Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Москвичёв Виктор Александрович

 
Москвичёв Виктор Александрович
14.03.1922 - 02.02.1997
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 15.05.1946 Медаль № 9081

    Памятники
  Надгробный памятник
  Мемориальная доска в Нижнем Новгороде


Москвичёв Виктор Александрович - старший лётчик 825-го штурмового авиационного полка (225-я штурмовая авиационная Рижская дивизия, 15-я воздушная армия, Ленинградский фронт), лейтенант.


Родился 14 марта 1922 года в деревне Досадино ныне Вадского района Нижегородской области  в крестьянской семье. Русский. В 1935 году окончил 7 классов сельской школы. В 1938 году переехал в город Горький (ныне – Нижний Новгород). В 1938-1940 годах работал на Горьковском автозаводе, окончил вечернюю среднюю школу, одновременно в 1939-1940 годах обучался в аэроклубе имени Баранова.

После аэроклуба был направлен на учебу в Энгельскую военную авиационную школу пилотов. По окончании школы в 1941-1943 годах обучался в Краснодарском объединённом военном авиационном училище в группе командиров звеньев. Из училища был направлен на Брянский фронт в авиационный истребительный полк. Во время выполнения тренировочного полёта на групповую слётанность самолёт В.А. Москвичева столкнулся с другим самолётом. Погибли два лётчика. По законам военного времени В.А.Москвичев был осуждён военным трибуналом сроком на 10 лет лишения свободы, которые были заменены направлением в действующую армию - в штрафную роту.

В штрафной роте кровью искупил свою вину, был награждён орденом Красной Звезды. Находясь на излечении в военно-полевом госпитале, В.А.Москвичёв узнал, что рядом расположился штурмовой авиационный полк. По выздоровлении обратился к командиру авиаполка с просьбой зачислить его в полк. Просьба была удовлетворена - приказом командира 825-го штурмового авиационного полка 225 штурмовой авиационной дивизии он был назначен на должность старшего лётчика. Прошёл лётную подготовку на учебно-тренировочном самолете УИЛ-2, после чего был допущен к самостоятельным полётам на штурмовике Ил-2.

С апреля 1944 года принимал участие в боевых вылетах. Лётчик-штурмовик В.А.Москвичёв сражался в составе 15-й воздушной армии на 2-м Прибалтийском и Ленинградском фронтах.

Участвовал в Режицко-Двинской фронтовой наступательной операции (10-27 июля 1944 года), в ходе которой были освобождены западные районы Псковской области, взяты города Идрица, Себеж, посёлок Пушкинские Горы; войска 2-го Прибалтийского фронта вступили на территорию Латвии и освободили города Режица (Резекне) и Двинск (Даугавпилс).

С 1 по 28 августа 1944 года участвовал в Мадонской наступательной операции на территории Латвии, в ходе которой войска 10-й гвардейской, 3-й и 4-й ударных армий с боями преодолели труднопроходимую лесисто-болотистую Лубанскую низменность и освободили города Ливаны, Мадонна, посёлок Эргли, уничтожив крупную группировку войск противника и продвинувшись на Рижском направлении на 25 километров.

С 14 сентября по 22 октября 1944 года принимал участие в Рижской стратегической наступательной операции – составной части Прибалтийской операции (14 сентября – 24 ноября 1944 года), в ходе которой 13 октября 1944 года была освобождена столица Латвии Рига и практически полностью освобождена от немецко-фашистских войск территория Латвии.

В 1945 году в составе 2-го Прибалтийского, с 1 апреля - Ленинградского фронта участвовал в боях по ликвидации курляндской группировки противника.

К 19 марта 1945 года В.А.Москвичёв совершил 115 боевых вылетов на разведку и бомбардировку железнодорожных эшелонов, огневых позиций, скоплений живой силы и техники противника, нанеся ему значительный урон.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за успешно выполненные 115 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 и проявленные при этом отвагу и мужество лейтенанту Москвичёву Виктору Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 9081).

К концу войны на счету В.А.Москвичёва было более 120 боевых вылетов.

После войны В.А.Москвичёв продолжал службу в ВВС Советской Армии. С 1956 года капитан В.А.Москвичёв - в запасе.

Жил в городе Горький. Работал на Горьковском автозаводе, был председателем районного комитета ДОСААФ. С 1987 года – на пенсии. Скончался 2 февраля 1997 года. Похоронен на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде.

Награждён орденом Ленина (15.05.1946), двумя орденами Красного Знамени (19.12.1944, 15.01.1945), орденами Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (23.03.1945) степени, двумя орденами Красной Звезды (1943, 19.09.1944), медалями.

В городе Нижний Новгород на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

Из наградного листа:


На 19 марта 1945 года совершил 115 боевых вылетов на самолете Ил-2.

За 12 успешных боевых вылетов  награжден орденом «Красная Звезда», за последующие 20 боевых вылетов награжден орденом «Красное Знамя», за последующие 20 боевых вылетов награжден вторым орденом «Красное Знамя» и за последующие 29 успешных боевых вылетов награжден орденом «Отечественная война» 2-й степени. С момента награждения совершил 35 успешных боевых вылетов на самолете ИЛ-2.

Одновременно с выполнением боевых заданий производит фотографирование результатов штурмовки групп.

Тов. Москвичев является мастером штурмовых ударов. Весь боевой путь отважного летчика полон мужества и героических подвигов.

Выполнял боевое задание 17.08.1944 года в районе Светлоч  по штурмовке артиллерийско-минометных батарей и живой силы противника в группе старшего лейтенанта Лапшина. При подходе к цели по группе был открыт сильный огонь зенитной артиллерии, несмотря на это, он смело атаковал цель, уничтожив 2 орудия полевой артиллерии вместе с прислугой. С последующих заходов сфотографировал результат штурмовки всей группы и благополучно возвратился на свой аэродром. Действия подтверждают старший лейтенант Лапшин и капитан Кузнецов.

Выполняя боевое задание 23.08.1944 года по штурмовке артиллерийско-минометных батарей  и живой силы противника в районе Пекмини – Янемуйжа, несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, сделал 2 атаки на цель и с последующих заходов произвел фотографирование цели. В это время был атакован четырьмя истребителями противника ФВ-190. Самолет был подбит, а сам тов. Москвичев ранен. Несмотря на это, он произвел посадку на территории противника и, превозмогая сильную боль от раны, скрылся в лесу. Благодаря мужеству и находчивости, он в течение 5 дней пробирался к своим войскам и лишь 27.8.1944 прибыл в свою часть.

Выполняя боевое задание 25.10.1944 года по разведке войск противника с попутной штурмовкой в районе Бриежи, он обнаружил замаскированное скопление техники и живой силы противника. Не теряя ни минуты, он вместе со своим ведомым пролетел над целью, не став ее бомбить. Отбомбившись по другой цели, он возвратился на свой аэродром и доложил о результатах разведки. Немедленно после его доклада 20 самолетов ИЛ-2 вылетели на штурмовку этой цели. Группами было произведено по 4 захода на цель. После занятия этого района нашими войсками выяснилось, что группа уничтожила до роты пехоты противника, 8 автомашин, 11 подвод  и 3 орудия полевой артиллерии. Действия подтверждают майор Соколов, старший лейтенант Плотников.

Выполнял боевое задание 27.10.1944 года в районе Минес по штурмовке живой силы и техники противника. При подходе к цели батарея зенитной артиллерии противника открыла сильный огонь по штурмовикам. Тов. Москвичев, заметив батарею противника, пустил туда два РС-82 и открыл огонь из пушек и пулеметов. После его атаки батарея огня больше не вела.  Во время атаки цели тов. Москвичев прямым попаданием взорвал автомашину с боеприпасами и с последующих 2-х заходов пушечно-пулеметным огнем рассеял и частично уничтожил до взвода пехоты противника. Действия подтверждают старший лейтенант Плюснин и сержант Ильяных.

Выполняя боевое задание 23.11.1944 года в районе Скутани по штурмовке артиллерийско-минометных батарей и живой силы противника, тов. Москвичев, несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, смело  атаковал цель и вывел из строя зенитную установку на автомашине. С последующих 3-х заходов пушечно-пулеметным огнем подавлял зенитные точки противника, чем обеспечивал эффективное выполнение боевого задания другим экипажам. После штурмовки целей всей группой тов. Москвичев сфотографировал результат штурмовки и благополучно возвратился на свой аэродром. Действия подтверждают старший лейтенант Плюснин и старший лейтенант Базуев.

Выполняя боевое задание 6.1.1945 года, 5 самолетов ИЛ-2 штурмовали живую силу и технику противника в районе Джукоте. Несмотря на интенсивный огонь зенитной артиллерии противника, тов. Москвичев прямым попаданием бомб уничтожил 2 автомашины, но и сам был подбит. Несмотря на то, что самолет получил повреждения, он произвел 3 захода на цель и уничтожил орудие полевой артиллерии вместе с прислугой. Действие подтверждают майор Фарафонов и  старший лейтенант Базуев.

Выполнял боевое задание 14.1.1945 года парой на разведку с попутной штурмовкой войск противника в районе Дунье. На штурмовиков напали 2 истребителя противника ФВ-190. Штурмовики приняли плотный строй перешли на бреющий полет, этим самым не дали возможности атаковать себя. Видя свою неудачу, истребители противника ушли во-свояси. На обратном маршруте тов. Москвичев обнаружил подводы с грузом и начал производить по ним атаку. С двух заходов пушечно-пулеметным огнем он уничтожил две подводы с грузом. Действия подтверждают  старший лейтенант Суханов и младший лейтенант Бондаренко.

Выполняя боевое задание 5.3.1945 года, 5 самолетов ИЛ-2, ведомые майором Соколовым, производили штурмовку артиллерийско-минометных батарей и живой силы противника в районе Лауриши. При отходе от цели на штурмовиков напали 6 ФВ-190. Тов. Москвичев, видя впереди себя пару атакующих истребителей, перевел самолет в набор высоты и дал мощный заградительный огонь из РС-ов и пушек, отбил атаку 2-х истребителей от своего товарища, умело маневрируя своим самолетом и постоянно держа связь с воздушным стрелком, он дал возможность стрелку атаковать истребитель противника, который длинной очередью из своего пулемета сбил одного ФВ-190. Действия подтверждают майор Соколов и старший лейтенант Плотников.

На своем боевом счету тов. Москвичев имеет уничтоженной живой силы и техники противника: автомашин 27, подвод с грузом 40,  танков 2, орудий зенитной артиллерии 8, орудий полевой артиллерии 16, ДЗОтов 3, железнодорожных вагонов 8, паровозов 1,  солдат и офицеров до 300 человек.

За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, за ущерб, нанесенный противнику, и за совершенные 115 успешных бовых вылетов на самолете ИЛ-2 Москвичев Виктор Александрович достоин высшей правительственной награды – звания «Герой Советского Союза».

Командир 225 ШАП майор Солопов
6 мая 1945 года
-----------------------------------------------

 Из очерка И.А.Крутова в книге «За Отчизну, свободу и честь!»

…Наиболее ответственной операцией, в которой участвовал Москвичев, было, пожалуй, разрушение моста через  реку Скрунда. В начале 1945 года большая группировка  немецких войск оказалась зажатой на Курляндском полуострове. Немецкое командование рассчитывало, что мощным контрнаступлением эти войска помешают продвижению советских войск вглубь Германии. Нашей авиации ставилась задача: разрушить коммуникации в тылу неприятеля и не допускать подбрасывания новых подкреплений через порт Либава.
Соединение штурмовиков, в котором служил Москвичев, в течение трех дней не могло разрушить железнодорожный мост через реку Скрунда. Мост этот находился на единственной дороге, по которой шел основной подвоз и вывоз войск противника. Зенитная артиллерия немцев и их авиация тщательно охраняли мост с воздуха.
– Я разобью мост, – заявил Москвичев командиру соединения.
Через два-три дня в части было получено приказание командующего : «Лейтенанту Москвичеву приготовиться и разрушить мост через реку Скрунда».
Прежде, чем вылететь на задание, Москвичев на импровизированном полигоне тренировал себя в точном сбрасывании бомб. Затем самолет был оснащен нужными боеприпасами. Штурмовику были приданы четыре истребителя сопровождения и прикрытия.
Ясно было в день вылета. Видимость прекрасная. Линию фронта наши самолеты перешли на высоте 600-700 метров. Долго летели над лесом. Зенитки врага еще молчали. Но как только штурмовик выскочил на открытое пространство,  на него обрушился шквал зенитного огня. От прямого попадания в самолет сразу было перебито управление рулем поворота. Слабее стало ножное управление. Но мост уже близко. Раздумывать некогда.
Цель молниеносно приближалась. Москвичев успел сбросить на мост несколько бомб.Его самолет получил еще несколько прямых попаданий. Он то снижался, то поднимался – клевал носом. Воздушная система была перебита.
На аэродроме его ждали с большим нетерпением. Никто не думал, что с такого задания летчик вернется живым, но Москвичев сумел дотянуть самолет. Через несколько минут приземлились сопровождающие самолеты и привезли фотографическую пленку.
– Боевое задание выполнено. Мост разрушен.
Все горячо поздравляли Москвичева.
В этот же период на Тукумском направлении были жаркие схватки с врагом.
В паре с лейтенантом Горовым Москвичев разведывал в тылу у немцев передвижения их войск по железной дороге. На одном перегоне Москвичев обнаружил дым из паровоза. Не теряя ни секунды, скомандовал лейтенанту Горову, и оба штурмовика ринулись в атаку. На бреющем полете сбросили бомбы, но поезд продолжал двигаться.
– Не попали! – выругался Москвичев. – Докончить!
Самолеты снова устремились на эшелон и обстреляли его реактивными снарядами. Четвертый снаряд угодил прямо в цель: над эшелоном появились клубы дыма.
– Так тебе и надо, ползучий гад, – с радостью произнес Москвичев и облнгченно вздохнул. Сделав круг, летчик снова направил самолет к эшелону и увидел, что одни вагоны горели, другие свалились под откос.
На станции летчики тоже обнаружили эшелоны. Обстреляли их под огнем зениток. Внизу раздались сильные взрывы. Через некоторое время партизаны сообщили, что нашими штурмовиками были разбиты в этом районе эшелоны с боеприпасами.

Кроме приведенных источников, при подготовке биографии были использованы материалы с сайта Нижегородский некрополь. Фотография мемориальной доски – с сайта Открытый текст.

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 За Отчизну, свободу и честь! Книга 1. Горький, 1961
 Тюльников Л.К., Басович Я.И. Герои Советского Союза - горьковчане. Горький, 1981