Дважды Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Соколов Виктор Фадеевич

Соколов Виктор Фадеевич

08.08.1928 - 15.08.2010

Дважды Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.03.1976

Медаль № 17447

Орден Ленина № 423785

13.06.1984

Медаль № 190

Орден Ленина № 400728

Соколов Виктор Фадеевич - машинист электровоза локомотивного депо Москва-Сортировочная Московской железной дороги.

Родился 8 августа 1928 года в селе Казинка ныне Куркинского района Тульской области в крестьянской семье. Русский. В 1944 году уехал к сестре в Москву. Сначала был зачислен кочегаром, но потом из-за того, что не достиг шестнадцатилетнего возраста, был уволен. Работал пастухом в колхозе.

В 1945 году поступил в локомотивное депо учеником слесаря. По окончании Дорожной технической школы работал помощником машиниста паровоза, машинистом паровоза.

В 1949 году был направлен работать на станцию Кувандык Оренбургской железной дороги. Работал помощником машиниста, а затем машинистом паровоза, тепловоза. С переходом на электротягу в числе первых освоил работу на электровозах.

В 1954 году вернулся в родное депо Москва-Сортировочная, где работал машинистом электровоза до выхода на пенсию. По собственной инициативе был переведен в самую отстающую колонну. Работая с полной отдачей, установив нормальную атмосферу в коллективе, вместе с товарищами добился того, что колонна стала передовой, и ей было присвоено звание коллектива Коммунистического труда.

Выступил инициатором вождения тяжеловесных и длинносоставных поездов. За счет таких составов, применения передовой техники вождения, использования опыта других лучших машинистов В.Ф.Соколов завершил семилетку на год и два месяца раньше, восьмую пятилетку - на год и пять месяцев, девятую - на год и семь месяцев.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1976 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий девятой пятилетки и социалистических обязательств, Соколову Виктору Фадеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

В ночь на 17 марта 1976 года В.Ф.Соколов повел тяжеловесный состав в 5000 тонн (при норме 3500). Рейс был проведен успешно.

5 марта 1980 года В.Ф.Соколов вел от станции Рыбное до станции Перово Московской железной дороги свой первый "десятитысячник" - поезд весом более 10000 тонн. В этом рейсе была применена новая технология вождения: один электровоз поставили в голове состава, другой - в хвосте. Связь между ними поддерживалась по радио. Вскоре началось регулярное курсирование таких тяжеловесных поездов. Их вождение дало большой экономический эффект. Появилась возможность перевозить значительно больше грузов при том же количестве локомотивов. В результате машинисты Московско-Рязанского отделения железной дороги за два с половиной года сэкономили 54 миллиона киловатт-часов электроэнергии.

За счет тяжеловесных и удлиненных составов за годы десятой пятилетки выполнил семь годовых заданий. Еще в августе 1983 года завершил выполнение плана четырех лет одиннадцатой пятилетки. Хорошо зная цену и значение вверенной ему техники, решил развить лунинский метод применительно к современной обстановке, взять электровоз на социалистическую сохранность, чтобы дольше и надежнее служил он, бесперебойно и высокопроизводительно работал. В 1983 году Коллегия Министерства путей сообщения и Президиум ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства одобрили инициативу В.Ф.Соколова и рекомендовали её к широкому распространению.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июня 1984 года за досрочное выполнение заданий и социалистических обязательств одиннадцатой пятилетки Соколов Виктор Фадеевич награжден орденом Ленина и второй золотой медалью "Серп и Молот". Стал дважды Героем Социалистического Труда, первым и единственным в железнодорожной отрасли.

Всего провел 455 тяжеловесных составов, в которых перевез сверх нормы 431 273 т народнохозяйственных грузов, сэкономив при этом 234 502 КВт·ч электроэнергии. Общая экономия за 26 лет работы В.Ф.Соколова на электровозе - более миллиона киловатт-часов, что соответствует отдаче иной электростанции. На его счету 3 миллиона километров безаварийного пробега.

С 1989 года В.Ф.Соколов - на заслуженном отдыхе. Находясь на пенсии, передавал свой богатый практический опыт молодым работникам локомотивного депо.

Жил в Москве. Умер 15 августа 2010 года. Похоронен в Москве на Хованском Северном кладбище.

Заслуженный работник транспорта РСФСР (28.08.1980).

Награждён 2 орденами Ленина (05.03.1976; 13.06.1984), орденом Трудового Красного Знамени (09.04.1969), медалями; знаком "Почётному железнодорожнику".

Бронзовый бюст Героя установлен на родине - в деревне Казинка. Именем В.Ф.Соколова назван один из локомотивов в локомотивном депо "Москва-Сортировочная-Рязанская".

Дополнили и исправили Сергей Каргапольцев и Андрей Симонов.


Из интервью В.Ф.Соколова журналу «Железнодорожный транспорт», 1977 г., № 4.

«... Один из важнейших ресурсов повышения эффективности нашей работы - вождение полносоставных и тяжеловесных поездов.

В его реализации большую помощь оказывают работники службы движения. В творческом содружестве с диспетчерским аппаратом Московско-Рязанского, Рязанского отделений и работниками станций Москва-Сортировочная-Рязанская, Рыбное, Воскресенск, Голутвин, Черусти наша колонна взяла обязательство перевезти в 1977 г. сверх нормы в тяжеловесных поездах 800 тыс. т народнохозяйственных грузов. Мой личный вклад составит 40 тыс. т.

Другим важным резервом повышения эффективности работы является экономное использование электроэнергии на тягу поездов. Коллектив колонны обязался за счет применения передовых методов вождения поездов сэкономить 300 тыс. кВт/ч электроэнергии.

Я взял обязательство сэкономить 25 тыс. кВт/ч и провести на этой энергии 6 полновесных грузовых поездов.

Опыт работы передовых машинистов показывает, что для достижения высоких результатов экономии электроэнергии и дизельного топлива недостаточно только знать профиль пути на обслуживаемом участке и конструкцию локомотива. Необходимо хорошо разбираться в основах тяги поездов и энергетических характеристиках локомотивов. Лишь в этом случае при управлении поездом машинист сможет выбрать наиболее рациональный режим ведения поезда, обеспечить более полное использование мощности.

Поэтому все мы постоянно учимся, повышаем профессиональное мастерство, регулярно проводим технический анализ выполнения показателей, влияющих на расход энергоресурсов, разбираем случаи перерасхода энергии, разрабатываем мероприятия по устранению выявленных недостатков. Над всеми молодыми машинистами и выпускниками училищ шефствуют более опытные товарищи, которые передают им свои богатые знания. Я, в частности, подготовил в прошлом году двух помощников машиниста. В этом году один из моих учеников станет машинистом, а всего в колонне будет подготовлено 10 машинистов для сдачи экзамена на классность и 3 помощника – на оформление машинистами электровозов.

Резервы экономного расходования топливно-энергетических ресурсов заключаются в дальнейшем улучшении технического состояния локомотивов. Мы широко используем лунинский метод содержания локомотивов и ухода за ними, принимаем активное участие в комиссионных осмотрах. Для усиления контроля за качеством ремонта взяли обязательство ежемесячно принимать из планового ремонта подшефные локомотивы.

... Мы поставили перед собой цель завоевать в юбилейном году звание образцовой колонны, а в соревновании с колонной имени 50-летия Октября - «Лунинской колонны». Не сомневаюсь, что наш комсомольско-молодежный коллектив добьется этой высокой цели».

Биографию подготовил: Сергей Кащеев

Источники

Ведомости Верховного Совета СССР

Герои одиннадцатой пятилетки. Кн. 5. М.: Экономика, 1986

Герои Социалистического Труда. М. «Известия» 1988

Герои Социалистического Труда: биобиблиогр. слов. Т.1. – Москва, 2007.

Конарев Н.С. Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941—1945. - М.: Транспорт, 1987

Россовский В.П. Золотые Звезды Оренбуржья, 1989

Скорбим [некролог] // Гудок - 2010- 17 августа