Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Глазов Иван Матвеевич

 
Глазов Иван Матвеевич
01.08.1919 - 30.04.1945
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 19.08.1944 Медаль № 4359


Глазов Иван Матвеевич - заместитель командира эскадрильи 17-го гвардейского авиационного Рославльского полка (6-я гвардейская авиационная дивизия, 1-й гвардейский авиационный корпус, Авиация дальнего действия), гвардии лейтенант.


Родился 1 августа 1919 года в посёлке Чистяково ныне Брянского района Брянской области в крестьянской семье. Русский. Окончил 8 классов и курсы электромонтеров, работал по специальности. Призван в армию в 1940 году. В 1941 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов, в 1942 году – Высшую школу штурманов и летчиков авиации дальнего действия.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с 19 октября 1942 года. Летал на бомбардировщике Ил-4. В боевых вылетах принимал участие с 10 марта 1943 года. С мая 1943 года до своей гибели в конце войны сражался в 17-м гвардейском авиационном полку дальнего действия (26 декабря 1944 года переименованного в 17-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк).

Авиация дальнего действия во время войны выполняла задачи как общестратегического характера, так и задачи в интересах различных фронтов во время проведения важнейших операций, действовала на направлениях главного удара, содействуя наземным войскам.

В первой половине 1943 года одной из главных задач, поставленных перед Авиацией дальнего действия, являлась боевая работа по срыву железнодорожных перевозок войск и техники противника, а также нарушение снабжения войск, находящихся на фронте. Младший лейтенант И.М.Глазов в составе полка, действуя с аэродрома в Монино, совершал боевые вылеты на бомбардировку живой силы и техники противника на железнодорожных узлах Брянск, Унеча, Киев, Могилев и других, аэродромах Витебск, Орел, Орша, Сеща, Полтава.

С начала июля 1943 года, когда началась Курская битва, в составе полка действовал в интересах войск фронтов, расположенных на северном и южном фасах Курской дуги. Под Курском полк совершил 263 боевых вылета, сбросив при этом на врага 383 тонны бомб. 7 сентября 1943 года полк был награждён переходящим Красным Знаменем от трудящихся Москвы, как лучший полк корпуса.

Во время Смоленско-Рославльской наступательной операции (15 сентября — 2 октября 1943) войск Западного фронта участвовал в нанесении бомбовых ударов по укреплениям и военным объектам противника. Действуя с аэродромов "подскока", экипажи полка совершали за ночь по 2-3 боевых вылета на разгром немецко-фашистских войск в районе городов Смоленск и Рославль. 25 сентября 1943 года войска фронта освободили Смоленск и Рославль; 17-му гвардейскому авиационному полку дальнего действия было присвоено наименование "Рославльский.

В октябре-ноябре 1943 года с аэродрома Адуево совершал боевые вылеты, главным образом, в интересах Ленинградского фронта, содействуя войскам, оборонявшим Ленинград.

В декабре 1943 года его полк перебазировался на аэродром Макарово (близ города Калинин (ныне - Тверь).

С 14 января по 1 марта 1944 года участвовал в Ленинградско-Новгородской стратегической операции по окончательному снятию блокады Ленинграда. Наносил бомбовые удары по вражеским позициям в районах станций Мга, Синявино, действовал по дальним и ближним целям в районах Хельсинки, Таллина, Риги, Пскова, Острова, других объектов.

С конца мая 1944 года с аэродрома Осняки (Черниговская область, Украина) совершал боевые вылеты по целям в Восточной Пруссии, в ходе Белорусской стратегической операции (23 июня — 29 августа 1944 года) наносил бомбовые удары по войскам и объектам противника в Прибалтике и Белоруссии.

К началу июля 1944 года гвардии лейтенант И.М.Глазов совершил 210 успешных боевых вылетов на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника, железнодорожных коммуникаций, аэродромов, укреплений, скоплений войск и техники противника в районах нанесения главных ударов наземными войсками в ходе важнейших стратегических наступательных операций.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Глазову Ивану Матвеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В начале сентября 1944 года его полк перебазировался на аэродром Мачулищи (под Минском), совершал боевые вылеты на дальние цели - Будапешт и Дебрецен; в дальнейшем полк выполнял боевые задачи по содействию войскам Ленинградского, 1-го, 2-го, и 3-го Прибалтийских фронтов и 3-го Белорусского фронта в Прибалтийской наступательной операции по освобождению Прибалтики,  войскам 1-го и 2-го Белорусских фронтов в Восточно-Прусской наступательной операции - по овладению Восточной Пруссией и освобождению Польши. При этом наносились мощные бомбовые удары по войскам, опорным пунктам, военно-морским базам, аэродромам, складам и другим объектам противника в районах городов Таллин, Рига, Скрунда, Либава, Мемель, Тильзит, Данциг, Кёнигсберг, Инстербург и Гумбиннен.

На завершающем этапе Великой Отечественной войны в составе полка И.М.Глазов совершал боевые вылеты с аэродрома Пружаны (Белоруссия), нанося бомбовые удары по войскам противника, его аэродромам, железнодорожным узлам, портам и опорным оборонительным пунктам в Восточной Пруссии и Германии, в том числе в городах Кёнигсберг и Берлин.

Последний боевой вылет полка в Великой Отечественной войне состоялся 30 апреля 1945 года. В этом вылете гвардии капитан И.М.Глазов погиб.

В этот день полк в составе дивизии наносил бомбовые удары по железнодорожному узлу и порту на Балтийском море городу Свинемюнде. Этот важный узел коммуникаций противника был прикрыт средствами противовоздушной обороны; в нем шла эвакуация войск, техники и населения. Самолёт И.М.Глазова был подбит зенитным огнём при отходе от цели после успешного выполнения боевой задачи, но пилот сумел вывести практически потерявший управление самолет из зоны огня. Видя, что машина вот-вот упадёт, капитан И.М.Глазов дал команду экипажу покинуть борт самолёта. Сам он до последнего момента оставался в воздухе, стараясь выиграть считанные секунды, чтобы спасти жизнь членов экипажа – своих товарищей. Когда капитан убедился, что все они покинули падающий самолёт, он уже не мог воспользоваться парашютом и спастись. Была слишком малая высота. Наши наступающие войска подобрали оставшихся в живых штурмана, воздушного стрелка-радиста и воздушного стрелка. Лётчика с ними не было. Он погиб вместе с самолётом.

Похоронен в братской могиле в городе Бялы-Бур (Польша, Западно-Поморское воеводство, Щецинецкий повят).

Награждён орденом Ленина (19.08.1944), двумя орденами Красного Знамени (21.07.1943, 29.12.1943).

Из наградного листа


В действующей Красной Армии с 19.10.1942 года. В боевой работе принимает участие с 10.3.1943 года. За этот период времени совершил 2 боевых вылета днем и 208 – ночью, из которых 5 на дальние цели – по городам Тильзит 20.4.1943, Кенигсберг 28.4.1943, Брест 4.5.1943, Хельсинки 6.2.1944 года -2 вылета.
Летает в составе экипажа: штурман гвардии старший лейтенант Капралов, воздушный стрелок-радист гвардии старшина Полетаев, воздушный стрелок гвардии старший сержант Попков.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками награжден двумя орденами Красного Знамени 21.7.1943 года и 29.12.1943 года. После этого совершил 69 успешных боевых вылетов ночью, из которых 2 – на военно-политический центр противника город Хельсинки 6.2.1944 года.
В каждый боевой полет идет с большой охотой и рвением. Неугасимая энергия и непреклонная  воля направлены на одно – максимум сделать того, что он может для дела победы нашей Родины. Это находит воплощение в каждом его боевом вылете, во всей его жизни.
В июле 1943 года в период напряженных боев по ликвидации немецкого наступления, а затем и Орловского плацдарма немцев гвардии лейтенант Глазов совершил 27 боевых вылетов, часто делая по 2 вылета в одну ночь.
20 боевых вылетов сделал в интересах обороны Ленинграда на бомбардировку передовых укреплений и артиллерийских батарей противника.
Особенно отличился в боях за Смоленск и Рославль. На бомбардировку укреплений, живой силы  и складов в период непосредственных боев за Смоленск и Рославль Глазов совершил 25 боевых вылетов. Часто боевые задания приходилось выполнять при погоде, которая кажется недопустимой для полета. Преодолевая все трудности, связанные с этим,  всегда пробивался к цели и успешно выполнял боевую задачу.
Так, например, 29.08.1943 года при налете на укрепленный район Духовщина полет проходил в тяжелых метеоусловиях: при 10-балльной облачности высотой от 200 до 800 метров, туман,  местами ливневые дожди. Только 3 экипажа из всей части, в числе которых был Глазов, смогли пробиться к цели и успешно выполнить задание.
17-й гвардейский полк приказом т. Сталина переименован в Рославльский.В этом большая заслуга гвардии лейтенанта Глазова, всегда и в любых условиях успешно выполнявшего боевые задания.
Выполняя боевые задания, гвардии лейтенант Глазов проявляет не только умение, но и дерзость, мужество и героизм.
23.08.1943 года при выполнении боевого задания  подвергся сильной атаке истребителей противника, в результате которой самолет был подбит. Несмотря на то, что машина была плохо управляемая, разбита правая плоскость, выведена полностью из строя радиостанция, а также было сплошное заклинивание триммера руля глубины, преодолевая все трудности, связанные с этим, благополучно довел и посадил машину на свой аэродром, тем самым спас жизнь экипажа и сохранил дорогостоящую боевую машину.
За совершенные им 210 боевых вылетов гвардии лейтенант Глазов нанес большой ущерб в живой силе и технике противника.
14.9.1943 года при бомбардировании железнодорожного узла Гомель бомбы попали в гущу эшелонов и образовали большие взрывы и пожары.
При налете на заводы города Кохтла 21.4.1944 года, несмотря на неблагоприятную метеообстановку, образовал 3 очага пожара.
8.1.1944 года гвардии лейтенант Глазов участвовал в налете на аэродром Идрица. Полет проходил в тяжелых метеоусловиях, несмотря на это,  задание выполнил успешно. По сообщению начальника штаба 2-го Прибалтийского фронта, в результате этого налета на аэродроме Идрица было уничтожено 15 самолетов противника, разрушено летное поле и убито большое количество немецких солдат и офицеров.
На протяжении долгого времени гвардии лейтенант Глазов выполняет ответственнейшую задачу по подсветке целей противника и с этой задачей всегда справляется отлично. Всего на подсветку целей им произведено 95 успешных самолетовылетов.
В настоящее время экипаж гвардии лейтенанта Глазова осваивает ночное фотографирование цели. Первые полеты на фотографирование показали, что он и с этой задачей справляется отлично. Особенно успешным был его на Хельсинки 6.2.1944 года, когда, отлично осветив цель, он точным попаданием вызвал взрыв большой силы.
 В мае 1944 года участвовал в выполнении спецзадания по обеспечению партизанской группы, действующей в глубоком тылу противника, куда совершил 3 успешных боевых вылета.
В каждом полете на бомбардирование живой силы и техники противника, освободившись от бомб, снижается и, делая по нескольку заходов, обстреливает наземные войска противника из всех своих пулеметных установок.
Свою боевую работу по разгрому немецких оккупантов гвардии лейтенант Глазов начал с рядового летчика и за сравнительно небольшой срок вырос до заместителя командира эскадрильи.
Гвардии лейтенант Глазов принадлежит к числу тех немногих летчиков, которые ведут боевую работу с максимальным напряжением. Начав боевую работу 10.3.1943 года, он уже к 10.7.1944 года совершил 210 боевых вылетов и добился среднего напряжения в месяц более 16 вылетов. В отдельные месяцы совершал  25, 27 и 30 боевых вылетов.
Гвардии лейтенант Глазов является инициатором повышенной боевой нагрузки. С тяжелого для взлета аэродрома Макарово он брал по 1750 – 2000 кг бомб. Всего за время боевой работы им сброшено на головы врага более 235 тонн бомбового груза.
Как заместитель командира эскадрильи со своими обязанностями справляется отлично, показывая при этом хорошие организаторские способности. Является инструктором по поверке техники пилотирования летчиков своего подразделения, только за июнь проверил технику пилотирования семи летчиков днем под колпаком.
За все время боевой работы не имеет ни одного случая потери ориентировки. Аварий и поломок. Общий налет на всех типах самолетов составляет 1110 часов. Все боевые вылеты совершил в системе АДД.
Боевой путь гвардии лейтенанта Глазова – это путь настоящего бесстрашного офицера Красной Армии и подлинного патриота нашей Родины, отдающего все свои силы, знания и способности на полный разгром немецких захватчиков.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть, мужество и героизм, достоин высокой правительственной награды – присвоения звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Командир авиационной эскадрильи 17 гвардейского авиационного Рославльского полка
Герой Советского Союза гвардии майор Краснухин

Кроме приведенных источников, при подготовке биографии использованы материалы с сайтов Авиаторы второй мировой и Единое окно доступа к образовательным ресурсам (Воспоминания лётчика 17-го гвардейского авиационного полка Е.В.Малафеева).

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная... — М.: ООО «Дельта НБ», 2004
 Документы на сайте «Подвиг народа»