Герой Социалистического Труда
Производство: Атомный проект
Эсакия Николай Михайлович

Эсакия Николай Михайлович

06.11.1906 - 04.1987

Герой Социалистического Труда

Даты указов

29.10.1949

Медаль № 4957

Орден Ленина № 118433

Эсакия Николай Михайлович – заместитель генерального директора и руководитель шахтостроительных работ Советско-Германского Акционерного общества «Висмут» Главного управления советского имущества за границей при Совете Министров СССР (Германия).

Pодился 6 ноября 1906 года в городе Поти Кутаисской губернии (ныне – край Самегрело – Верхняя Сванетия, Грузия) в семье революционера Михаила Виссарионовича Эсакия. Грузин.В 1931 году окончил политехнический факультет Тбилисского государственного университета, учился также в Московской горной академии.

В 1931–1933 годах работал инженером сначала на баритовых месторождениях в Грузинской ССР, затем в проектной организации «Закгоспроект» (Тбилиси).

С 1933 года работал в Москве на строительстве Московского метрополитена сменным инженером и начальником участка. В конце 1930-х годов был уже начальником строительства станций метрополитена «Красные Ворота», «Маяковская» и «Новослободская», не имевших аналогов в инженерной практике 1930–1940-х годов.

В начале Великой Отечественной войны, в 1941–1942 годах, выполнял особо важное правительственное задание в городе Куйбышеве (ныне – Самара) по строительству комплекса подземного узла управления Вооружёнными Силами, в котором также должны были при необходимости располагаться правительство СССР и Ставка Верховного Главнокомандования во главе с И. В. Сталиным. С 1942 года – начальник шахты в городе Узловая (ныне – Тульская область).

В 1943–1945 годах – заместитель начальника Главтоннельстроя. В этот период в наряду с продолжением работы по строительству Московского метрополитена Н. М. Эсакия руководил сооружением сверхсложной трассы тоннелей и ширококолейной железной дороги на участке Сухуми – Гагра, сыгравшей важную роль в обороне Кавказа; восстановительными работами на тоннелях и других объектах железнодорожного и автомобильного транспорта на освобождённых территориях. Под его руководством были построены несколько тоннелей на Черноморской железной дороге, для ускорения доставки грузов советским войскам на южном участке советско-германского фронта.

С 1946 года руководил выполнением особо важных заданий в рамках атомного проекта СССР. В 1946–1950 годах – заместитель директора и руководитель шахтостроительных работ в советско-германском акционерном обществе «Висмут» на территории Германии. Тогда «Висмут» был единственным предприятием, обеспечивающим страну урановой рудой (остальные комбинаты только начинали строиться или ещё проектировались). Первая советская атомная бомба, успешно испытанная в августе 1949 года, была создана из полученного «Висмутом» сырья.

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 29 октября 1949 года за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания Эсакия Николаю Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С февраля 1950 года – заместитель начальника строительства №994 по горно-проходческим работам. В сентябре 1951 года назначен заместителем начальника Управления горно-металлургических предприятий МВД СССР – начальником Горного управления. Находясь на этом высоком посту, он решал множество сложнейших практических задач.

Крупнейшим делом его жизни стало строительство уникально горно-химического комбината в городе Красноярск-26 (ныне – Железногорск Красноярского края) для выработки оружейного плутония. В целях обеспечения надёжного укрытия от авиации вероятного противника комбинат строился в толще Атамановского кряжа Саянских гор. Другого сопоставимого промышленного объекта в мире нет, в состав комбината входят реакторный завод (по существу, подземная атомная электростанция), ряд других заводов.

Под руководством Н. М. Эсакия был выполнен огромный объём работ. Общая протяженность и площадь выполненных на глубине свыше 200 метров дорог, цехов, реакторных залов и переходов в несколько раз превышают современные показатели Московского метрополитена. Некоторые производственные помещения достигали высоты 72 метра и длину до 105 метров. Общий объём вынутой горной породы составил более 15 миллионов кубометров. На строительстве работали несколько десятков тысяч специалистов, рабочих и заключённых.

Первый подземный атомный реактор вступил в строй в 1956 году и заглушён только в конце 2000-х годов.

В июле 1960 года переведён из Железногорска в Москву и назначен заместителем начальника Главтоннельстроя в Министерстве транспортного строительства СССР. С 1970 года – начальник строительства Ингурской ГЭС в Грузинской ССР. С 1973 года – главный технолог и консультант Тбилтоннельстроя, на этой должности оказывал большую помощь в строительстве Тбилисского метрополитена.

Член ВКП(б)/КПСС. Избирался делегатом XXIV съезда КПСС (1971), XXIV съезда Компартии Грузии (1971); депутатом Верховного Совета Грузинской ССР 8-го созыва (1971–1975), Железногорского городского Совета депутатов трудящихся, членом городского комитета КПСС.

Жил в Тбилиси. Умер в апреле 1987 года (сообщение опубликовано 14-го числа).

Генерал-директор пути и строительства 3-го ранга (1943).
Генерал-директор пути и строительства 2-го ранга (28.07.1953).

Награждён 3 орденами Ленина (02.06.1944; 29.10.1949, 07.03.1962), орденами Отечественной войны 1-й степени (29.07.1945), Трудового Красного Знамени (20.04.1971), «Знак Почёта» (08.05.1942), медалями.

Ленинская премия. Сталинская премия 1-й степени (1949). Заслуженный инженер Грузинской ССР.

Составитель биографии сердечно благодарит работников Железногорского музейно-выставочного центра и его директора В. А. Попову за предоставленные информацию и фотоматериалы.


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров

Источники

Герои атомного проекта. – Саров, 2005.