Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Катунин Илья Борисович

Катунин Илья Борисович

17.11.1908 - 23.04.1944

Герой Советского Союза

Даты указов

31.05.1944

Катунин Илья Борисович – заместитель командира авиаэскадрильи 46-го штурмового авиационного полка Военно-Воздушных Сил Северного флота, капитан.

Родился 4 (17) ноября 1908 года в уездном городе Гомель Могилёвской губернии (ныне областной центр Республики Беларусь). Еврей. С 1919 года воспитывался в детском доме. Окончил 7 классов школы в родном городе. В 1927–1931 годах работал слесарем на станкостроительном заводе «Пролетарий» в Гомеле. С 1931 года обучался на экономических курсах в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

В армии с апреля 1932 года. В январе 1934 года окончил Ейскую военную школу морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей и был уволен в запас.

В марте 1934 – июле 1937 – лётчик-инструктор Бежицкого аэроклуба (ныне город Бежица в черте Брянска), в июле 1937 – июле 1938 – лётчик-инструктор Брянского аэроклуба. В феврале 1939 года окончил Курсы усовершенствования начальствующего состава ОСОАВИАХИМа. В феврале 1939 – июне 1941 – начальник лётной части Брянского аэроклуба.

Вновь в армии с июня 1941 года. В июле 1941 – августе 1942 – командир отряда Одесской военной авиационной школы пилотов. Первоначально лётная школа была эвакуирована в городе Грозный (ныне столица Чеченской Республики), а с декабря 1941 года располагалась в городе Фрунзе (ныне город Бишкек, Киргизия).

С августа 1942 года проходил переобучение на штурмовик Ил-2 в 1-м запасном авиационном полку ВВС ВМФ (город Саранск, Мордовия), после чего в январе 1943 года получил назначение в 46-й штурмовой авиационный полк ВВС ВМФ.

Участник Великой Отечественной войны: в марте – августе 1943 – заместитель командира 1-й авиаэскадрильи, в августе – ноябре 1943 – командир звена 2-й авиаэскадрильи, с ноября 1943 – вновь заместитель командира 1-й авиаэскадрильи 46-го штурмового авиационного полка ВВС ВМФ. Воевал в составе ВВС Северного флота (март 1943 – апрель 1944). Участвовал в обороне Заполярья.

9 июля 1943 года участвовал в нанесении бомбо-штурмового удара по причалу на мысе Кибергнес (коммуна Вардё, фюльке Тромс-ог-Финнмарк, Норвегия), в результате которого наблюдалось три взрыва и возникло два очага пожаров.

5 сентября 1943 года четвёрка штурмовиков Ил-2 под его командованием атаковала транспорт, шедший в сопровождении миноносца. И.Б. Катунину удалось потопить транспорт водоизмещением около 5.000 тонн, а его ведомые повредили крупный боевой корабль противника. 27 сентября 1943 года, возглавляя четвёрку штурмовиков Ил-2, потопил мотобот.

3 марта 1944 года в составе шестёрки Ил-2 (ведущий – капитан Д.В. Осыка) под прикрытием восьми истребителей Як-9 из 20-го истребительного авиаполка ВВС СФ и шести истребителей «Киттихаук» из 27-го истребительного авиаполка ВВС СФ вылетел для нанесения удара по вражескому конвою Rp.108.Ki. Конвой, состоявший из 6 транспортов, вышел 2 марта 1944 года из Реппарфьорда (ныне посёлок Дюпельва, коммуна Квальсун, фюльке Тромс и Финнмарк, Норвегия) и следовал в порт Киркенес (фюльке Тромс и Финнмарк).

В районе острова Лилле Эккерёй (коммуна Вадсё, фюльке Тромс и Финнмарк, Норвегия) штурмовики из-за облачности с пикирования атаковали вражеский конвой. Вначале штурмовики произвели пуск реактивных снарядов и открыли пушечно-пулемётный огонь, а затем с высоты 300 метров сбросили бомбы. Благодаря атаке из-за облаков удалось обеспечить внезапность, и немцы открыли зенитный огонь уже после сброса бомб. Пять штурмовиков, ведомых капитаном Д.В. Осыкой, выбрали своей целью транспорт «Сабина Ховальд», а шестой атаковал сторожевой корабль V-6115. В результате атаки на палубу транспорта попала авиабомба, но она не взорвалась. Рядом с «Сабиной Ховальдт» упало ещё около десятка бомб. И.Б. Катунин после сброса бомб по транспорту атаковал реактивными осколочно-фугасными снарядами (наблюдал попадание) и пушечно-пулемётным огнём немецкий охотник за подводными лодками UJ-1220.

5 марта 1944 года во главе шестёрки Ил-2 под прикрытием восьми Як-9 из 20-го истребительного авиаполка ВВС СФ и шести «Киттихауков» вылетел для нанесения удара по вражескому конвою Rp.109.Ki. Конвой состоял из 6 транспортных судов и вышел 4 марта из Реппе-фьорда в Киркенес. В районе полуострова Эккере группа обнаружила конвой. При подходе к цели советские самолёты были атакованы четырьмя вражескими истребителями Ме-109, но их атака была отбита стрелками и истребителями. Штурмовики, выполняя противозенитный манёвр, следовали к цели на высоте 900 метров. «Яки» связали боем истребители противника и больше атак по штурмовикам не допустили. Однако огнём зенитной артиллерии с кораблей был серьёзно повреждён самолёт И.Б. Катунина. Лётчик на малой скорости сумел довести Ил-2 до аэродрома Пумманки (село Земляное Печенгского района Мурманской области), где совершил благополучную посадку.

Днём 14 марта 1944 года четвёрка Ил-2 под его командованием, прикрываемая шестёркой Як-9 из 20-го истребительного авиаполка ВВС СФ и четвёркой «Киттихауков» из 27-го истребительного авиаполка ВВС СФ, нанесла бомбо-штурмовой удар по скоплению мелких судов противника в порту Вадсё (фюльмарк Тромс-ог-Финнмарк, Норвегия). Истребители сопровождения ввиду отсутствия воздушного противника также приняли участие в штурмовке мотоботов, обстреливая их из пушек и пулемётов. Было потоплено три мотобота, одна из бомб попала в склад, но не взорвалась. В результате атаки береговых объектов четыре человека получили ранения, из которых двое позже скончались. Немецкая зенитная батарея сумела повредить штурмовик И.Б. Катунина, сделав в нём две пробоины.

Вечером 10 апреля 1944 года восьмёрка Ил-2 под командованием И.Б. Катунина под прикрытием восьми истребителей Р-39 «Аэрокобра» 2-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС СФ (ведущий – капитан П.Л. Коломиец) и шести «Киттихауков» 78-го истребительного авиаполка ВВС СФ (ведущий – капитан М.Н. Верёвкин) атаковала вражеские транспорты южнее острова Ренё. Штурмовики атаковали транспорт «Маркобруннер» (водоизмещением 8.140 тонн), лейтенант В.М. Скопинцев попал бомбой в этот транспорт. Лейтенант И.В. Максименко атаковал канонерскую лодку К-1 и нанёс ей лёгкие повреждения. Группу встретил зенитный огонь, но ни один из наших самолётов не пострадал.

Утром 23 апреля 1944 года восьмёрка Ил-2 под командованием И.Б. Катунина под прикрытием восьми истребителей «Киттихаук» из 78-го истребительного авиаполка ВВС СФ (ведущий – капитан М.Н. Верёвкин) и шести истребителей Р-39 «Аэрокобра» из 20-го истребительного авиаполка ВВС СФ (ведущий – старший лейтенант А.К. Тарасов) вылетела для нанесения удара по вражескому конвою Ki.117.Rp, вышедшему рано утром из Киркенеса. Конвой состоял из 15 транспортных судов. Вскоре взлетела вторая группа в составе четырёх штурмовиков Ил-2 из 46-го штурмового авиаполка ВВС СФ под прикрытием четырёх истребителей Як-9 из 20-го истребительного авиаполка ВВС СФ и шести истребителей «Киттихаук» из 27-го истребительного авиаполка ВВС СФ.

Ещё на подходе к цели атакующие группы были встречены и атакованы немецкими истребителями. Обе группы штурмовиков почти одновременно в 11.30–11.31 вышли в атаку на конвой в районе порта Вардё (фюльке Тромс-ог-Финнмарк, Норвегия). Штурмовики заходили с правой стороны конвоя, под их бомбовый удар попали шедшие в корме конвоя транспорты и корабли охранения. Помимо этого, штурмовики обстреляли из пушек и пулемётов зенитную батарею порта.

Огнём со сторожевика V-6110 и охотника за подводными лодками UJ-1220 (того самого, который И.Б. Катунин атаковал 3 марта 1944 года) был сбит ведущий штурмовик. Экипаж направил горящий самолёт на плавучую базу моторных тральщиков «Везер», но, не долетев до неё всего 150 метров, Ил-2 упал в воду. Экипаж в составе: пилота – заместителя командира авиэскадрильи капитана Ильи Борисовича Катунина и воздушного стрелка – сержанта Андрея Михайловича Маркина погиб.

За время войны И.Б. Катунин совершил 12 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 для нанесения бомбо-штурмовых ударов по вражеским кораблям и портам.

За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 года капитану Катунину Илье Борисовичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Этим же Указом звания Героя Советского Союза было посмертно присвоено сержанту Маркину Андрею Михайловичу.

Погибший экипаж увековечен в посёлке Сафоново (в черте городе Североморск Мурманской области) на мемориале в память лётчиков, штурманов и стрелков-радистов ВВС Северного флота, погибших в море во время Великой Отечественной войны.

Награждён орденами Ленина (31.05.1944, посмертно), Красного Знамени (29.10.1943).

16 сентября 1959 года И.Б. Катунин был навечно зачислен в списки 1-й авиаэскадрильи 574-го минно-торпедного (с марта 1961 года – отдельного морского ракетоносного) авиационного полка ВВС Северного флота (базировался в посёлке Лахта; расформирован в июне 2002 года). 16 октября 1967 года посёлок Лахта Приморского района Архангельской области был переименован в посёлок Катунино.

Бюсты И.Б. Катунина установлены в посёлках Сафоново и Катунино. Его именем названы улицы в Брянске, Гомеле и посёлке Катунино, а также школа № 13 в Брянске. В Гомеле на проходной станкостроительного завода, на котором работал И.Б. Катунин, установлена мемориальная доска. В 1966–1995 годах имя Героя носил большой морозильный рыболовный траулер «Илья Катунин» (пор приписки – Мурманск).

Воинские звания:
лейтенант запаса (02.1939)
старший лейтенант (23.07.1943)
капитан (28.03.1944)


 

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980

Герасименко Д.Я., и др. Славен героями Северный флот. Мурманск, 1982

Герои бессмертны. М., 1980.

Герои Советского Союза и Российской Федерации Военно-Морского Флота (1937-2014). С.-Петербург, 2017

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Память солдатского сердца. Выпуск 1. Чебоксары, 1979

Рощин И.И., Сеньков И.С. Парторги военной поры. - М.: Политиздат,1983

Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.

Учётно-послужная карта