Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Покликушкин Александр Васильевич

 
Покликушкин Александр Васильевич
28.10.1913 - 18.03.1945
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 01.07.1944 Медаль № 3723


Покликушкин Александр Васильевич - командир звена 74-го штурмового авиационного Сталинградского полка (1-я гвардейская штурмовая авиационная Сталинградская Краснознамённая дивизия, 8-я воздушная армия, 4-й Украинский фронт), гвардии лейтенант.


Родился 28 октября 1913 года в Москве в семье рабочего. Русский. После 1917 года вместе с семьёй переехал во Владимирскую область. После окончания неполной средней школы в селе Гусь-Железный (ныне посёлок городского типа) Касимовского района Рязанской области с 1931 года работал учеником машиниста на лесозаводе, затем слесарем на фабрике «Красный текстильщик» в городе Касимов. В 1932 году призван на действительную службу в армию Касимовским райвоенкоматом.  Окончил школу младших авиационных специалистов, проходил срочную, а затем сверхсрочную службу в авиационных частях Ленинградского военного округа, потом в войсках ПВО Московского военного округа. В 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. Был направлен на Дальний Восток.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с июня 1942 года. Сражался на Западном, Юго-Западном, Сталинградском, Южном, 4-м Украинском, 3-м Белорусском фронтах.

Начал свою боевую деятельность лётчиком на самолёте У-2, воевал на Западном, Юго-Западном, Сталинградском и Южном фронтах в частях ночной бомбардировочной авиации. Летал на разведку, ночное бомбометание, корректировку артиллерийского огня. За отличия в боях на Сталинградском и Южном фронтах был награжден орденами Ленина и Отечественной войны 2-й степени.

К маю 1943 года прошёл курс переобучения на штурмовик Ил-2. С этого времени служил в 74-м гвардейском штурмовом авиационном полку 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии.

В составе 8-й воздушной армии участвовал на Южном (с 20 октября 1943 года – 4-м Украинском) фронте в следующих операциях этого фронта:

Миусская наступательная операция (17 июля – 2 августа 1943 года);

Донбасская стратегическая наступательная операция (13 августа – 22 сентября 1943 года), в том числе Миусско-Мариупольская наступательная операция (18 августа – 22 сентября);

Нижнеднепровская стратегическая наступательная операция 1943 года (26 сентября – 20 декабря 1943 года), в том числе Мелитопольская наступательная операция 1943 года (26 сентября – 5 ноября);

Никопольско-Криворожская наступательная операция 1944 года (30 января – 29 февраля 1944 года).

В составе 1-й воздушной армии на 3-м Белорусском фронте участвовал в следующих операциях:

Белорусская стратегическая наступательная операция (23 июня — 29 августа 1944 года), в том числе Витебско-Оршанская (23-28 июня), Минская (29 июня — 4 июля), Вильнюсская (5-20 июля) и Каунасская (27 июля — 28 августа) наступательные операции;

Восточно-Прусская стратегическая наступательная операция (с 13 января 1945 года).

К 15 февраля 1944 года совершил 761 успешный боевой вылет (из них 692 вылета на самолёте У-2 и 69 вылетов на штурмовике Ил-2), нанёс большой урон противнику в военной технике и живой силе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года  за отвагу и мужество, проявленные  при нанесении бомбовых и штурмовых ударов по противнику, гвардии лейтенанту Покликушкину Александру Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3723).

К 18 марта 1945 года А.В.Покликушкин совершил на самолёте Ил-2 более 150 боевых вылетов.

18 марта 1945 года заместитель командира эскадрильи  гвардии капитан А.В.Покликушкин погиб в воздушном бою на территории Германии, возле города Растенбург  (ныне город Кентшин, Польша ), где и был похоронен. После войны прах Героя был перенесён в Варшаву, на кладбище воинов Советского Союза.

Именем Героя названа улица в посёлке Гусь-Железный.

Награждён двумя орденами Ленина (20.08.1942, 1.07.1944), тремя орденами Красного Знамени (03.12.1943; 03.07.1944; 07.02.1945), орденами Александра Невского (07.10.1944), Отечественной войны 1-й (11.04.1945) и 2-й (15.02.1943) степени, медалью «За оборону Сталинграда».

Из наградного листа

Начал свой боевой путь с первых дней Отечественной войны. Участвовал на Западном, Юго-Западном, Сталинградском, Южном и 4-м Украинском фронтах.

В полк прибыл в мае 1943 года. До этого произвел 692 успешных боевых вылета на самолете У-2 ночью. В период борьбы за Сталинград довёл бомбовую нагрузку на свой самолёт У-2 до 300 кг. Летал с максимальным напряжением, совершал в ночь по 6-7 вылетов. Смелый и мужественный, он снискал всеобщее уважение в части. Ему не случайно поручались самые ответственные задания.

Вот одно из них: на рассвете произвести посадку в районе наших войск, находящихся в окружении противника, установить с ними связь, уточнить обстановку и вылететь обратно. Выполнение этого задания поручается экипажу Покликушкина.

Благополучно перелетев линию фронта, экипаж кружится над заданной территорией. Должны быть сигнальные огни, но их нет. Что делать? Быстро светает. Свои внизу или чужие? Покликушкин принимает решение садиться. Приземлились, выключили мотор, кругом ни души. Но вот показался мотоциклист, за ним автомашина.

«Наверное, свои» - говорит Покликушкин штурману. Но вот машина остановилась, из нее вышла группа солдат. Восходящие лучи солнца осветили зелено-голубые мундиры и блестящие пуговицы. Сомнений не было.

Немцы удивленно посмотрели на советский самолет и летчиков и открыли стрельбу из автоматов. Скорее к машине. Контакт! Есть контакт, но мотор капризничает. Все ближе и ближе приближается противник, пули свистят вокруг. Экипаж уже готовится к неравной битве, готовится дорого заплатить за свою жизнь. Но вдруг мотор заработал. В кабину. Полный газ. Самолет несется на врагов. Растерявшись, немцы плашмя растянулись на земле. А когда опомнились, было поздно. Самолет был уже далеко. Десятки пробоин оказались на самолете, но экипаж выполнил задание и вырвался из цепких лап противника.

В тяжелые для Сталинграда дни танки и автоматчики противника прорвались на аэродром. Тов. Покликушкин под вражеским огнем пробирается к самолету и из-под носа у немцев угоняет его. Но на этом не успокоился герой-летчик. На другой день он  с другим летчиком вылетел вторично, чтобы угнать с занятого врагом аэродрома еще один самолет. На этот раз не повезло. Самолет при посадке был подбит, а товарищ ранен. Боевой друг раненого, Покликушкин не бросает товарища в беде. Под огнем противника, рискуя жизнью, отстреливаясь из пистолета, он около одного километра  тащит его на себе и спасает ему жизнь.

Когда затем потребовалось перебросить партизан в тыл противника, выбор командования пал на Покликушкина. В паре с другим самолетом вылетел Покликушкин на ответственное задание и с честью выполнил его.

За образцовое выполнение заданий командования на Сталинградском фронте награжден орденами «Ленина» – приказ №  021/Н от 20.8.42 г. Сталинградского фронта, «Отечественная война 2 степени» - приказ № 6/Н от 15.2.43 г. 8 ВА  Южного фронта.

В мае 1943 года переучился на Ил-2. Получив в руки самолет с мощным вооружением, он с еще большей эффективностью бьет врага. Активно участвовал в прорыве «Миус-фронта», в прорыве обороны противника на реке Молочная, в районе Мелитополя,  в освобождении Никопольского плацдарма врага на левом берегу Днепра.

За успешные 35 вылетов на самолете Ил-2 награжден орденом «Красное Знамя», приказ № 60 от 8.12.43 г. 8 ВА.  Всего на самолете Ил-2 совершил 69 боевых вылетов.

Каждый боевой вылет его отличается мужеством и отвагой, умением наиболее эффективно поражать цель.

18.7.43 г. в группе 6 Ил-2 сопровождал наши передовые части в прорыве, уничтожая огневые средства и живую силу противника в районе  высоты 277,9. Решительные и смелые действия штурмовиков помогли наземным войскам в тот же день занять сильно укрепленные опорные пункты противника  Степановка, Мариновка, Саур-Могильский, высота 277,9, за что полк в целом получил благодарность от Военного Совета 5 ударной Армии.

30.7.43 г. в составе семерки Илов атаковал до 100 танков дивизии СС «Мертвая голова», стоявших плотными рядами. При подходе к цели группа была встречена сильным заградительным огнем зенитной артиллерии и атакована четырьмя Ме-109. Отбивая атаки истребителей противника, штурмовики за  три захода противотанковыми бомбами сожгли до 20 вражеских танков.

9.10.43 г. в группе 7 Ил-2  штурмовал скопление автомашин и пехоты противника в районе Гохштет. Семью заходами группа уничтожила 15 автомашин, взорвала 2 склада с боеприпасами. В этот вылет тов. Покликушкин лично уничтожил 4 автомашины.

23.10.43 г. в составе 6 Ил-2 в районе Удачное штурмовал танки, автомашины и артпозиции противника. Тов. Покликушкин первым услышал сигнал радиостанции наведения о перенацеливании группы и передал его ведущему. Благодаря этому, штурмовики обнаружили хорошую цель и уничтожили 10 автомашин, 2 танка и подавили огонь артбатареи.

Участвовал в 9 воздушных боях и всегда выходил победителем.

31.7.1943 после удачной атаки скопления танков восьмерка Ил-2, в которой был тов. Покликушкин, решительно атаковала до 20 Ю-87 и 15 Ме-109. Во взаимодействии с прикрывающими истребителями Як-1 штурмовики разогнали «Юнкерсов» и заставили их побросать бомбы беспорядочно, неприцельно. В воздушном бою группа сбила 2 Ю-87 и 1 Ме-109. В этом бою тов. Покликушкин произвел до 10 атак на бомбардировщики противника.

26.10.43 г. в районе Елизаветовка  6 Ил-2 были атакованы двумя Ме-109. Тов. Покликушкин, умело маневрируя, сорвал три атаки на его самолет  и отразил две атаки от товарища.

20.12.1943 г. водил пару на разведку в район Верхний Рогачик. При выполнении задания в районе Ново-Знаменка пара Ил-2  была встречена и атакована четырьмя Ме-109 и двумя ФВ-190. Завязался неравный воздушный бой, в котором тов. Покликушкин проявил все свое мастерство, ловкость и военную хитрость. Обороняясь, он готовился к нападению. Улучив момент, он четырьмя очередями из пушек и пулеметов подбил одного ФВ-190, который тут же произвел посадку на фюзеляж. В последующем, умело маневрируя, дал возможность своему стрелку сбить одного Ме-109.

Благодаря богатому боевому опыту, навыкам в слепых и ночных полетах, тов. Покликушкин стал одним из лучших охотников-разведчиков в полку. Летает в любых условиях, водит пару. Имеет 9 вылетов на охоту и разведку. В трудных метеоусловиях 17.11.43 г. парой добыл ценные разведданные и попутно уничтожил несколько автомашин и до 10 лошадей.

19.11.43 г. атаковал парой понтонный мост в районе Херсона и, несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии, прямым попаданием бомб разрушил южную часть моста.

Последние боевые вылеты производил по окончательному разгрому Никопольской группировки противника на левом берегу Днепра.

6.2.44 г. в составе 13 Ил-2  штурмовал скопление вражеских войск на восточной окраине Большая Лепатиха. Произвел 8 заходов на цель, издевался над немцами до полного израсходования боеприпасов.

За мужество и героизм, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, за успешно совершенные 692 боевых вылета на самлете У-2 ночью и 69 боевых вылетов на самолете Ил-2 днем и нанесенный при этом значительный урон врагу, достоин высшей Правительственной награды – присвоения звания «Герой Советского Союза».

Командир 74 гвардейского штурмового авиационного Сталинградского полка
Гвардии майор Панычев
15 февраля 1944 года

Из книги И.Н. Березового «Так сражались гвардейцы»

Разведчик Саша Покликушкин

До того, как стать штурмовиком, Саша Покликушкин служил в ночной авиации и летал на легкомоторном самолёте По-2. Там же он впервые и отличился.
По три-четыре раза в ночь вылетал Покликушкин на своём «кукурузнике» и выполнял самые различные задачи. Однажды разбомбил крупный склад боеприпасов, в другой раз зажёг на железнодорожной станции вражеские цистерны с горючим. Но наиболее удачно лётчик выполнял разведывательные задания.
В плохую погоду, на рассвете, когда полёты на других, скоростных самолётах были затруднены или вовсе невозможны, на разведку летали По-2. Прижимаясь к земле, маскируямь в складках местности, прячась в облаках и время от времени выскакивая из них, лётчики добывали ценные сведения. Так действовал и Саша покликушкин – один из из лучших разведчиков части.
Это он – младший лейтенант Покликушин – придумал  новый способ разведки, который потом в части шутливо называли «воздушно-наземным». Вылетая в тыл противника, лётчик внимательно осматривал с воздуха заданный район, а затем садился где-нибудь в поле вблизи работающих там людей. Не выключая мотора и оставив штурмана охранять самолёт, он подходил к удивлённым и с опаской смотревшим на него местным жителям, расспрашивал их о немцах. Таким путём ему удавалось часто узнать то, что невозможно было увидеть с воздуха.
В штурмовую авиацию Покликушкин попросился сам.
- Хочу бить врага и видеть его. А то всё в темноте да в темноте, как крот слепой, - мотивировал он командованию свою просьбу. _ Да и на настоящем самолёте пора полетать.
В штурмовой авиачасти его приняли хорошо и с добродушным юмором окрестили «Сашка-Пышка-Кукурузник».  Маленький, толстенький, с круглым, как луна, лицом, он действительно был похож на подрумяненную пышку. По характеру Саша был добродушный и немного застенчивый юноша. На шутки товарищей не обижался, а только улыбался и всегда был в ровном хорошем настроении.
Новым для него самолётом Покликушкин овладел быстро и стал летать в бой наравне с опытными лётчиками. Всоре он снова проявил себя как искусный воздушный разведчик. У него была удивительная зрительная память, исключительная наблюдательность и способность точно ориентироваться на любой местности. Никто в части не мог добыть таких подробных, достоверных и точных сведений о противнике. Как Покликушкин.
Но было у него слабое место. О результатах наблюдения он докладывал так бессистемно, несвязно и нечётко, что штабные офицеры вынуждены были по нескольку раз его переспрашивать. А на вопросы, где находится противник, какие у него силы, сколько техники, что он делает, Саша отвечал точно. Иногда даже высказывал предположения о намерениях противника.
- Не разведчик, а следопыт, - шутили штабные офицеры, - а вот докладывает, как заика.
- Вы побольше спрашивайте, я на всё отвечу, -  с улыбкой говорил он.
А однажды Александр Покликушкин проявил себя не только как искусный разведчик, но и как сообразительный, находчивый и инициативный авиационный офицер, обладающий чувством высокой ответственности за успех общего дела. О его подвиге долго потом говорили в войсках. А дело было так.
Танковое соединение, введенное в прорыв, уже несколько дней вело бой в глубине обороны противника. Младший лейтенант Покликушкин ещё с вечера получил задание: с рассветом вылететь на разведку, найти свои действующие во вражеском тылу танковые войска и выяснить обстановку в полосе их наступления.
Поликушкин вылетел ещё в темноте и с рассветом был в заданном районе. Лётчик быстро нашёл своих танкистов. Вот они мощными колоннами движутся по нескольким дорогам. Ему даже показалось, что он слышит лязг гусениц танков. Поликушкин низко прошёл над колонной и помахал крыльями: привет, мол, гвардейцы-танкисты. Передав по радио о местонахождении своих танков, он полетел вперёд по оси их движения, делая зигзаги и внимательно осматривая местность. Всё спокойно: дороги свободны, вот даже мостик цел, на флангах нет ничего подозрительного.
Впереди путь танкам пересекала железная дорога с крутой и высокой насыпью. Лётчик определил, что танкам её не преодолеть. Придётся им через переезд и вон тот виадук переходить. А цел ли он? Покликушкин подлетел поближе, осмотрел переезд, виадук, окрестности. Нет, всё в порядке.
Вдруг… Что это? В кустах у переезда что-то блеснуло. Да и сам куст какой-то странный, с вялой листвой. Лётчик снизился, прошёл рядом, всмотрелся. Пушки! А вот там ещё пушки, а далее ещё… Артиллерийская засада!
Вражеские батареи, насчитывавшие в общей сложности около тридцати пушек, замаскированные в кустах, полукольцом охватывали подступы к переездам через железную дорогу и сами переезды. Здесь танкистов ждёт серьёзная опасность. Если они выйдут к переездам, то попадут в огневой мешок. Гитлеровцы будут их расстреливать в упор. Обойти эту горловину невозможно. Скорее вызвать штурмовиков! Только они могут ликвидировать эту засаду до подхода танков. И Поликушкин несколько раз повторил по радио вызов, указав координаты и характер цели.
Но ведь танкисты ничего не знают о засаде, а находятся они в десяти – пятнадцати километрах от неё. Их надо предупредить! Лётчик начал по радио вызывать авианаводчика, который должен был находиться в танковом соединении. Ему никто не отвечал. Наверное, он движется в колонне, и рация свёрнута. Тогда Покликушкин подлетел к голове танковой колонны, начал кружиться. Нет, его не понимают, колонна продолжает движение. Что делать?
И тут блеснула мысль: «Садиться!» Но где? Подходящей площадки нет, кругом кочки, кусты, мокрый луг. А штурмовик – это ведь не «кукурузник». Но другого выхода нет. Надо садиться, может быть, даже с риском повредить самолёт. Ведь необходимо предупредить танкистов. И Покликушкин пошёл на посадку рядом с шоссе.
Как он садился, ломая самолётом кусты, ныряя в рытвинах, - не помнит. Опомнился лишь тогда, когда самолёт остановился, завязнув по оси в мягком грунте. Однако самолёт остался цел! К нему на полном ходу мчался танк. В нём был командир передовой танковой части.
Лётчик быстро доложил ему обстановку, показал на карте места расположения артиллерийских батарей противника. Командир подал сигнал, остановил колонну и начал отдавать распоряжения о подготовке к бою.
- Спасибо, товарищ, - пожал он руку лётчику. - Вот если бы  ты мог взлететь и сообщать мне обстановку, когда я начну бой у железной дороги. Я свою рацию настрою на тебя.
Лётчик осмотрелся кругом: болотистый луг, кусты, кочки. Нет, взлететь отсюда невозможно. И вдруг взгляд его упал на шоссе… Вот выход!
- Вытяните меня танком на шоссе, и я взлечу, - воскликнул он.
Через несколько минут самолёт Покликушкина был на гладком асфальтированном шоссе и начал разбег для взлёта. Самолёт уже отрывлся от земли, как вдруг послышался резкий удар в шасси. Лётчик рванул ручку, самолёт подпрыгнул, задрожал, завис над землёй, а затем медленно стал набирать высоту…
- Друг, ты сбил столб. У самолёта оторвано правое колесо. Понял? – услышал в наушниках Покликушкин голос командира-танкиста.
- Понял, - ответил Саша, но сразу же забыл о колесе.
Лётчик уже увидел на горизонте группу штурмовиков.
«Наверное, идут по моему вызову, - подумал он и вступил с ними в связь. – Так  и есть, наши!»
Покликушкин пристроился к группе штурмовиков и вывел её на цель. Началась штурмовка артиллерийских позиций. Через несколько минут подошла вторая группа «илов». Саша вывел на цель и её. Артиллерийская засада противника была разбита.
Возвращаясь на аэродром, Покликушкин прошёл над танковой колонной, которая подходила к железной дороге, и, включив передатчик, весело сказал:
- Путь свободен, гвардейцы! Желаю успеха!
В ответ он услышал сердечные слова:
- Спасибо тебе, друг. Передай нашу благодарность остальным лётчикам.
Как долетел Саша Покликушкин до аэродрома и как он производил посадку самолёта на одно колесо, большого значения уже не имело. Главное – он выполнил свой долг. И совесть его была чиста.

При подготовке биографии, кроме указанных источников, использованы материалы сайта Красные соколы.

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Березовой И.Н. Так сражались гвардейцы. - М.: Воениздат, 1960.
 Герои огненных лет. Книга 3. М.: Московский рабочий, 1978
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Подвиг народа»