Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Бородин Николай Васильевич

 
Бородин Николай Васильевич
1919 - 26.03.1946
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 23.02.1945 Медаль № 5316
Орден Ленина № 23520

    Памятники
  Аллея Героев в Чугуеве


  Бородин Николай Васильевич – заместитель командира эскадрильи 43-го истребительного авиационного Севастопольского Краснознаменного полка (278-я истребительная авиационная Сибирская Сталинская Краснознаменная ордена Суворова дивизия, 3-й истребительный авиационный Никопольский корпус, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), старший лейтенант.

Родился в 1919 году в деревне Верхняя Хила ныне Шилкинского района Забайкальского края в крестьянской семье. Русский. По окончании семилетки работал на золотодобывающем руднике в поселке Вершина Дарасуна ныне Тунгокоченского района Забайкальского края, затем электросварщиком вагонного участка Шилкинского железнодорожного депо. Окончил аэроклуб. Призван в армию в 1939 году. В 1941 году окончил Харьковскую, затем Вознесенскую военные авиационные школы пилотов. Служил на Дальнем Востоке.

В действующей армии с апреля 1943 года. Сражался на Северо-Кавказском, Степном, Южном, 4-м Украинском, 3-м и 1-м Белорусских фронтах в 43-м истребительном авиационном полку 278-й истребительной авиационной дивизии. Летал на истребителях Як-7П и Як-9. Сопровождал бомбардировщики и штурмовики, прикрывал наземные войска, наносил штурмовые удары по наземным войскам противника, вел воздушную разведку и свободную охоту.

Участвовал на Северо-Кавказском фронте в составе 4-й воздушной армии в воздушных сражении на Кубани в апреле-июне 1943 года, когда советская истребительная авиация добилась там полного господства в воздухе. В этих воздушных боях, летая на истребителе Як-7Б, Н.В.Бородин сбил 5 самолётов противника (из них 4 истребителя) и был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

На Южном (с 20 октября 1943 года – 4-м Украинском) фронте участвовал в составе 8-й воздушной армии в Донбасской, Мелитопольской, Никопольско-Криворожской и Крымской наступательных операциях, в том числе в освобождении города-Героя Севастополя. В ходе этих операций в воздушных боях сбил 9 самолетов противника и был награжден двумя орденами Красного Знамени.

На 3-м Белорусском фронте в составе 1-й воздушной армии участвовал в Белорусской стратегической наступательной операции по освобождению Белоруссии и Литвы (Витебско-Оршанской, Минской, Вильнюсской и Каунасской операциях), где сбил 3 самолета противника.

К 7 августа 1944 года старший лейтенант Н.В.Бородин совершил 239 успешных боевых вылетов, участвовал в 75 воздушных боях, в которых лично сбил 17 самолётов противника, кроме того, штурмовыми действиями уничтожил 2 самолёта на земле.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за отличное выполнение боевых заданий командования, мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшему лейтенанту Бородину Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5316).

На 1-м Белорусском фронте в составе 16-й воздушной армии Н.В.Бородин участвовал в Варшавско-Познанской наступательной операции (составной части Висло-Одерской стратегической операции), Восточно-Померанской наступательной операции и Берлинской стратегической наступательной операции.

К концу войны совершил 265 успешных боевых вылетов. Проведя около 80 воздушных боёв, уничтожил 19 вражеских самолётов лично и 3 в группе.

24 Июня 1945 года участвовал в Параде Победы на Красной площади Москвы.

После окончания войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах Советской Армии. Служил в своем 43-м истребительном полку, дислоцированном в Германии.  

Командир эскадрильи капитан Н.В.Бородин 24 марта 1946 года попал в автомобильную катастрофу, получил тяжелые травмы и скончался 26 марта в 1915-м эвакуационном госпитале в городе Дальгов (земля Бранденбург). Тело Героя было перевезено в СССР и похоронено в городе Липецк.

В городе Шилка  установлен обелиск, именем  Героя названы улица и цех вагонного депо, на школе № 52 укреплена мемориальная доска.

Награжден орденом Ленина (23.02.1945), 3 орденами Красного Знамени (3.02.1944; 11.05.1944; 14.07.1944), орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (20.05.1943), медалями.

Из наградного листа

В Отечественной войне участвует с 13 апреля 1943 года на Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах.

За отличные боевые качества – 174 боевых вылета, 14 лично сбитых самолетов противника и проявленное геройство в воздушных боях награжден тремя орденами «Красное Знамя» и орденом «Отечественная война» 1-й степени.

За время боевой работы имеет 239 успешных боевых вылетов, из них:
прикрытие наземных своих войск – 90;
сопровождение бомбардировщиков – 32;
разведка войск и аэродромов противника – 35;
свободная воздушная охота – 22;
штурмовка наземных войск противника – 24;
штурмовка аэродромов противника – 11;
на перехват самолетов противника – 17.

Провел 75 успешных воздушных боев, в которых лично сбил 17  самолетов противника и 2 самолета уничтожил на земле, то-есть лично уничтожил 19 самолетов противника, по типам: Ю-87 – 10; Ю-52 – 2; Ме-109 – 4; ФВ-190 – 2; ФВ-189 – 1, на которые имеются подтверждения. Особенно дерзко и смело действует при штурмовках наземных войск противника.
Лично уничтожил: паровозов – 2, вагонов – 4,  цистерн с горючим -3, автомашин с грузом – 28, повозок – 12, солдат и офицеров – 80, самоходных барж – 2, подавил огонь 2-х батарей полевой артиллерии.

Эскадрилья за время его работы имеет 1300 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбито 96 самолетов противника, при своих потерях летчиков – 7,  самолетов – 16.
Эскадрильей при штурмовках войск противника на земле уничтожено: паровозов – 9, танков – 7, автомашин – 135, тачанок и повозок – 73, катеров и барж – 18, батарей зенитной артиллерии – 7, цистерн с горючим – 7, тягачей – 2.

Летный состав, подчиненный ему, стоит на высоком уровне боевой выучки. Участвуя в боях на 3-м Белорусском фронте, большинство времени замещает командира авиаэскадрильи и руководит боевой работой отлично.
За время боевой работы на 3-м Белорусском фронте эскадрилья имеет 280 успешных боевых вылетов, 20 сбитых в воздушных боях самолетов. Свои потери – 1 летчик, 2 самолета.

В бой водит группы в 10 – 12 самолетов, умело и тактически грамотно руководит ими на поле боя. Вступает в бой с численно превосходящим противником и всегда выходит победителем. Отлично владеет радиосвязью и применяет ее в бою.

14.04.1944 года, будучи ведущим, вылетел на боевое задание – прикрытие своих наземных войск в район Биюк-Сюрень в составе 6 самолетов Як-9Т и Як-1. На высоте 3000 метров по наведению нашей радиостанции встретил группу до 18 Ю-87 под прикрытием Ме-109. Тов. Бородин умелыми дерзкими действиями со своей группой разбил строй бомбардировщиков, не допустив бомбить наши передовые части и заставив сбросить бомбы на свои войска. В завязавшемся воздушном бою лично сбил 1 Ю-87, его ведомый также сбил 1 Ю-87. Вся группа в этом бою сбила 6 самолетов противника на глазах у наших наземных войск и благополучно вернулась на свой аэродром, не имея потерь.

Является лучшим разведчиком соединения, неоднократно дававшим ценные разведданные для командования, по которым действовала наша бомбардировочная и штурмовая авиация, а также наземные войска, имевшие успех.

7.07.1944 года в составе четверки производил разведку вглубь Германии (первые советские истребители над городами Германии), разведал аэродромы противника, движение железнодорожного транспорта и автоколонн, после чего штурмовал улицы города Инстербург. Своей дерзостью навел панику на улицах города. После израсходования боекомплекта на высоте 1500 – 2000 метров произвел высший пилотаж и благополучно возвратился на свой аэродром, дав ценные данные для командования,  по которым действовала бомбардировочная авиация.

12.07.1944 года командованием была поставлена задача – разведать город Гродно и установить наличие оборонительных сооружений. Метеорологические условия не позволяли действовать нашей авиации, но разведка была необходима, на сложные метеорологические условия – в дождь, при видимости в 1 километр, облачности в 10 баллов, высоте облаков 50 – 100 метров. Тов. Бородин вылетел на разведку на удаление 400 километров, в результате установил наличие оборонительных сооружений, движение транспорта по шоссейным и железным дорогам. По данным разведки успешно действовали наши наземные войска, через сутки город Гродно был взят.

8.07.1944 года, вылетев ведущим шестерки на разведку танков противника в район Нешаголь, обнаружил замаскированные танки противника. Чтобы точно убедиться в наличии танков, открыл огонь по маскировке. Смелыми и дерзкими штурмовыми действиями вызвал на себя море зенитного огня и тем самым установил до 70 танков противника, по которым действовала наша штурмовая и бомбардировочная авиация. Замысел врага был сорван.

В боях проявляет исключительную храбрость, мужество, умение и мастерство, прививая эти качества своим подчиненным. Отлично знает тактику истребительной авиации и умело применяет ее в воздушных боях.
Личный состав эскадрильи сколочен и готов выполнить любое боевое задание.

Пользуется заслуженным авторитетом среди личного состава соединения.

За отличное выполнение боевых заданий командования, личную храбрость и проявленные подвиги в боях,  19 лично сбитых самолетов противника представляется к высшей правительственной награде – званию «Герой Советского Союза».

Командир 43 истребительного авиационного Севастопольского Краснознаменного полка
подполковник Дорошенков

7 августа 1944 года

При подготовке биографии, кроме приведенных источников, использованы материалы сайта Красные соколы.

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Документы на сайте «Мемориал»
 Документы на сайте «Подвиг народа»