Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Сурнев Николай Григорьевич

 
Сурнев Николай Григорьевич
04.03.1923 - 05.03.1952
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 18.08.1945 Медаль № 8655
Орден Ленина № 54663

    Памятники
  Надгробный памятник (старый)
  Надгробный памятник (новый)
  Аллея Героев в Чугуеве


Сурнев Николай Григорьевич - заместитель командира эскадрильи 866-го истребительного Измаильского авиационного полка 288-й истребительной Павлоградско-Венской авиационной дивизии 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта, старший лейтенант.

Родился 4 марта 1923 года в селе Большое Городище Большетроицкого района Курской области (ныне Шебекинский район Белгородской области) в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов, 2 курса медицинского техникума и аэроклуб.

В Красной Армии с 1940 года. В 1942 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов. Около года служил в ней в качестве лётчика-инструктора.

На фронтах Великой Отечественной войны с 10 августа 1943 года. Воевал лётчиком, командиром звена и заместителем командира эскадрильи на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Член КПСС с 1944 года. В боях 1 раз ранен.

Участвовал:
- в Курской битве на белгородском направлении, в освобождении городов Изюм, Павлоград, Запорожье, в битве за Днепр – в 1943 году;
- в боях по ликвидации Никопольского плацдарма, в Березнеговато-Снегирёвской, Одесской и Ясско-Кишинёвской операциях, в том числе в освобождении городов Николаев, Одесса, Измаил, территории Молдавии, Болгарии, Югославии – в 1944 году;
- в боях в районе города Секешфехервар в Венгрии и Австрии, в Будапештской и Венской операциях – в 1945 году.

Заместитель командира эскадрильи 866-го истребительного авиаполка старший лейтенант Сурнев к марту 1945 года совершил 177 боевых вылетов, в 53 воздушных боях сбил 18 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Сурневу Николаю Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 54663) и медали «Золотая Звезда» (№ 8655).

Всего за войну провёл 261 боевой вылет на Як-1 и Як-3, в 64 воздушных боях лично сбил 23 самолёта противника.

После войны продолжил службу в ВВС. Служил заместителем и командиром эскадрильи в 28-м и 472-м истребительных авиационных полках ПВО. Летал на реактивных самолётах.

Подполковник Н.Г.Сурнев погиб при выполнении тренировочного полёта 5 марта 1952 года. Похоронен в городе Орёл на воинском участке Троицкого кладбища.

Награждён орденом Ленина (18.08.1945), 3 орденами Красного Знамени (30.05.1944; 30.09.1944; 13.04.1945), орденами Александра Невского (12.06.1945), Отечественной войны 1-й (6.03.1945) и 2-й (29.10.1943) степени, медалью «За боевые заслуги» (15.11.1950), другими медалями.

В селе Большое Городище Шебекинского района Белгородской области установлен бюст Героя, его именем названа улица.

До войны Николай Сурнев окончил семилетку в родном селе Большое Городище, что на Белгородщине, а затем 2 курса медицинского техникума в Белгороде. Параллельно учёбе посещал занятия в белгородском аэроклубе, откуда в 1940 году его направили на учёбу в Чугуевскую военную авиационную школу, где, будучи учлётом, он и встретил начало Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года ему вместе с персоналом школы пришлось эвакуироваться в город Чимкент, где сразу же продолжились занятия. Учился Сурнев на самолётах УТ-2 и И-16.

Окончив в 1942 году Чугуевскую военную авиационную школу, Сурнев ещё около года служил в ней же лётчиком-инструктором, неоднократно подавая рапорты с просьбой об отправке на фронт. Лишь летом 1943 года рапорт был удовлетворён, и младший лейтенант Сурнев был направлен на Юго-Западный фронт, где стал лётчиком 866-го истребительного авиаполка. Боевое крещение получил в августе 1943 года в боях на Белгородском направлении.

Во второй половине августа лётчики перебазировались несколько южнее и включились в битву за Харьков. Так, 26 августа 1943 года, прикрывая наземные войска в районе восточнее города Изюм, в составе 6 Як-1 Сурнев встретил группу из 12-и бомбардировщиков Ю-87 и Ю-88 под прикрытием 10 Ме-109. Несмотря на численное превосходство врага, в этом бою Сурнев одержал свою первую победу, и сбитый им «лапотник» Ю-87 упал в районе восточнее села Новосёловка.

В сентябре линия фронта стала стремительно накатывать на Днепр, где гитлеровцы намеревались закрепиться. Сурнев в составе групп истребителей действовал на Запорожском направлении. Тяжёлый бой выдался для него 1 октября 1943 года южнее села Великий Луг, когда 6 Як-1 вступили в схватку с 12-ю Ме-109. Прикрывая действия своего ведущего, Сурнев заметил, как к нему сзади зашёл «мессер». Сделав быстрый манёвр, он с одной очереди сбил его, тем самым спас своего ведущего. После этого участвовал в уничтожении ещё одного Ме-109, но пропустил атаку сверху и был ранен. Тем не менее, превозмогая боль, привёл израненный самолёт на свой аэродром. Всего в этом бою наши истребители сбили 5 вражеских самолётов и обошлись без потерь, если не считать нетяжёлое ранение Сурнева. В том же месяце он был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.

После непродолжительного лечения Сурнев вернулся в боевой строй и в январе-феврале 1944 года участвовал в боях по ликвидации вражеского Никопольского плацдарма, в основном летая на прикрытие наших бомбардировщиков и штурмовиков.

В марте 1944 года войска 3-го Украинского фронта начали Березнеговато-Снегирёвскую операцию, за которой последовала и Одесская операция. В ходе их Сурнев уже в качестве командира звена и ведущего пары участвовал в боях за Николаев и Одессу. 31 марта 1944 года, прикрывая наши подвижные части в районе населённых пунктов Кучурган и Берцовка в составе 4 Як-1 Сурнев встретил 6 Ме-109 и 2 ФВ-190. В результате боя врага удалось обратить в бегство, а Сурнев сбил одного «фоккера».

Ещё 3 вражеских самолёта лейтенант Сурнев сбил в небе Молдавии в апреле-мае 1944 года, прикрывая защитников Кицканского плацдарма на Днестре. «Мессеры» от его метких очередей упали в районах сёл Леонтина, Телица и Башканы Новоанненского района. За отличие в этих боях лейтенант Сурнев был награждён орденом Красного Знамени. Тогда же он стал старшим лейтенантом.

Накануне начала Ясско-Кишинёвской операции в июле 1944 года противник предпринял ещё одну попытку сбросить советские войска с плацдарма в районе сёл Пуркарь и Раскоецы. 27 июля шестёрка Як-1 участвовала в прикрытии наших частей на плацдарме. В ходе продолжительного воздушного боя с большой группой вражеских самолётов лейтенант Сурнев на глазах воодушевлённой пехоты сбил 2 из низ: Ю-87 и Ме-109.

Уже в ходе Ясско-Кишинёвской операции в результате стремительных действий подвижных соединений 2-х Украинских фронтов в районе западнее Кишинёва и восточнее реки Прут была окружена крупная вражеская группировка. Истребители 866-го авиаполка, в том числе и звено Сурнева, привлекались к штурмовкам скоплений вражеских войск. За 9 боевых вылетов Сурнев как штурмовик уничтожил 9 автомашин и 55 гитлеровцев. За отличие в боях в Молдавии он был награждён вторым орденом Красного Знамени.

В сентябре 1944 года в составе полка Сурнев перебазировался в Болгарию. Лётчики приступили к боевым действиям по нарушению железнодорожных и автомобильных коммуникаций противника, идущих из Греции и Македонии по Моравской долине на Белград. Лётчикам приходилось действовать в очень трудных условиях. Горно-лесистая местность и плохие метеорологические условия стесняли манёвр, затрудняли ориентировку и почти исключали полёты большими группами. В ясную погоду лётчики направлялись к целям "верхом", то есть над вершинами гор. Но погода в большинстве случаев вынуждала их лететь к линии фронта ущельями. Такие маршруты лётчики называли "воздушными лазами" или "чёртовыми воротами". Выстроившись в хвост ведущему самолёту по одному, истребители цепочкой летели по оси ущелья, маневрируя на изгибах. Здесь всё зависело от ведущего, манёвр которого точно повторяли остальные самолёты. Из-за ошибки ведущего при развороте ведомые могли врезаться в каменную стену. Но старший лейтенант Сурнев не допускал таких ошибок. Неоднократно он водил группы самолётов на железную дорогу Салоники – Белград.

В целях полного нарушения работы коммуникаций врага войсками 1-й и 2-й болгарских армий во взаимодействии с югославскими частями при поддержке советских и болгарских ВВС была проведена операция по овладению важнейшими узлами шоссейных и железных дорог — городами Ниш и Лесковац. В эти дни Сурнев участвовал в разгроме частей гитлеровской дивизии «Принц Евгений» в районе города Прокупле.

Осенью 1944 года советские войска вышли на территорию Венгрии, где оборонялись наиболее сильные войска противника. Несмотря на окружение вражеского гарнизона в Будапеште, противник в течение 3-х месяцев 1945 года предпринял 3 мощнейших контрнаступления из районов озёр Балатон – Веленце и городов Комарно – Эстергом.

Завершив свою миссию в Югославии, 866-й ИАП перебазировался в Венгрию и сходу вошёл в бои. Здесь, в районе города Секешфехервар, проявились самые лучшие качества воздушного бойца старшего лейтенанта Сурнева, ставшего заместителем командира эскадрильи капитана А.Колдунова. 31 боевой вылет произвёл он в эти дни и в 12 воздушных боях сбил 9 вражеских самолётов, в отдельные дни сбивая по 2-3 вражеских машины. 12 февраля 1945 года он вогнал в землю Ме-109 в районе аэродрома Секешфехервар, 19 февраля – ФВ-190 у городка Либад, 3 марта – Ме-109 севернее станции Бергенд.

Знаменательный бой был проведён нашими истребителями 9 марта 1945 года в районе селений Антоль и Нальхергень. Прикрывая шестёрку Колдунова, Сурнев, воспользовавшись коротким замешательством немецких истребителей, в молниеносных неожиданных атаках сбил 2 вражеских самолёта.

В тот день группа Як-3 ушла на очередное задание в район патрулирования. Зная повадки врага, капитан Колдунов распределил обязанности в бою следующим образом: часть самолётов под его руководством должна была вести борьбу с вражескими штурмовиками, а другая, возглавляемая Сурневым, - сковывать боем вражеские истребители. Группа Колдунова вышла в район патрулирования на высоте 2500 метров, а Сурнева - заняла положение правее и на 400 метров выше её.

В ходе вылета, выполняя глубокий вираж, Колдунов увидел на миг блеснувшие в лучах заходящего солнца крылья вражеских самолётов. Они шли в сторону позиций советских войск на высоте 2000 метров. В первой группе он насчитал 10 "Фокке-Вульфов". Чуть сзади шла вторая группа штурмовиков в составе ещё 8 FW-190. Колдунов с боевого разворота повёл четвёрку на сближение с первой группой FW-190 и с расстояния 50-70 метров открыл пушечный огонь по ведущему FW-190. Уже после второй короткой очереди самолёт задымил и, вращаясь вокруг своей оси, резко пошёл к земле. Колдунов повёл свою группу с набором высоты для новой атаки. Уже на развороте он увидел, как второй FW-190 вошёл в крутое пике, оставляя за собой шлейф дыма. Его сбил младший лейтенант Черняков.

Николай Сурнев, находясь со своими ведомыми выше основной группы, внимательно следил за поведением восьмёрки "мессеров". Они почему-то не торопились вступать в бой. Старший лейтенант Сурнев решил воспользоваться этим и атаковать вторую группу немецких штурмовиков. По его команде Яки ринулись на "фоккеры". Атака принесла победу: один вражеский самолёт был сбит Сурневым. При выходе из атаки группа подверглась нападению четвёрки Ме-109. Николай Сурнев, используя маневренные преимущества Як-3, вывел свою группу из-под удара и стал заходить в хвост неприятельским самолётам. Почувствовав опасность, немецкие лётчики дрогнули: 2 из них с переворота ушли вниз, а 2 других стали в вираж. Сурнев внезапной атакой сзади снизу сбил ведомый "мессер", который взорвался в воздухе. Старший лейтенант Космин длинной пушечной очередью поджёг ведущий Ме-109. Уцелевшие вражеские самолёты в беспорядке покинули поле боя. Капитан Колдунов собрал свою группу над населённым пунктом Калоз и повёл её на свой аэродром. Задание было выполнено: штурмовики противника не были допущены к позициям наших войск. При этом группа Колдунова уничтожила 5 самолётов противника.

11 марта 1945 года старший лейтенант Сурнев сбил 3 вражеских самолёта, 2 Ме-109 и 1 ФВ-190. Вылетая в составе 6 Як-3, в район Шимонторниа встретил до 50 ФВ-190 под прикрытием до 30 Ме-109. Несмотря на численное превосходство у противника группой атаковали «фоккеров», вынудив их неприцельно сбросить бомбы. Одного из них Сурнев «достал» точной очередью. Но и его самолёт во время атаки был повреждён. С пробитым бензобаком и повреждёнными приборами Сурнев довёл свой самолёт до аэродрома. В тот же день на другом самолёте вылетел на прикрытие наших войск в район селения Адонь. Возвращаясь с задания, встретил 2 Ме-109, которые вели разведку. Зайдя внезапно в хвост ведомого, Сурнев сбил его. Ведущий переворотом попытался уйти, но был настигнут советским асом и также сбит.

В том же районе селения Шимонторниа 14 марта 1945 года Сурнев сбил ещё 2 вражеских самолёта. Его четвёрка Як-3 атаковала группу в 16 вражеских самолетов, заставив «фоккеров» сбросить бомбы, де доходя до цели. Старший лейтенант Сурнев, атакованный сверху одновременно 6-ю «фоккерами», завязал с ними бой. Его самолёт получил 8 пробоин снарядами, но продолжал слушаться своего лётчика. В результате боя 4 вражеских самолёта упали около Шимонторниа, 2 из которых от очередей Сурнева.

На следующий день после этого боя командир полка подполковник Чугунов написал представление на присвоение старшему лейтенанту Сурневу звания Героя Советского Союза, совершившего к этому дню 177 боевых вылетов и сбившего 18 вражеских самолётов.

Но это было ещё не окончание войны. 16 марта северо-восточнее Секешфехервара Сурнев сбил ещё одного «фоккера», 19 марта у селений Полгардь и Берхида – ещё 2 Ме-109, 2 в один день. А затем началась Венская операция, в которой истребители поддерживали наземные войска. 1 апреля 1945 года уже на территории Австрии южнее селения Лайпербах Сурнев сбил Ме-109. И в дни штурма Вены прямо над центром австрийской столицы он поразил своего последнего «мессера», доведя свой счёт сбитых вражеских самолётов до 23.

После окончания войны Николай Сурнев продолжил службу в небе, перевёлся в истребительную авиацию войск ПВО. Служил командиром эскадрильи в 472-м истребительном авиационном полку ПВО с дислокацией в районе города Орёл. В начале 50-х годов в полк стали приходить реактивные самолёты МиГ-15, и Сурнев одним из первых в полку освоил пилотирование реактивным истребителем.

Но во время одного из тренировочных полётов 5 марта 1952 года, на следующий день после своего 29-летия, его самолёт свалился в штопор. Лётчик до конца боролся с критической ситуацией, пытаясь сохранить машину, и не воспользовался парашютом. Самолёт упал в 7 километрах от рабочего посёлка Леденский, лётчик погиб…

Герой Советского Союза подполковник Н.Г.Сурнев с воинскими почестями был похоронен на воинском участке Троицкого кладбища в Орле.

Биография предоставлена Валерием Воробьевым (1964-2013)

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации