Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Филимонов Николай Александрович

 
Филимонов Николай Александрович
27.01.1897 - 27.02.1986
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 19.09.1952 Медаль № 6408
Орден Ленина № 234713

    Памятники
  Памятник на могиле


Филимонов Николай Александрович – заместитель главного инженера Главного управления строительства Волго-Донского водного пути («Главгидроволгодонстрой») Министерства внутренних дел СССР.

Родился 27 января 1897 года в городе Ставрополь в семье купца. Русский. В 1912 году окончил Ставропольскую гимназию. Поступил в Петербургский политехнический институт, на инженерно-строительное отделение. Будучи студентом второго и третьего курсов, приезжал на практику в родной Ставрополь. Работал управление строительства железной дороги Армавир-Ставрополь-Дивное.

После революции работа института была практически приостановлена. В 1917-1920 годах Филимонов служил техником в дорожном отделе Петрогубсовета, работал на строительстве моста под Петроградом. В 1920 году вошел в «Студенческий комитет по срочному выпуску» и много сделал для возобновления в институте занятий. В ноябре 1921 году окончил институт.

Работал на мостостроительном заводе в городе Москве. С 1923 года был старшим техником на строительстве первой советской ГЭС на реке Волхов. С 1926 года работал ст. прорабом на строительстве крупного бумажного комбината в городе Балахна (Нижегородская область).

В 1929 году главным инженером Днепростроя В. Е. Веденеевым был приглашен на строительство. Здесь руководил строительством силовой станции и правобережной плотины Днепровской ГЭС.

В 1931 году назначен начальником работ на строительстве Нижне-Свирской ГЭС — третьей крупной станции по плану ГОЭЛРО. В 1931 году избран заведующим кафедрой на вечернем отделении гидротехнического факультета Ленинградского политехнического института на Свирьстрое. Позднее руководил строительством Верхне-Свирской и Юрюзанской ГЭС.

В 1938-1949 годах работал в Ленинградском институте Гидропроект, в 1940-1942 и 1944-1949 годах - главный инженер института. По совместительству работал в Ленинградском политехническом институте на кафедре производства гидротехнических работ (1940-1942 годы) и во ВНИИ гидротехники (1945—1949 годы).

В феврале 1948 года, после утверждения схемы Волго-Донского комплекса на заседании Совета Министров СССР, начались земельные работы. В 1949 году было организовано Главное управление строительства Волго-Донского водного пути («Главгидроволгодонстрой») МВД СССР, заместителем главного инженера был назначен Н.А. Филимонов.

Канал был построен всего за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. В ходе строительства было вынуто 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. Для прохождения полного пути из Волги в Дон было сооружено 13 шлюзов, разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 м, состоит из 9 однокамерных одноточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44 м, состоит из 4 шлюзов такой же конструкции). 31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. С 1 июня по каналу уже началось движение судов. 27 июля 1952 года каналу было присвоено имя В. И. Ленина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1952 года за особо выдающиеся заслуги и самоотверженную работу по строительству и вводу в эксплуатацию Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина, Цимлянской гидроэлектростанции и сооружений для орошения первой очереди в 100 тысяч гектаров засушливых земель Ростовской области заместителю главного инженера «Главгидроволгодонстроя» Филимонову Николаю Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и Молот".

С 1952 года работал главным инженером в Главном управлении строительства Волго-Балтийского водного пути («Главгидроволгобалтстрой») МВД СССР. В 1954 году вернулся в Гидропроект, где был назначен главным инженером проекта Красноярской ГЭС. С группой изыскателей выезжал на Енисей.

С 1959 года до последних дней жизни работал Ленинградском политехническом институте профессором, до 1974 года заведовал кафедрой на гидротехническом факультете.

Жил в городе-герое Ленинграде. Скончался 27 февраля 1986 года. Похоронен на кладбище "Памяти жертв 9-го января" в Санкт-Петербурге.

Награжден орденом Ленина (19.09.1952), медалями. Лауреат Государственной премии СССР.

 

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники
 Публикации в сети Интернет
 Смелов В.А. Политехники: Герои Сов. Союза, Герои Соц. Труда. - ЛПИ, 1989
Подводная археология   Т