Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Бюшгенс Георгий Сергеевич

 
Бюшгенс Георгий Сергеевич
16.09.1916 - 31.07.2013
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 11.10.1974 Медаль № 13159
Орден Ленина № 422452

    Памятники
  Мемориальная доска в Жуковском


Бюшгенс Георгий Сергеевич – советский российский учёный в области механики полёта и прикладной аэродинамики, организатор и непосредственный участник широкомасштабных исследований по разработке новых летательных аппаратов различного назначения, заместитель директора Центрального аэрогидродинамического института Министерства авиационной промышленности СССР.

Родился 3 (16) сентября 1916 года в Москве в семье известного математика профессора Московского государственного университета Сергея Сергеевича Бюшгенса (1882-1863). Русский (его прадед был выходцем из Нидерландов). Член КПСС с 1963 года. В 1940 году окончил Московский авиационный институт и поступил на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), с которым была связана вся его последующая жизнь и деятельность. В период Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Казани. В 1945 году вернулся в Москву.

Работал в ЦАГИ инженером, начальником лаборатории, начальником отдела, начальником отделения динамики (1961-1965), заместителем начальника по аэродинамике и динамике полёта (1963-1965), первым заместителем директора (1965-1992), советником дирекции и председателем учёного совета (с 1992). Одновременно преподавал в Московском физико-техническом институте (МФТИ), а с 1982 года был профессором и заведующим кафедрой динамики полёта этого института. В течение многих лет был председателем экспертной комиссии Высшей аттестационной комиссии.

После Великой Отечественной войны на основе немецких трофейных материалов по стреловидным крыльям создал эффективный метод расчёта скоса потока у оперения и положения аэродинамического фокуса самолёта. Им были сформированы требования к динамике продольного и бокового движений, а также определены понятия запасов статической устойчивости по перегрузке и скорости, положенные в основу ряда выпусков «Руководства для конструкторов и первых отечественных норм лётной годности». На протяжении многих лет возглавлял работы в области устойчивости, управляемости, динамики и аэродинамики летательных аппаратов, сочетал теоретические исследования с решением практических задач создания летательных аппаратов.

Под его руководством разработаны и внедрены в практику расчётные инженерные методы анализа динамики самолётов, их устойчивости и управляемости при дозвуковых и сверхзвуковых скоростях полёта, исследованы вопросы рациональной автоматизации управления самолётом; на основе теоретических исследований был выявлен ряд особенностей динамики сверхзвуковых самолётов.

Ещё в начале 1950-х годов он стал пионером использования вычислительной техники и средств автоматизации для улучшения комплекса характеристик самолётов. Участвовал в разработке концепции и создании первых сверхзвуковых истребителей МиГ-17 и МиГ-19, машин с крылом изменяемой геометрии МиГ-23, Су-24, Ту-22М и Ту-160, Су-27 и МиГ-29, пассажирских и транспортных воздушных судов семейств «Ту», «Ил», «Ан». Участвовал в работах над орбитальным самолётом «Буран».

Указом Президиума Верховного Совета СССР ("закрытым") от 11 октября 1974 года Бюшгенсу Георгию Сергеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Автор свыше 150 научных работ, включая 12 монографий, среди которых «Динамика пространственного движения самолёта» (1967, в соавторстве), «Динамика продольного и бокового движения» (1979), «Пространственное движение самолёта» (1983), «История самолётостроения в СССР. 1917-1945» (1992, в соавторстве) «Аэродинамика, динамика полёта магистральных самолётов», «Аэродинамика, устойчивость и управляемость сверхзвуковых самолётов» (1998), редактор-составитель книг «Аэродинамика, динамика полета и прочность», «Энциклопедия машиностроения» (2002).

Скончался 31 июля 2013 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Награждён 3 орденами Ленина (22.07.1966, 26.04.1971, 11.10.1974), орденами Октябрьской Революции (03.11.1988), Трудового Красного Знамени (12.07.1957), медалями, в том числе 2 "За трудовую доблесть" (16.09.1945, 27.03.1953).

Лауреат Ленинской премии (1961), Государственной премии РФ (2001), премии имени Н.Е.Жуковского (1979).

Доктор технических наук, профессор (1963), член-корреспондент (1966) и действительный член (1981) АН СССР (с 1991 ‒ РАН), иностранный член Инженерной академии КНР (1996).

Почётный гражданин Жуковского.

В городе Жуковский Московской области на одном из корпусов ЦАГИ установлена мемориальная доска Г.С.Бюшгенсу.

 

Биография предоставлена Александром Наровлянским

    Источники
 Бюшгенс А. Создатель научной школы динамиков ЦАГИ // Военно-промышленный курьер, 2006, №36
 Московцев А. Патриарх ЦАГИ // Независимое военное обозрение, 2006, №36