Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Сиротин Вячеслав Фёдорович

Сиротин Вячеслав Фёдорович

22.09.1913 - 07.08.1948

Герой Советского Союза

Даты указов

23.02.1945

Медаль № 4183

Орден Ленина № 25571

Сиротин Вячеслав Фёдорович – помощник командира 17-го ордена Суворова 2-й степени истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (190-я Полоцкая Краснознамённая ордена Кутузова 2-й степени истребительная авиационная дивизия, 11-й истребительный авиационный корпус, 3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт ), капитан.

Родился 22 сентября 1913 года в городе Санкт-Петербург. Из семьи рабочего. Русский. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал токарем.

В 1934 году призван в Красную Армию. В 1937 году окончил 9-ю Харьковскую военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей. В 1939 году вступил в ВКП(б).

С 22 июня 1941 года заместитель командира эскадрильи 123-го истребительного авиационного полка ПВО старший политрук В.Ф.Сиротин участвовал в боях Великой Отечественной войны. Полк вступил в бой в составе 10-й смешанной авиационной дивизии на Западном фронте. Летая на истребителе И-153, Вячеслав Сиротин три свои первые воздушные победы одержал в районе Бреста в первый день войны, на второй день войны сбил ещё один немецкий самолёт у Пинска.

25 июня 1941 года вылетел на перехват группы бомбардировщиков, шедших под прикрытием истребителей для бомбардировки города Слуцк. Во главе восьмёрки И-153 перехватил противника на подступах к городу, несмотря на превосходство врага, не допустил удара по городу. В этом бою сбил 1 бомбардировщик и 1 истребитель, сам был ранен, но сумел привести на свой аэродром и посадить самолёт.

В июле вернулся в ряды 123-го истребительного авиаполка ПВО, который с августа выполнял задачи по защите с воздуха Москвы, летая уже на истребителе Як-1. С 5 августа по 15 сентября 1941 года при воздушной обороне Москвы выполнил 41 боевой вылет, из них 35 – ночью.

В сентябре 1941 года эскадрилья В.Ф.Сиротина была переброшена на защиту Ленинграда и Кронштадта. На Ленинградском фронте он произвёл 56 боевых вылетов, в сентябре сбил 2 самолёта противника и 1 аэростат. 12 октября 1941 года Сиротин был ранен в воздушном бою с двумя «мессершмиттами», посадил повреждённый самолёт «на брюхо», доставали его из кабины уже в бессознательном состоянии.

После госпиталя в свой полк уже не вернулся. Всего с 22 июня по 12 октября 1941 года выполнил 189 боевых вылетов, провёл 55 воздушных боёв, сбил лично 8 самолётов противника и в паре - 1 аэростат.

С апреля 1942 года по 1943 год служил в 238-м истребительном авиационном полку (239-я истребительная авиадивизия, 7-я воздушная армия, Северо-Западный фронт), летал на ЛаГГ-3.

С июня 1943 года – в составе 17-го истребительного авиационного полка, освоил истребитель Р-39 «Аэрокобра» и летал на нём до конца войны. Почти год полк находился на переучивании и в резерве. С 22 июня 1944 года – в боях на 1-м Прибалтийском фронте. В.Ф.Сиротин был назначен помощником командира 17-го истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе. На этом фронте к октябрю 1944 года произвёл 62 боевых вылета, лично сбил 7 самолётов ФВ-190. Участвовал в Белорусской и Прибалтийской наступательных операциях.

11 июля 1944 года, прикрывая наступление 1-го танкового корпуса, встретил 6 самолётов ФВ-190, вступил в бой с превосходящими силами противника. Звено советских истребителей без потерь сбило 2 самолёта, из них один – лично капитан В.Ф.Сиротин.

15 августа 1944 года парой возвращался из разведки. Обнаружив группу немецких самолетов, приказал ведомому доставить разведданные, а сам из облаков вышел на дистанцию атаки и сбил 1 «юнкерс». В повторной атаке атакован истребителями прикрытия, самолёт его был сбит, ранен в ногу и руку. Выбросился из горящей машины, затянул прыжок из-за опасения быть расстрелянным в воздухе, раскрыл парашют в сотне метров над землей. Очень скоро вернулся в строй.

К октябрю 1944 года помощник командира 17-го истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (190-я истребительная авиационная дивизия, 11-й истребительный авиационный корпус, 3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт ) капитан В.Ф.Сиротин совершил 233 боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 15 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года капитану Сиротину Вячеславу Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№4183).

После представления к высшей награде Родины участвовал в Прибалтийской, Восточно-Прусской, Земландской наступательных операциях на 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском (с февраля 1945) фронтах. К Победе выполнил 326 боевых вылетов, в 65 воздушных боях сбил 21 самолёт врага, все – лично (по данным исследований М.Ю.Быкова, все победы являются подтверждёнными). Был дважды ранен.

В мае 1945 года лётный состав полка сдал свои самолёты в другую часть, переучился на самолёты Р-63 «Кингкобра», в начале августа 1945 года переброшен в Монголию. В августе 1945 года майор В.Ф.Сиротин назначен заместителем командира - лётчиком-инструктором по технике пилотирования и теории полёта 17-го истребительного авиаполка в составе 190-й истребительной авиадивизии 12-й воздушной армии Забайкальского фронта.

Участник советско-японской войны в августе 1945 года. Хотя в ней воздушных боёв почти не было, полк под его командованием одержал 1 воздушную победу с личным участием своего командира: 15 августа два японских истребителя пытались перехватить советский транспортный самолёт при доставке горючего в передовые наступающие части. Командир полка Герой Советского Союза майор В.Ф.Сиротин с ведомым И.Ф.Мирошниченко вовремя заметили противника, успешно произвели перехват и ведомый сбил 1 японский самолёт, а атакованный Сиротиным японец спешно вышел из боя. Всего в Маньчжурии выполнил 5 боевых вылетов, провёл 1 воздушный бой.

С 1946 года командовал 17-м авиаполком сначала на аэродроме Варфоломеевка, с июня 1946 года – на аэродроме Хороль в составе 190-й истребительной авиадивизии 9-й воздушной армии Приморского военного округа. 7 августа 1948 года майор В.Ф.Сиротин погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на кладбище посёлка Хороль Хорольского района Приморского края.

Майор (1945). Награждён 2 орденами Ленина (31.12.1941; 23.02.1945), 2 орденами Красного Знамени (7.10.1944, 15.05.1945), орденами Отечественной войны 1-й степени (20.07.1944), Красной Звезды (30.09.1945), медалями «За боевые заслуги» (3.11.1944), «За Победу над Германией», «За Победу над Японией».

Последняя боевая машина Героя Р-63 «Кингкобра» после войны была передана в Великобританию, много десятилетий демонстрируется в музее Королевских Воздушных сил в Даксфорде с боевыми эмблемами В.Ф.Сиротина и с 21 звездочкой на кабине – по числу побед советского аса.


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров

Источники

Анохин В.А., Быков М.Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Москва, 2014.

Бодрихин Н.Г. Советские асы. М., 1998

Быков М.Ю. Все асы Сталина. Москва, 2014.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Память народа»