного образования в Красноярске, будучи с 1967 года преподавателем Красноярского государственного политехнического института, с 1989 года - заведующим кафедрой механики и процессов управления Красноярского государственного университета.

Член-корреспондент АН СССР (1976). Академик АН СССР (1984). Доктор технических наук (1967). Профессор (1975). Член бюро Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления Российской Академии наук (1991-1996). Член бюро научного совета РАН по проблемам управления движения и навигации (1993-1996).

Ленинская премия (1980). Государственная премия Российской Федерации (1996).

Награждён 3 орденами Ленина (26.07.1966, 26.04.1971, 11.10.1974), орденами Трудового Красного Знамени (17.06.1961), "Знак Почёта" (20.04.1956), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (11.11.1994), медалями, в том числе «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946).

Скончался 26 ноября 1996 года в городе Железногорске Красноярского края. Похоронен на городском кладбище Железногорска.

Памятник М.Ф. Решетнёву открыт в Железногорске (2004). Мемориальные доски установлены на доме, где он жил, и на фасаде административного корпуса НПО прикладной механики. Именем Героя названы НПО прикладной механики (Железногорск), Сибирский государственный аэрокосмический университет (Красноярск), лицей № 102, улица и площадь в Железногорске, авиалайнер авиакомпании «КрасЭйр», малая планета (2000). С 1997 года в Красноярске и Железногорске ежегодно проводятся научные конференции «Решетнёвские чтения». В Железногорске действует музей М.Ф. Решетнёва.

 

Биография предоставлена Антоном Бочаровым

    Источники
 Космонавтика и ракетостроение России. Биографическая энциклопедия. Москва, 2011.
 Машиностроители России. Биографическая энциклопедия. Москва, 2010.
 РАН. Сибирское отделение. Персональный состав. ‒ Новосибирск, 2007.