Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Смирнов Владимир Антонович

 
Смирнов Владимир Антонович
10.08.1920 - 09.07.1944
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 13.04.1944 Медаль № 3507

    Памятники
  Надгробный памятник
  Барельеф в Ковеле
  Аннотационная доска в Ковеле
  Аллея Героев в Чугуеве


Смирнов Владимир Антонович – штурман авиационной эскадрильи 72-го Петрозаводского разведывательного авиационного полка 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта, капитан.

Родился 10 августа 1920 года в селе Лощемля ныне Максатихинского района Тверской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 9 классов. Работал слесарем на фабрике «Пролетарская победа» в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург).

В Красной Армии с ноября 1938 года. В 1940 году окончил Харьковскую военную авиационную школу. В действующей армии с 20 апреля 1942 года на Северо-Западном фронте. Член ВКП(б) с 1943 года.

Свои первые боевые 17 вылетов В.А.Смирнов сделал в должности стрелка-бомбардира на самолете Пе-2, а с июня 1942 года – летчика-наблюдателя.

За период с 19 июня по 8 августа 1942 года произвел 14 боевых вылетов на разведку и фотографирование объектов окруженной 16-й армии противника и города Старая Русса. Отлично выполняя боевые задания, В.А.Смирнов неоднократно выявлял важные цели – скопления войск и техники, аэродромы, переправы, выдвигающиеся резервы. Своевременное уничтожение этих целей обеспечило выполнение боевых задач наземными войсками.

Приказом командующего войсками Северо-Западного фронта №01329 от 9 октября 1942 года летчик-наблюдатель 6-й отдельной дальнеразведывательной авиационной эскадрильи лейтенант В.А.Смирнов награжден орденом Красного Знамени.

В октябре-декабре 1942 года В.А.Смирнов произвел 25 боевых вылетов на разведку войск, объектов и движения транспорта демянской и старорусской группировок противника. При выполнении боевых заданий неоднократно был атакован истребителями противника, но задания выполнял и с точными данными о противнике возвращался на свой аэродром.

За образцовое выполнение боевых заданий, проявленные при этом мужество и отвагу штурман звена 72-го отдельного разведывательного авиационного полка старший лейтенант В.А.Смирнов был представлен командованием полка ко второму ордену Красного Знамени. Приказом командующего 6 воздушной армии Северо-Западного фронта №06 от 13 января 1943 года награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

10 марта 1943 года в воздушном бою был сбит, получил тяжелое ранение. После излечения в госпитале в июне 1943 года вернулся в родной полк. В августе был назначен штурманом 1-й эскадрильи.

К ноябрю 1943 года произвел 135 успешных боевых вылетов на разведку с фотографированием важных целей – скоплений войск, техники и вооружения противника, оборонительных сооружений, переднего края обороны, коммуникаций, переправ, аэродромов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Смирнову Владимиру Антоновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№3507).

С 25 февраля 1944 года 6-я воздушная армия была передана в состав 2-го Белорусского фронта для поддержки наступления его войск на ковельском направлении, а со 2 апреля подчинена в оперативном отношении 1-му Белорусскому фронту. Летчикам 72-го разведывательного авиационного полка пришлось осваивать новый театр военных действий.

9 июля 1944 года при выполнении боевого задания по разведке войск противника самолет Пе-2 капитана В.А.Смирнова был сбит вражескими истребителями. Вместе с ним погибли командир эскадрильи Герой Советского Союза майор В.Г.Подколоднов и начальник связи эскадрильи старший лейтенант П.И.Гундарев.

Похоронен в братской могиле на старом польском кладбище в городе Ковель Волынской области (Украина).

Награжден орденом Ленина (13.04.1944), 2 орденами Красного Знамени (9.10.1942; 16.07.1943), орденом Отечественной войны 1-й степени (13.01.1943).

В городе Ковель на мемориале Славы установлен барельеф В.А.Смирнов, его именем названа улица. На месте гибели Героя в селе Облапы Ковельского района установлен памятный знак.

Из наградного листа на В.А.Смирнова:

«Штурман эскадрильи капитан СМИРНОВ в Отечественной войне участвует с 20.4.42 г. на Северо-Западном фронте. С 20.4.42 г. по 20.6.42 г. Находился в составе 514 пикирующего бомбардировочного авиаполка и произвел 18 боевых вылетов на разведку с фотографированием войск противника в районах Демянск, Рамушево, Сольцы, Дно, Рельбицы, Гривочки, Шимск, Новгород, Волот. С 20.6.42 года по 22.11.42 г. произвел 36 боевых вылетов на разведку войск противника в составе 6 ОДРАЭ. Летал на Порхов, Уторгош, Сущево, Дедовичи, Луга, Батецкая.

С 22.11.42 г. находится в составе 72 Петрозаводского разведывательного авиаполка, где произвел 81 боевой вылет на разведку войск противника, фотографирование оборонительных сооружений, площадей и переднего края обороны противника, вскрытие строительства новых железных дорог, аэродромов и посадочных площадок.

За период с 20.4.42 по 6.11.43 г. произвел 135 боевых вылетов на разведку с фотографированием войск противника, переправ, аэродромов, количество ж.д. эшелонов и их направления движения, движение колонн пехоты, танков, артиллерии по дорогам Демянской и Старорусской группировок. За этот период сбросил 1850000 листовок и сфотографировал 17190,5 кв.км. площади временно оккупированной немецкими захватчиками, что приблизительно составляет площадь Крымского полуострова.

Капитан Смирнов в части, а также на СЗФ считается лучшим разведчиком. Наиболее сложные и ответственные боевые задания по разведке командование поручает тому экипажу, где штурманом капитан Смирнов. Отлично водит самолет в любую погоду и на любых высотах. К выполнению поставленной боевой задачи подходит продуманно и серьезно, что положительно сказывается на результате выполнения.

Много работает над повышением своей специальности, учится на опытах товарищей и учитывает свои опыты боевой работы. Работая штурманом 1 АЭ с августа месяца 1943 года в эскадрилье не было ни одного случая потери ориентировок или невыполнения боевого задания из-за незнания района боевых действий. Из 55 боевых вылетов эскадрильи за этот период выполнены все. Своих подчиненных капитан Смирнов учит на опыте своей боевой работы. Будучи штурманом звена, капитан Смирнов подготовил 6 молодых летнабов для ведения воздушной разведки, из которых 2 награждены правительственными наградами.

При выполнении боевых заданий настойчив и инициативен, а отличное знание мат. части самолета Пе-2 и мастерское владение вооружением неоднократно давали возможность выполнять ответственные боевые задания, несмотря на сильное противодействие ЗА и ИА противника; например, 15.5.42 г. разведывая аэродромы противника и переправы на реках Ловать и Пола, на высоте 1500 мт. атаковали 2 Ме-109. прицельным огнем штурман и стрелок-радист атаки отбили. 1 истребитель противника подбили, другой вышел из боя. Экипаж после воздушного боя продолжал выполнять задание.

15.8.42 г. производил разведку аэродромов противника: Сольцы, Рельбицы, Тулебля, Гривочки, Глебовщина. В районе ст. Дно атаковали 2 Ме-109, от которых маневром «на Солнце» ушли. В районе Тулебля экипаж опять атаковали 2 Ме-109. Атаки и на этот раз были отбиты. Умелое сочетание маневра с огнем обеспечило выполнение боевой задачи, победу экипажу.

20.10.42 г. разведывал войска противника в демянской группировке. При подходе к линии фронта на Н=2000 мт. атаковали 2 Ме-109. первую атаку отбили и ушли в облачность, после чего продолжали вести разведку. В районе Демянска заметили снова 2 Ме-109, которые заходили для атаки. После первой очереди отказал пулемет. Ведя наблюдение за истребителями пр-ка, капитан Смирнов подавал команду летчику для выполнения того или иного противоистребительного маневра. Бой длился 10 мин. В этом бою летчик сбил 1 Ме-109, другой ушел. Задание командования было выполнено.

10.3.43 г. при выполнении боевого задания по разведке аэродромов противника Гривочки, Сольцы, Рельбицы в неравном воздушном бою капитан Смирнов был сбит, при этом получил тяжелое ранение – перелом ноги, сильные ушибы позвоночника. Находясь в госпитале, капитан Смирнов очень волновался, что это ранение не даст ему возможности продолжать боевую работу. Усилиями врачей и горячим желанием капитан Смирнов и тут победил. С июня м-ца 1943 г. он опять в рядах воздушных разведчиков. Его желанию идти в бой не было и нет предела.

С июля м-ца 1943 г. тов. Смирнов произвел 31 боевой вылет. По его фотопланшетам работают бомбардировочные и штурмовые полки, ими пользуются артиллеристы, наземное командование, топоотделы.

За успешное выполнение боевых заданий командования награжден орденом «Красное Знамя» - за 54 боевых вылета в 1942 г., орденом «Отечественной войны 1-й степени» - за 27 боевых вылетов в 1943 г., орденом «Красное Знамя» - за 30 боевых вылетов в 1943 г.

Представляется к званию «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА» - за период с 20.4.42 по 6.11.43 г. За этот период произвел 135 ближних и дальних разведывательных полетов.

Личными примерами его боевой работы служат:

18.7.42 г. произвел разведку по установлению скопления живой силы и техники противника в районе Ст.Русса и обнаружил скопление 500 автомашин, до 2 батальонов пехоты. Результаты наблюдения передал по радио. По данным капитана Смирнова работали наши штурмовики, уничтожив до 75 и повредили 18 автомашин, уничтожили до 2 взводов пехоты.

6.8.42 г. разведал и фотографировал оборонительные сооружения и наличие переправ через реку Ловать в р-не Рамушево. Обнаружив переправу, передал по радио командованию. Наши бомбардировщики вылетели на задание. После налета бомбардировщиков капитан Смирнов полетел контролировать, переправа была разрушена.

9.10.42 г. имел задачу разведать и сфотографировать аэродромы Глебовщина и Пески для действий боевой авиации. В результате разведки установил: аэродром Глебовщина 15 самолетов, из них 10 Ю-52 и 5 Ме-109, аэродром Пески 7 самолетов типа Ю-52. все данные передал командованию. Нашей авиацией на двух аэродромах уничтожено 7 самолетов Ю-52 и 2 Ме-109, а также подавлен огонь двух батарей ЗА.

27.1.43 г. от командующего ВВС СЗФ имел задачу разведать и сфотографировать с Н=3000 мт. для действий боевой авиации ж.д. ст. Тулебля и установить наличие складов в районе станции. Задачу выполнил. На станции находилось 4 ж.д. состава, а в районе станции большое количество складов. По данным капитана Смирнова бомбардировочной авиацией уничтожен 1 ж.д. эшелон, взорвано 4 склада.

24.2.43 г. произвел фотографирование реки Полисть на участке от Ст.Русса – Шахово. Попутно разведывал дороги: Коростынь, Ст.Русса движение 45 автомашин в обе стороны. Станция Ст.Русса 2 ж.д. состава по 25 крытых вагонов и 10 платформ, из них 1 под парами на месте направление на Тулеблю. К станции Тулебля подходит 1 ж.д. состав 40 крытых вагонов. На ст. Тулебля 2 ж.д. состава по 25 крытых вагонов и 5 платформ, из них 1 на Дно, другой под парами на месте. Дорога Речные Котцы – Ст.Русса до 40 автомашин в обе стороны. Дорога Ново-Свинухово – Поддорье 50 автомашин в обе стороны. В пункте В.Село 20 автомашин на месте. Дорога Семкина Горушка – Онуфриево 40 автомашин в обе стороны. В районе М.Ужин пожары. Дорога Васильевщина – Игнатицы 25 автомашин в обе стороны.

22.8.43 г. выполнял специальное задание разведотдела фронта по фотографированию рубежа по р. Снежа. Визуальной разведкой и по данным фотопланшета установлено: по правому берегу реки Снежа строится новый оборонительный рубеж, по левому берегу р.Снежа между населенными пунктами Нехотицко и Сущево расположены войска противника, на стоянках у складов и землянок наличие 180 автомашин. в н/пункте Гачки 60 автомашин, Григорьево – 30 автомашин, Дедова Лука – 15 автомашин, между населенными пунктами Ручьевые – Великое Село сосредоточены войска противника, на стоянках и в движении по дорогам 360 автомашин и 25 повозок. На ст. Тулебля 3 ж.д. состава, один под парами на Волот. У н/пункта Заречье в движении 1 ж.д. состав и 30 вагонов на Волот.

31.8.43 г. произвел разведку ж.д. станций и аэродромов пр-ка. Разведкой установил: на ж.д. ст. Тулебля 6 составов. Всего 300 вагонов и платформ. На ветках узкоколейной ж. дороги южнее станции 65 вагонов и платформ, на разгрузочной площадке 25 автомашин. на станции Волот 3 ж.д. состава и отрезки. Всего 150 вагонов и платформ. Западнее пункта Заболотье движение ж.д. состава из 30 вагонов на Ст.Русса. на станции Чихачево 1 ж.д. состав 50 вагонов и платформ с паровозом, направление на Дедовичи. На станции Дедовичи 4 ж.д. состава. Всего 150 вагонов. Два из них под парами, один направление на Дно, второй на Чихачево. Перегон Дно-Дедовичи 2 ж.д. состава с паровозами в движении – один у пункта Утошкино 35 вагонов на Дедовичи. Второй у пункта Вязье 40 вагонов на Дедовичи. Перегон Тулебля – Ст.Русса 1 ж.д. эшелон 40 вагонов в движении на Тулебля. На аэродроме Тулебля 4 одномоторных самолета и 6 макетов. На аэродроме Ашево самолетов нет.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство – представляется к званию «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА».

Командир 72 Петрозаводского РАП
майор Гаврильченко
12.11.43 года».

Биография предоставлена Олегом Кожухарем

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Мемориал»
 Документы на сайте «Подвиг народа»