Дважды Герой Советского Союза
Космонавты
Рюмин Валерий Викторович

Рюмин Валерий Викторович

16.08.1939 - 06.06.2022

Дважды Герой Советского Союза

Даты указов

19.08.1979

Медаль № 11429

Орден Ленина № 432636

11.10.1980

Медаль № 112

Орден Ленина № 433151

Рюмин Валерий Викторович – бортинженер космического корабля «Союз-32»;
бортинженер космического корабля «Союз-35».

Родился 16 августа 1939 года в городе Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края. Русский. С 1941 года жил в Московской области. В 1954 году окончил 8 классов школы в посёлке Загорянский Щёлковского района Московской области, в 1958 году – Калининградский механический техникум (ныне город Королёв Московской области). В июле – ноябре 1958 года работал токарем-револьверщиком на заводе №88 в Калининграде (производство баллистических ракет).

В армии с ноября 1958 года. После окончания учебки служил в Закавказском военном округе: в декабре 1959 – декабре 1960 – командиром танка 131-го гвардейского танкового полка 23-й гвардейской мотострелковой дивизии (город Кировабад, ныне Гянджа, Азербайджан), в декабре 1960 – июле 1961 – командиром танка 229-го танкового полка 60-й мотострелковой дивизии (город Ленкорань, Азербайджан). В июле 1961 года старший сержант В.В. Рюмин уволен в запас.

В 1966 году окончил факультет электроники и счётно-решающей техники Московского лесотехнического института (город Мытищи Московской области). С ноября 1965 года работал в ОКБ-1 (в 1966–1976 годах – Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения, с 1976 года – Головное конструкторское бюро НПО «Энергия», ныне РКК «Энергия» имени С.П. Королёва): техником-стажёром (1965–1966), инженером (1966–1969), старшим инженером (1969–1970) и заместителем ведущего конструктора (1970–1973). Участвовал в разработке документации для электрических испытаний пилотируемого корабля для облёта Луны, был заместителем ведущего конструктора по орбитальной станции «Салют».

В отряде космонавтов с марта 1973 года по октябрь 1987 года. Совершил 4 космических полёта общей продолжительностью 371 сутки 17 часов 26 минут, выполнил 1 выход в открытый космос продолжительностью 1 час 23 минуты. 41-й космонавт СССР и 84-й космонавт планеты.

С сентября 1975 года готовился к полёту в качестве бортинженера основного экипажа первой экспедиции на орбитальную станцию «Салют-6».

9–11 октября 1977 года в качестве бортинженера космического корабля «Союз-25» совместно с В.В. Ковалёнком совершил космический полёт продолжительностью 2 суток 0 часов 45 минут. По программе полёта «Союз-25» должен был состыковаться со станцией «Салют-6», а экипаж – стать первой экспедицией на станцию. Из-за того, что ориентация станции не соответствовала нормальному положению, режим стыковки проходил в ручном режиме. Однако из-за нештатного режима работы системы сближения стыковку осуществить так и не удалось. Изначально планировавшийся на 100 суток полёт был досрочно прекращён.

Члены экипажа были награждены орденами Ленина, что стало единственным случаем в СССР, когда за свой первый орбитальный космический полёт космонавты не были удостоены звания Героя Советского Союза.

В октябре – декабре 1977 года готовился к полёту в качестве бортинженера резервного экипажа по программе первой экспедиции на орбитальную станцию «Салют-6». В декабре 1977 – марте 1978 года проходил непосредственную подготовку к полёту в качестве бортинженера дублирующего экипажа второй основной экспедиции на станцию «Салют-6». 15 июня 1978 года был дублёром бортинженера космического корабля «Союз-29» А.С. Иванченкова.

С июня 1978 года готовился к полёту в качестве бортинженера основного экипажа третьей экспедиции на орбитальную станцию «Салют-6».

25 февраля – 19 августа 1979 года в качестве бортинженера космического корабля «Союз-32» совместно с В.А. Ляховым совершил второй космический полёт продолжительностью 175 суток 0 часов 36 минут. Это была третья основная экспедиция на орбитальную станцию «Салют-6», во время которой планировалась экспедиция посещения на корабле «Союз-33» (с советско-болгарским экипажем). Однако стыковка корабля «Союз-33» со станцией из-за проблем с основным двигателем не состоялась. Ресурс корабля «Союз-32» был рассчитан на 90 суток, и он истекал 26 мая. Поэтому 6 июня к станции был послан корабль «Союз-34» без экипажа. 13 июня 1979 года корабль «Союз-32» с результатами работ вернулся на Землю в беспилотном варианте.

9 августа были завершены работы с радиотелескопом КРТ-10. Однако в момент отстрела раскрытой антенны четыре тросика зацепились за выступающую крестовину стыковочной мишени на агрегатном отсеке станции «Салют-6», загородив стыковочный узел, к которому должны были причаливать космические корабли. В результате антенна могла повредить любой приближающийся корабль и саму станцию.

После всестороннего анализа аварийной ситуации экипажу было предложено выйти в открытый космос и попробовать избавиться от зацепившейся антенны. 15 августа 1979 года космонавты выполнили выход в открытый космос продолжительностью 1 часа 23 минуты. Переход от люка переходного отсека к стыковочному узлу осуществлялся с помощью перил, установленных на поверхности станции.

Чтобы освободить антенну, В.В. Рюмину пришлось перекусить четыре стальных тросика толщиной около миллиметра. Затем рычагом длиной около полутора метров он оттолкнул антенну от станции по направлению к Земле.

В.А. Ляхов и В.В. Рюмин вернулись на Землю на космическом корабле «Союз-34». Это был самый продолжительный космический полёт на тот момент. Помимо этого В.В. Рюмин установил абсолютный рекорд суммарной продолжительности космических полётов – 177 суток 1 час 20 минут.

За успешное осуществление длительного космического полёта на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Салют-6» – «Союз» и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1979 года Рюмину Валерию Викторовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В феврале 1980 года заменил получившего травму В.В. Лебедева и начал готовиться к полёту в качестве бортинженера основного экипажа четвёртой экспедиции на орбитальную станцию «Салют-6».

9 апреля – 11 октября 1980 года в качестве бортинженера космического корабля «Союз-35» совместно с Л.И. Поповым совершил третий космический полёт продолжительностью 184 суток 20 часов 12 минут. Это была четвёртая основная экспедиция на орбитальную станцию «Салют-6». За время пребывания на станции космонавты приняли четыре экспедиции посещения – на кораблях «Союз-36» (с советско-венгерским экипажем), «Союз Т-2», «Союз-37» (с советско-вьетнамским экипажем) и «Союз-38» (с советско-кубинским экипажем).

Л.И. Попов и В.В. Рюмин вернулись на Землю на космическом корабле «Союз-37». Это был самый продолжительный космический полёт на тот момент. Однако мировой рекорд не был официально зарегистрирован, так как не превышал предыдущий (175 суток) на 10%. Но при этом В.В. Рюмин установил новый рекорд суммарной продолжительности космических полётов – 361 сутки 21 час 32 минуты, превысив своё же достижение.

За успешное осуществление длительного космического полёта на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Салют-6» – «Союз» и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 октября 1980 года Рюмин Валерий Викторович награждён орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда».

С февраля 1981 – заместитель руководителя, а в январе 1982 – июне 1986 – руководитель комплекса натурных испытаний НПО «Энергия». Был руководителем полёта орбитальных станций «Салют-7» и «Мир».

С июня 1986 года работал заместителем генерального конструктора НПО (с 1994 года – РКК) «Энергия». В октябре 1994 – октябре 1998 года был руководителем программ «Мир–NASA» и «Мир–Шаттл» с российской стороны.

В июле 1997 года по приглашению NASA был отобран для полёта на американском многоразовом космическом корабле по программе СТС-91. В сентябре 1997 – июне 1998 года проходил подготовку в Космическом центре имени Л. Джонсона в США в составе экипажа «Дискавери» в качестве специалиста полёта.

2–12 июня 1998 года в качестве специалиста полёта СТС-91 на космическом корабле «Дискавери» совместно с Ч. Прекортом, Д. Гори, Ф. Чанг-Диазом, У. Лоуренс и Дж. Каванди совершил четвёртый космический полёт продолжительностью 9 суток 19 часов 54 минуты.

Программа полёта включала 9-ю (последнюю) стыковку с орбитальным комплексом «Мир», на котором в это время находился экипаж 25-й основной экспедиции – Т.А. Мусабаев, Н.М. Бударин и Э. Томас (он вернулся на Землю с экипажем СТС-91).

До 2009 года продолжал работать заместителем генерального конструктора РКК «Энергия» имени С.П. Королёва. Был директором программы МКС.

Муж Героя Российской Федерации, лётчика-космонавта РФ Елены Владимировны Кондаковой.

Народный депутат СССР в 1989–1991 годах.

Лётчик-космонавт СССР (15.11.1977), Заслуженный мастер спорта СССР (1980). Космонавт 1-го класса (08.1979). Кандидат технических наук (1980). Подполковник-инженер запаса (1979).

Жил в городе Калининград (ныне Королёв) Московской области, с 1987 года – в Москве. Умер 6 июня 2022 года. Похоронен на федеральном военном мемориале «Пантеон защитников Отечества» в Мытищинском районе Московской области.

Герой Венгерской Народной Республики (11.10.1980), Герой Республики Куба (19.10.1980), Герой Труда Социалистической Республики Вьетнам (11.10.1980).

Награждён российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (01.07.1999), советскими 3 орденами Ленина (15.11.1977; 19.08.1979; 11.10.1980), медалями; казахским орденом Дружбы 2-й степени (10.12.2001), иностранными орденами Хо Ши Мина 1-й степени (Вьетнам; 11.10.1980), «Плайя-Хирон» (Куба; 19.10.1980) и иностранными медалями.

Лауреат Государственной премии РФ (29.09.1999, за комплекс работ, выполненных на орбитальной станции «Мир» по российско-американским программам «Мир–Шаттл» и «Мир–NASA»), Государственной премии СССР (05.11.1984, за разработку и внедрение в народное хозяйство методики и аппаратуры многозонального фотографирования для исследования природных ресурсов Земли из космоса) и Государственной премии Украинской ССР (14.12.1982, за разработку оборудования и технологии для нанесения покрытий в условиях космоса методом испарения и конденсации веществ).

Удостоен Золотой медали имени К.Э. Циолковского Академии наук СССР (1981, за успешное осуществление программы научных исследований на орбитальной станции «Салют-6» в период длительных 175- и 185-суточных полётов), Золотой космической медали FAI (11.1980) и 2 медалей де Лаво (FAI; 11.1980, 09.1982).

Почётный гражданин Мытищинского района (Московская область; 11.06.1997), городов Калуга (19.03.1980), Гагарин (Смоленская область; 11.04.1981), Комсомольск-на-Амуре (Хабаровский край; 19.01.1981), Мытищи (Московская область; 13.05.1981), Александрия (Кировоградская область, Украина; 1980) и Байконур (Казахстан; 1979).

Бронзовый бюст В.В. Рюмина установлен в городе Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края. Его именем названа улица в городе Свободный Тюменской области.

Сочинения:
Год вне Земли. М.: Молодая гвардия, 1987;
Год вне Земли. 2-е издание. М.: Машиностроение, 2014;
Год вне Земли. 3-е издание. М.: Авторская книга, 2014.


 

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Ребров М.Ф. Советские космонавты. - Изд. 2-е, доп.- М.,1983.

Романов А.П., Лебедев Л.А., Лукьянов Б.Б. Сыны голубой планеты. М.,1981

Советские и российские космонавты. 1960-2000. М., 2001

Эстафета космических подвигов. - М., 1981