Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Филатов Вячеслав Иванович

 
Филатов Вячеслав Иванович
17.03.1918 - 25.05.1973
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 13.11.1943 Медаль № 4549

    Памятники
  Аннотационная доска в Муроме
  Стела в г. Муром
  Надгробный памятник


Филатов Вячеслав Иванович - командир огневого взвода 136-го гвардейского артиллерийского полка (68-я гвардейская стрелковая дивизия, 40-я армия, Воронежский фронт) гвардии лейтенант.

Родился 17 марта 1918 года в селе Благовещенское ныне Муромского района Владимирской области в семье крестьянина. Русский. В 1933 году окончил 7 классов школы, а в 1939 году индустриальный техникум в городе Павлов-на-Оке той же области. Работал технологом на одном из заводов в Челябинской области.

В 1939 году был призван в Красную Армию. Служил в артиллерийской части на Дальнем Востоке, окончил полковую школу, стал командиром орудия. Как отличник боевой подготовки был направлен на учебу в военное училище. В 1941 году окончил Хабаровское артиллерийское училище. 

Участник Великой Отечественной войны с 1942 года. Принимал участие в боевых действиях на Сталинградском, Донском, Степном, 1-м, 2-м и 3-м Украинских фронтах. 

Боевой путь начла в составе 852-го отдельного минометного дивизиона 96-й стрелковой дивизии, командиром взвода управления. Участвовал в оборонительных боях на Дону, затем в Сталинградской битве. 

В августе 1942 года младший лейтенант Филатов, рискуя собственной жизнью, вплавь переправился через реку Дон, протянул через лес около одного 1 километра провода и наладил связь между артиллерийскими подразделениями. Получил первую боевую награду - медалью "За отвагу".

В феврале 1943 года 96-я стрелковая дивизия преобразована в 68-ю гвардейскую стрелковую дивизию. К осени 1943 года гвардии лейтенант Филатов уже командовал огневым взводом 136-го гвардейского артиллерийского полка. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Особо отличился в боях при форсировании реки Днепр.

В ночь на 27 сентября 1943 года батарея под командованием гвардии лейтенанта Филатова переправилась на правый берег Днепра в районе села Балыко-Щучинка (Кагарлыкский район Киевской области). Батарея поддерживала огнем нашу наступающую пехоту, одновременно отражая атаки пехоты и танков врага. Орудийные расчеты под командованием Филатова выкатили орудия для стрельбы прямой наводкой. Пока наши части переправлялись и закреплялись на рубеже, батарея Филатова уничтожила три пулемета противника, около восьмидесяти фашистов, рассеяла скопление вражеских автомашин. Двигаясь вперед вместе с пехотой, артиллеристы на руках перекатывали орудия по пересеченной местности, несли переносили снаряды, обеспечивая практически непрерывный огонь по отступающему врагу.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1943 года за успешное форсирование реки Днепр, прочное закрепление плацдарма на западном берегу реки Днепр и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии лейтенанту Филатову Вячеславу Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№4549).

Во время боев в 1944 и 1945 годах Филатов был тяжело ранен, однако дошёл до Берлина. В 1946 году гвардии старший лейтенант Филатов уволен в запас по состоянию здоровья. Вернулся на родину.

Пришел работать на Муромский паровозостроительном заводе имени Ф.Э. Дзержинского. Работал заместителем главного конструктора, а в последние годы - главным конструктором.  Участвовал в создании паровозов серии 9П системы 0-3-0 для маневровой и вывозной работы, промышленных электровозов для рудников ЭК-10, ЭК-12 и ЭК-13. 

В 1955 году завод был переориентирован на выпуск тепловозов. Первый  тепловоз ТГМ-1 был сделан в конце 1956 года, а в 1962 году конструкторское бюро завода под руководством В.И. Филатова разработало новый тепловоз ТГМ-23. Модель тепловоза оказалась столь удачной, что не сходила с конвейера до 1972 года. Ими были оснащены подъездные пути строительства КАМАЗа, Красноярской ГЭС, Нижнекамской ТЭЦ, многие крупные промышленные предприятия. Муромские тепловозы экспортировались в 17 стран, среди которых и Болгария, Польша, Германия, Куба, Египет.

Жил в городе Муром. Скончался 25 мая 1973 года.Похоронен на Вербовском кладбище города Муром.

Награжден орденами Ленина, Красной Звезды, медалями, в том числе "За отвагу". 

Именем Героя названы улицы в Муроме и родном селе. В Аллее Героев в Окском парке города Муром установлена стела с барельефом.

 

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Нагорный А.Ф., Травкин В.В. Земли Владимирской богатыри. - Ярославль: 1967.
Подводная археология   Т