Герой Социалистического Труда
Производство: Авиастроение
Зырин Николай Григорьевич

Зырин Николай Григорьевич

22.11.1909 - 18.10.1992

Герой Социалистического Труда

Даты указов

17.12.1982

Медаль № 20135

Орден Ленина № 400293

Зырин Николай Григорьевич – главный конструктор ОКБ имени П.О. Сухого Министерства авиационной промышленности СССР, город Москва.

Родился 22 ноября 1909 года в посёлке Измайлово ныне Барышского района Ульяновской области в семье рабочих. После окончания школы в 1928 году он был направлен на учёбу на рабфак имени В.И.Ленина. В 1936 году окончил Московский авиационный институт по специальности «инженер-механик по самолётостроению», но свою трудовую деятельность в области авиации начал в качестве конструктора КБ завода № 39 ещё весной 1935 года, совмещая её с учёбой. По распределению он попал в то же самое КБ завода № 39 – в ОКБ Н.Н.Поликарпова, под руководством которого за пять последующих лет прошёл путь от инженера-конструктора до заместителя начальника КБ.

В начале Великой Отечественной войны в августе 1941 года Н.Г.Зырин был переведён из Москвы в Казань на эвакуированный авиационный завод № 22, где в качестве помощника главного конструктора, а в дальнейшем – начальника ОКБ занимался вопросами обеспечения серийного выпуска, доработок и модификации бомбардировщика В.М.Петлякова Пе-2. К 1944 году в должности главного конструктора этого самолёта на заводе № 22 находился В.М.Мясищев. В сентябре 1944 года ОКБ была выделена новая производственная база в Москве – завод № 482, и после возвращения коллектива, вплоть до 1946 года, Н.Г.Зырин в качестве заместителя главного конструктора был ближайшим помощником прославленного советского авиаконструктора.

После расформирования в 1946 году ОКБ В.М.Мясищева Н.Г.Зырин был переведён на завод № 51, где в течение года работал под началом В.Н.Челомея над созданием беспилотных самолётов-«снарядов» (по нынешней терминологии – крылатых ракет) 10Х, 14Х, 16Х типа «ФАУ-1». Затем в апреле 1947 года был направлен на завод № 134, где в должности заместителя главного конструктора познакомился с П.О.Сухим. В первые послевоенные годы ОКБ П.О.Сухого работало над созданием первых отечественных реактивных самолётов: лётные испытания проходили истребители Су-9 и Су-11, а в заделе уже были бомбардировщик Су-10, перехватчик Су-15 и будущий сверхзвуковой экспериментальный самолёт Су-17 (индексы Су-9, Су-11, Су-15 и Су-17 были повторены на новых самолётах после восстановления ОКБ П.О.Сухого).

Позже Н.Г.Зырин был направлен в ОКБ-1 министерства вооружений, где принимал непосредственное участие в разработке и создании первого отечественного зенитно-ракетного комплекса ПВО С-25. В начале 1954 года он был переведён во вновь организованное ОКБ-2 (Химки), где под руководством П.Д.Грушина в должности начальника конструкторского отдела, а затем заместителя главного конструктора принимал участие в разработке первой отечественной управляемой ракеты класса «воздух-воздух» РС-1У и зенитной ракеты типа В-750 для зенитного ракетного комплекса С-75.

Н.Г.Зырин всегда чувствовал себя авиаконструктором и никогда не терял надежды вернуться к проектированию самолётов. В 1956 году ему удалось добиться перевода в ОКБ П.О.Сухого. Здесь в должности заместителя главного конструктора, а с ноября 1959 года – главного конструктора ОКБ-51 он проработал почти 30 лет, до июня 1985 года. Этот период был наиболее плодотворным в его трудовой деятельности. Сначала он курировал в ОКБ конструкторские отделы, разрабатывавшие планер самолёта, а позднее стал руководителем работ по машинам типа Су-7 и Су-17. В дальнейшем под его непосредственным руководством в ОКБ проводились все работы по проектированию, постройке и испытаниям всех модификаций истребителей-бомбардировщиков типа Су-7 и Су-17.

За 20 лет были созданы и внедрены в серию 15 модификаций самолётов (включая экспортные варианты). За счёт постоянных работ по модернизации самолёта и БРЭО, а также расширения номенклатуры вооружения с включением в его состав управляемых ракет было достигнуто увеличение технического ресурса самолётов типа Су-17 на 70 %, массы боевой нагрузки – на 60 %, а интегральный показатель боевой эффективности вырос в 4 раза практически без увеличения общей стоимости.

В 1970-1980-е годы самолёты типа Су-17 состояли на вооружении ВВС и авиации ВМФ СССР. Во время афганской войны Су-17, наряду со штурмовиком Су-25, были основными самолётами тактического звена ВВС 40-й армии, обеспечивая авиационное прикрытие наземных войск. За время серийного производства Су-17, с 1970 по 1991 год, на экспорт было поставлено 1165 самолётов Су-20 и Су-22 (экспортные модификации Су-17) в 15 стран мира. Самолёты этого типа состояли на вооружении авиации СССР и России вплоть до 1997 года, а за рубежом до сих пор находятся в строю вооружённых сил нескольких государств.

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 17 декабря 1982 года Зырину Николаю Григорьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Скончался 18 октября 1992 года. Похоронен в Москве на Головинском кладбище.

Награждён 2 орденами Ленина (26.04.1971, 17.12.1982), орденом Отечественной войны 1-й степени (16.09.1945), 2 орденами Трудового Красного Знамени (13.02.1944, 20.04.1956), медалями.

Заслуженный деятель науки РСФСР (30.04.1980). Лауреат Ленинской премии (1967), Государственной премии СССР (1975).

Его имя присвоено проспекту в Заволжском районе города Ульяновск, а также средней школе в посёлке Измайлово Барышского района Ульяновской области.


 

Биографию подготовил: © Виталий Смирнов (г. Северодвинск)