Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Долгов Иван Илларионович

Долгов Иван Илларионович

15.04.1920 - 08.11.1995

Герой Советского Союза

Даты указов

29.06.1945

Медаль № 6897

Долгов Иван Илларионович – старший лётчик 715-го Каменец-Подольского Краснознамённого штурмового авиационного полка (136-я штурмовая Нижнеднестровская ордена Суворова авиационная дивизия, 10-й штурмовой авиационный корпус, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт), лейтенант.

Родился 15 апреля 1920 года в селе Большая Грибановка, ныне посёлок городского типа Грибановский Воронежской области, в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил 8 классов и 2 курса электротехникума в Борисоглебске. В 1936 году вместе с семьёй переехал в Москву, где окончил школу ФЗУ и работал электромонтёром на реконструкции мостов. Одновременно учился в аэроклубе.

В Красной Армии с 10 декабря 1939 года. В июле 1941 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов в звании сержанта и был направлен в Забайкальский военный округ. Служил в Чите и в Монгольской Народной Республике, летал на самолёте И-153 в 70-м истребительном авиаполку в составе 37-й и 87-й смешанных авиадивизий, а затем на У-2 в 846-м легко-бомбардировочном полку 12-й воздушной армии.

В Великой Отечественной войне принимал участие с августа 1943 года. Сражался на Воронежском (с 20 октября 1943 года – 1-м Украинском) и 3-м Украинском фронтах.

С августа 1943 по май 1944 года воевал на Воронежском и 1-м Украинском фронтах в 208-й ночной ближнебомбардировочной авиационной дивизии, в 715-м ближнебомбардировочном авиационном полку, вооружённом самолётами У-2 (после смерти конструктора Н.Н. Поликарпова, последовавшей 30 июля 1944 года, его самолет У-2 стал называться По-2).

В составе 2-й воздушной армии И.И Долгов принимал участие в поддержке войск фронта на киевском направлении и в битве за Днепр; в Киевской наступательной операции (3 – 13 ноября 1943 года) и освобождении Киева; Киевской оборонительной операции (13 ноября – 22 декабря 1943 года); Житомирско-Бердичевской операции (24 декабря 1943 – 14 января 1944 года); Корсунь-Шевченковской операции (24 января – 17 февраля 1944 года); Проскуровско-Черновицкой операции (4 марта – 17 апреля 1944 года).

В мае 1944 года 715-й ночной ближнебомбардировочный полк был выведен из состава 208-й дивизии и отправлен в тыл для переобучения лётного состава на штурмовики Ил-2. После переобучения и укомплектования самолётами 715-й полк стал именоваться 715-м штурмовым авиационным и с августа 1944 года воевал в составе 136-й штурмовой авиационной дивизии 17-й воздушной армии на 3-м Украинском фронте.

Здесь И.И.Долгов участвовал в Ясско-Кишиневской стратегической операции (20-29 августа 1944 года) и освобождении Молдавии, Белградской наступательной операции (28 сентября – 20 октября 1944 года) по освобождению восточной и южной части Югославии и её столицы Белграда; Будапештской стратегической наступательной операции (29 октября 1944 – 13 февраля 1945 года); Балатонской оборонительной операции (6 – 1 5 марта 1945 года); Венской стратегической операции (16 марта – 15 апреля 1945 года).

К февралю 1945 года лейтенант И.И.Долгов совершил 257 боевых вылетов (165 боевых вылетов на самолёте По-2 ночью и 92 боевых вылета на самолёте Ил-2) на уничтожение оборонительных сооружений, скоплений танков, артиллерийских позиций, живой силы и техники противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении бомбовых и штурмовых ударов по противнику лейтенанту Долгову Ивану Илларионовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6897).

После Великой Отечественной войны И.И.Долгов продолжал службу на должности командира эскадрильи 232-го штурмового авиационного полка в Львовском (ЛьВО) и Прикарпатском (ПриКВО) военных округах с дислокацией в городе Луцк. В 1955 году окончил Военно-воздушную академию. После академии служил в штабе ВВС Северо-Кавказского военного округа (СКВО) в городе Ростов-на-Дону.

С 1961 года полковник И.И.Долгов — в запасе. Жил в городе Ростов-на-Дону, работал начальником штаба гражданской обороны инженерно-строительного института.

Скончался 8 ноября 1995 года. Похоронен в Ростове-на-Дону.

Награждён орденом Ленина (29.06.1945), двумя орденами Красного Знамени (31.01.45; 24.05.45), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (10.11.1944, 11.03.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (6.05.1944), орденом Красной Звезды (26.10.55), медалями «За боевые заслуги» (17.05.51), «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За победу над Германией», «ХХХ лет СА и ВМФ».


С 1 августа по 29 сентября 1943 года 717-й ночной ближнебомбардировочный полк, в котором начал свою боевую деятельность сержант И.И.Долгов, последовательно перемещая свои аэродромы базирования вслед за наступающими войсками Воронежского фронта, наносил бомбовые удары по отступающим войскам противника в районах городов Белгород, Ахтырка, Сумы, Лебедин, Гадяч, Пирятин. Лётчики совершали до 8-10 боевых вылетов в сутки.

В начале сентября И.И.Долгову было присвоено звание младшего лейтенанта.

В конце сентября 1943 года полк перелетел на аэродром Рогозов, под Киевом, на левом берегу Днепра. Прикрывал войска, Лютежский и Букринский плацдармы, переправы. Большое число вылетов было произведено в район сосредоточения немецких войск у населённого пункта Мышеловка, где Долгову удалось довести число суточных вылетов до 14.

После освобождения Киева полк 10 ноября перебазировался в Васильковский район Киевской области, на аэродром Княжево, а затем Быково. В ноябре-декабре наносил удары по вражеским войскам, пытавшимся прорваться к Киевскому шоссе, бомбил скопления живой силы и техники в районах городов Брусилов и Радомышль. В новогоднюю ночь бомбил танки и автомашины противника юго-западнее Житомира.

В период Корсунь-Шевченковской операции полк наносил удары в феврале 1944 года с площадки у населённого пункта Иваньки Винницкой области, расположенного вблизи переднего края. Ещё не было завершено окончательное уничтожение Корсунь-Шевченковской группировки, когда полк перебросили на Тернопольско-Проскуровское направление, где началась 4 марта Проскуровско-Черновицкая наступательная операция. Здесь И.И.Долгов совершил более 50 боевых вылетов.

Его неожиданно вызвали в штаб дивизии и как бывшего истребителя направили в город Лебедин в запасной полк для переучивания на истребители. Однако он не прошёл медкомиссию и был возвращен в свой полк. Участвовал в Проскуровско-Черновицкой операции. Полк бомбил переправу через Днестр, чтобы сорвать перегруппировку сил противника в районе села Нижнёв.

17 апреля 1944 года полк бомбил населённый пункт Загребель, где, по данным разведки, должен был Гитлер проводить совещание командования группы армий. В тот же день полку было присвоено почётное наименование Каменец-Подольского.

1 мая И.И.Долгов совершил последний вылет на самолёте У-2. Был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.

Полк в полном составе был отозван с фронта и отправлен в Кировоград для переучивания на штурмовики Ил-2. После переобучения и укомплектования полк стал именоваться 715-м штурмовым авиационным и был передислоцирован на 3-й Украинский фронт.

20 августа 1944 года полк стоял на аэродроме Кремидовка в Одесской области. Войска 3-го и 2-го Украинских фронтов начали Ясско-Кишинёвскую операцию, чтобы разгромить врага в Молдавии, Румынии и Болгарии.

Первый боевой вылет на штурмовиках Ил-2 полк совершил для поддержки 4-го гвардейского мехкорпуса, который прорывал оборону противника южнее города Бендеры. Штурмовики атаковали узел сопротивления и получили благодарность командующего 37-й армией. Воевали в небе Молдавии. Наносили удары в районах Волонтировки, Бородино, Тарутино. Участвовали в боях за Аккерман, где 46-я армия громила войска румынской 3-й армии. 23 августа прикрывали войска в операции по окружению группировки противника у реки Прут, бомбили переправу через Прут в районе Кагула, прикрывали войска 4-го мехкорпуса, сражавшегося в долине юго-западнее Кишинева. 24 августа был взят Кишинёв. К 27 августа освобождение Молдавии было завершено.

В начале сентября Румыния вышла из войны и объявила войну Германии. 7 сентября полк перелетел на румынский аэродром Фетешти. 9 сентября было свергнуто фашистское правительство в Болгарии.

136-й штурмовой авиационной дивизии за успешные боевые действия в Ясско-Кишинёвской операции было присвоено наименование Нижнеднестровской.

715-й штурмовой авиационный полк перебазировался в Болгарию в населённый пункт Габровница и начал боевую работу. В сентябре штурмовал скопления войск на железнодорожном узле югославского города Ниш.

В октябре шли непрерывные дожди, погода была нелётной. Во второй половине октября И.И.Долгов летал с аэродрома Витбол на штурмовку живой силы, техники, артиллерии западнее Белграда, бомбил окружённую группировку противника, пытавшегося вырваться из кольца на запад, к Белграду, штурмовал войска у переправы через реку Сава. 7 ноября полк перелетел в Югославию, на аэродром Панчево. 14 ноября полк был награждён орденом Красного Знамени.

В первой половине декабря полк перелетел на аэродром Кацель в Венгрии. Штурмовал скопление танков в районе озера Балатон. В одном из вылетов самолёт Долгова был подбит в воздушном бою с истребителями противника – повреждено управление, разрушено шасси, сам лётчик был ранен. С трудом Долгов довел машину до своего аэродрома и сел на фюзеляж. Был отправлен на лечение в санчасть.

После возвращения в полк был назначен заместителем командира эскадрильи, награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

С 25 декабря участвовал в окружении и уничтожении вражеской Будапештской группировки в районе города Эстергом. В начале января 1945 года немцы, готовясь к контрудару по нашим войскам, окружившим Будапешт, начали переброску войск из восточной части города – Пешта в западную – Буду.

По приказу командующего 17-й воздушной армией генерал-полковника В.А.Судец лейтенант И.И.Долгов был включён в специальную группу, которой была поставлена задача – не разрушая будапештские мосты, имеющие историческую ценность, воспрепятствовать переправам врага через Дунай. Штурмовики бомбили и штурмовали войска у мостов – до и после переправ. Производили по нескольку вылетов в день, атаковали противника с предельно малых высот, обеспечивая точность нанесения ударов.

В один из вылетов зенитный снаряд попал в двигатель самолёта Долгова, который резко потерял мощность; самолет круто пошёл на снижение. Долгов, видя неминуемую погибель, прокричал по радио: «Прощайте, товарищи, иду на таран!» Однако у самой земли двигатель неожиданно заработал, Долгову удалось вырвать самолет из пикирования и дотянуть до своего аэродрома. За бои над Будапештом И.И.Долгов получил орден Красного Знамени.

Весь январь 1945 года 715-й штурмовой авиационный полк с аэродрома Текел штурмовал вражеские войска в Будапеште, Эстергоме, в районе озера Балатон.

С начала марта штурмовал скопления танковых и механизированных войск в районе озера Балатон. Долгов водил группы штурмовиков вплоть до 4 апреля, когда полностью была освобождена Венгрия. Начались ожесточённые бои за Вену. 13 апреля она была взята. Полк штурмовал войска севернее Вены. На этом боевые действия И.И.Долгова были завершены.

После окончания войны Долгов в составе своей дивизии был переведён в Львовский военный округ, где вскоре принял эскадрилью в 232-м штурмовом авиаполку. Служил в городе Луцк вплоть до направления в 1955 году на учёбу в академию имени Фрунзе.

Из наградного листа:

Участвует в Отечественной войне с августа 1943 года, в составе 715-го штурмового авиационного Каменец-Подольского Краснознамённого полка. За этот период проявил себя смелым и отважным воздушным бойцом, в совершенстве владеющим вверенным оружием. Являясь лучшим ведущим полка, тов. Долгов уверенно водит группу на цель, метко поражая её.

За время Отечественной войны совершил 165 боевых вылетов на самолёте По-2 ночью и 92 боевых вылета на самолёте Ил-2 на уничтожение живой силы и техники противника.

При прорыве обороны противника на нижнем Днестре совершил 14 успешных боевых вылетов на самолёте Ил-2, уничтожив и повредив при этом 3 танка, 5 автомашин, 4 повозки с военным грузом.

Во время боевых действий на территории Болгарии и Югославии, при освобождении Белграда совершил 29 боевых вылетов на самолёте Ил-2, показав образцы мужества и умения. Летая в сложных условиях горной местности, при низкой облачности и осадках, боевые задания выполнял точно и успешно.

В период, когда полк взаимодействовал с наступающими наземными войсками по расширению плацдарма на правом берегу реки Дунай в Венгрии, окружению противника и его разгрому в Будапеште, тов. Долгов совершал по 6-8 боевых вылетов в день, без устали громя немецких захватчиков.

Только за период с 30 декабря 1944 года по 20 января 1945 года он совершил 57 боевых вылетов на самолёте Ил-2, в воздушных боях с истребителями противника сбил 2 истребителя Ме-109, уничтожил и поджёг 2 танка, 8 автомашин, расстрелял до 15 солдат противника.

С 11 по 16 января 1945 года участвовал в группе Героя Советского Союза капитана Сивкова по выполнению спецзадания командующего 17-й воздушной армией – разрушению мостов через Дунай в Будапеште. В условиях сильного противодействия средств ПВО и истребителей противника совершил 17 боевых вылетов на самолёте Ил-2. Группа успешно выполнила спецзадание, за что получила благодарность командующего 17-й воздушной армией.

18 января 1945 года при выполнении задания по уничтожению танков и мотопехоты противника, прорывавшимся к городу Секешфехервар, группа (ведущий – лейтенант Долгов) была атакована 20-ю истребителями Ме-109 и ФВ-190. Своевременно построив группу в оборонительный круг и используя огонь лётчиков и стрелков, группа успешно выполнила боевое задание, сбив воздушном бою 3 истребителя противника. Лично тов. Долговым был сбит один истребитель Ме-109.

Биография подготовлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск) и В.П.Воробьёвым (г. Подольск).

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Гринько А.И., Улаев Г.Ф. Богатыри земли Воронежской. Воронеж, 1965

Документы на сайте «Подвиг народа»

Долгов И.И. Записки военного лётчика. - Ростов-на-Дону, 1989.