Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Чубуков Фёдор Михайлович

 
Чубуков Фёдор Михайлович
21.06.1920 - 01.06.1988
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 19.08.1944 Медаль № 5138

    Памятники
  Надгробный памятник
  Бюст Героя
  Аллея Славы в Острогожске


Чубуков Фёдор Михайлович - командир эскадрильи 29-го гвардейского истребительного Волховского авиационного полка (275-я истребительная Пушкинская Краснознамённая авиационная дивизия, 13-я воздушная армия, Ленинградский фронт), гвардии капитан.

Родился 21 июня 1920 года в посёлке Бирюч, ныне город Красногвардейского района Белгородской области, в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. В 1936 году переехал с семьёй в село Коротояк Воронежкой области, а позднее - в Воронеж, где окончил 10 классов школы № 12 и аэроклуб. В Красной Армии с 1939 года. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов им. В.П.Чкалова. Был направлен в Ленинградский военный округ, в 159-й истребительный авиационный полк, который перед началом войны базировался в районе города Дно Псковской области на аэродроме Гривочки и имел на вооружении истребители И-16 и МиГ-3.

В Великой Отечественной войне принимал участие с 22 июня 1941 года в этом полку, а затем до конца войны – в 154-м истребительном авиационном полку (с 22.11.1942 года - 29-м гвардейском). В начале мая 1943 года был назначен командиром эскадрильи.

Воевал на Северном, Ленинградском и Карельском фронтах. Летал на истребителях И-16, Р-40В «Томагаук», Р-40Е «Киттихаук», Як-7Б, Як-9.

Участвовал в обороне Ленинграда – уничтожал истребители и бомбардировщики противника, прикрывал свои бомбардировщики и штурмовики, сопровождал транспортные самолеты, перевозившие продовольствие в блокадный Ленинград, прикрывал «Дорогу жизни» через Ладожское озеро.

Сражался на волховском направлении, принимал участие в составе 13-й воздушной армии в Синявинской операции – попытке прорыва блокады Ленинграда в августе-октябре 1942 года, в прорыве блокады в январе 1943 года, затем в обеспечении наступательных действий войск Ленинградского фронта на красноборском и мгинском направлениях.

С 14 января по 1 марта 1944 участвовал в Ленинградско-Новгородской операции по полному снятию блокады Ленинграда, в том числе в её этапах - Красноселъско-Ропшинской операции и освобождении городов Красное село, Пушкин, Гатчина; Кингисеппско-Гдовской и освобождении города Кингисепп.

К 3 мая 1944 года произвёл 296 успешных боевых вылетов, из них на прикрытие ПВО – 141, сопровождение транспортных самолётов – 32, сопровождение штурмовиков Ил-2 – 73, сопровождение бомбардировщиков Пе-2 – 6, на разведку войск противника – 9, свободная охота за воздушным противником – 12, прикрытие наземных войск – 3. Провёл 52 воздушных боя, в которых лично сбил 17 и в группе – 5 самолётов противника.

За время командования им эскадрильей с 5 мая 1943 года эскадрилья произвела 1204 боевых вылета, провела 123 воздушных боя, в которых сбила 67 самолётов противника. Свои потери – 4 самолёта и 5 лётчиков.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях, и за сбитые 17 самолётов противника гвардии капитану Чубукову Фёдору Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5138).

В июне 1944 года Ф.М.Чубуков участвовал в Выборгской операции – поддержке наземных войск, наносивших главный удар на Карельском перешейке при прорыве мощной обороны противника, и во взятии Выборга. В июле 1944 года участвовал в Нарвской наступательной операции (24-30 июля) и освобождении города Нарва.

В сентябре 1944 года 29-й гвардейский истребительный авиационный полк был переброшен на Карельский фронт и включён в состав 324-й истребительной авиационной дивизии 7-й воздушной армии. Здесь командир эскадрильи 29-го гвардейского Волховского истребительного авиационного полка гвардии капитан Ф.М.Чубуков провел свои последние воздушные бои на истребителе Як-9 и одержал последние победы.

15 ноября 7-я воздушная армия была выведена в резерв Ставки ВГК.

К концу войны Ф.М.Чубуков совершил около 350 успешных боевых вылетов. Участвуя в 100 воздушных боях, сбил, по данным М.Ю.Быкова, составленным на основании оперативных документов, 34 неприятельских самолёта лично и 5 - в группе с другими лётчиками.

После окончания войны продолжал службу в ВВС. Окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава, в 1952 году успешно окончил Военно - Воздушную академию. С 1962 года полковник Ф.М.Чубуков - в запасе.

Жил в городе Рига (Латвия). Преподавал в Рижском институте инженеров гражданской авиации. Скончался 1 июня 1988 года. Похоронен на кладбище Микеля в Риге.

Награждён орденами Ленина (19.08.1944), Красного Знамени (18.02.1944), Александра Невского (17.07.1943), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (20.01.1943) степени, 2 орденами Красной Звезды (16.08.1942, 30.12.1956), медалями, в том числе «За оборону Ленинграда» (1.06.1943).

Именем Героя названа улица в городе Бирюч, там же установлен бюст Ф.М.Чубукова. Бюст установлен также на Аллее Славы города Острогожск.

Лейтенант Ф.М.Чубуков начал свою боевую деятельность в 159-м истребительном полку. Через несколько дней после начала войны полк перелетел на аэродром Сиверская под Ленинградом. Осуществлял воздушное патрулирование, отражал налёты авиации противника, прикрывал бомбардировщики и штурмовики. С середины июля полк действовал в противовоздушной обороне станций Жихарево и Войбокало.

20 сентября 1941 года часть, в связи с большими потерями, вывели на переформирование. Лейтенант Ф.М.Чубуков был переведен в 154-й истребительный авиационный полк. К молодому лётчику в новом полку вначале отнеслись настороженно, так как в его характеристике, полученной из 159-го полка, было написано, что он необходимых морально-боевых качеств летчика-истребителя пока не проявил. Командир полка А.А.Матвеев решил прежде всего выяснить, при каких обстоятельствах сложилось такое мнение о молодом летчике.

В первую очередь напрямик спросил об этом самого Чубукова. Тот рассказал, что беседе с лётчиками он высказал сомнение в целесообразности воздушного тарана. Матвеев запросил прежний полк Чубукова. На запрос вскоре прибыл ответ, который подтверждал, что лейтенант Чубуков действительно высказался против тарана как тактического приема воздушного боя. Это высказывание и послужило основанием для написания в его характеристике злополучной строки. Матвеев и находившийся в это время в штабе полка командир эскадрильи капитан П.А.Покрышев решили не придавать характеристике большого значения.

- На войне о человеке судят не по словам, а по его делам, - сказал Покрышев.

- Вот и проверьте, каков он на деле, - предложил командир полка. - А заодно пусть посмотрит, как дерутся ваши ребята, поучится у них...

Так Федор Чубуков оказался в эскадрилье капитана Покрышева. Поскольку предстояло проверить, каков новичок в бою, Покрышев решил держать его поближе к себе. Он назначил Чубукова своим ведомым.

Настал день, когда Петр Покрышев взял новичка в бой. Он включил его в свою группу не только потому, что хотел посмотреть, как будет вести себя молодой летчик в бою. Покрышева заботило и другое: если новичок окажется в тяжелом положении, ему необходимо будет помочь.

Шли декабрьские дни сорок первого года, когда наши войска, пытаясь помочь Ленинграду извне, вели тяжелые наступательные бои на направлениях Волхов - Кириши и Войбокало - Оломна - Погостье, стремясь отрезать, а потом и разгромить тихвинскую группировку противника. Гитлеровцы создали здесь значительное превосходство в силах, в том числе и в авиации. Они то и дело пытались бомбить наши войска. Чтобы воспрепятствовать этому, нашим истребителям приходилось чуть ли не беспрерывно висеть над передним краем. Ни один вылет в те дни не обходился без боя. Бои были тяжелыми, почти всегда неравными.

Шестерка «Томахауков» – П.Покрышев, И.Чемоданов, А.Горбачевский, Г.Мармузов, Н.Ивин и Ф.Чубуков – вылетела на прикрытие переднего края в районе станции Погостье. Вскоре появилось шесть вражеских истребителей Ме-109. Они пришли расчистить небо для своих «Юнкерсов». Завязался бой. Группа Покрышева в затяжном бою в конце концов измотала фашистов, и они стали сдавать. Вот уже один "Мессершмитт", пойманный в прицел Покрышевым, не смог увернуться от его огня и заскользил к земле, оставляя за собою дымный след. Пример командира воодушевил и остальных летчиков группы. Их атаки стали еще более смелыми и дерзкими.

Покрышев ни на минуту не выпускал из поля зрения своего ведомого. Лейтенант не отставал. Был момент, когда один из "Мессеров" попытался зайти в хвост покрышевской машине. Чубуков рванулся наперерез фашисту и отогнал его пулеметным огнем. Дружно наседая на врага, группа Покрышева сбила еще четыре фашистских истребителя. Спасся только один: пользуясь тем, что скорость "Мессершмитта" превосходила скорость "Томахаука", он оторвался от наших истребителей и поспешил восвояси. Шестерка Покрышева вернулась на аэродром в полном составе. В этом бою Покрышев убедился, что не ошибся, назначив этого застенчивого парня своим ведомым.

Во время непрерывных боёв Ф.М.Чубуков, сражаясь вместе с такими испытанными истребителями, как П.А.Покрышев и П.А.Пилютов, постепенно приобретал боевой опыт и становился настоящим воздушным бойцом.

В течение 1942 года полк пересел с «Томахауков» на более быстроходные «Киттихауки», а в феврале 1943 года был перевооружен истребителями А.С.Яковлева Як-7Б, что существенно повысило его боевую мощь.

На разборах воздушных боев командир эскадрильи не раз подчеркивал, что в бою Чубуков не старается отличиться лично. Для него самое главное не собственный успех, а успех всей группы, общая победа над противником. Видимо, потому Покрышев и не желал себе лучшего ведомого, чем Чубуков.

Наконец, пришло время, когда сам комэск сказал, что негоже Чубукову все время летать в хвосте. Пора и самому стать вожаком.

5 мая 1943 года гвардии капитан Ф.М.Чубуков был назначен командиром эскадрильи.

Одной личной храбрости теперь уже было мало. Теперь он был ведущим. Сам командовал эскадрильей, вел ее в бой, продолжая оставаться в то же время воздушным бойцом. Стремительность воздушного боя подчас не оставляет времени для команд. И тогда все решает личный пример командира. Федору Чубукову пришлись по плечу и эти новые задачи. Ведь ему было, у кого научиться точному удару по врагу, умелому маневру, взаимовыручке – он летал в паре с одним из лучших воздушных бойцов Ленинградского фронта – дважды Героем Советского Союза Петром Покрышевым.

Из наградного листа

За время Великой отечественной войны прошёл путь от рядового лётчика до командира эскадрильи. В воздушных боях показал себя тактически грамотным отважным офицером-руководителем. Не раз с группой своих подчинённых вступал в бой с численно превосходящими силами противника, своей смелостью и героизмом в воздушном бою увлекал молодой лётный состав и всегда выходил победителем.

3.09.1942 года группа из шести истребителей «Киттихаук» вылетела на прикрытие города Волховстрой и встретила 30 Ю-88 под прикрытием 12 Ме-109. Смелой атакой наши истребители сорвали замысел противника и в продолжительном ожесточённом бою сбили три Ю-88. Одного из них сбил лично гвардии капитан Чубуков.

11.07.1942 года шестёрка «Киттихауков», сопровождавшая 18 бомбардировщиков Пе-2, в районе цели отбила атаку 20 Ме-109 и сбила 4 вражеских истребителя. Два из них сбил лично гвардии капитан Чубуков. Наша группа потерь не имела.

14.09.1942 года шестёрка «Киттихауков» отражала налёт 30 Ю-88 на объекты Волховстроя. В результате воздушного боя бомбардировщики противника беспорядочно сбросили бомбовый груз вне района цели. Сбито 4 Ю-88, один самолёт сбит лично Чубуковым.

11.11.1942 года, патрулируя в районе объекта, четыре «Киттихаука» (ведущий – гвардии капитан Чубуков) провели воздушный бой с четырьмя До-215 и восемью Ме-109. В результате воздушного боя самолёты к цели допущены не были. Гвардии капитан Чубуков лично сбил один До-215.

25.11.1942 года четыре самолёта «Киттихаук» встретили два Ю-88. Стремительной атакой наши истребители разрушили строй пары, не дав ей возможности сбросить бомбы на цель. В этом бою ведущий группы гвардии капитан Чубуков сбил один бомбардировщик Ю-88.

5.06.1943 года шесть истребителей Як-7Б (ведущий – гвардии капитан Чубуков) отражали налёт бомбардировщиков Хе-111, которые под прикрытием восьми ФВ-190 пытались бомбить объекты города Волховстрой. Бой длился 30 минут. Наши истребители разбили боевой порядок бомбардировщиков, сорвали их замысел и без потерь вернулись на свой аэродром. Гвардии капитан Чубуков лично сбил один Хе-111.

8.06.1943 года шестёрка Як-7Б (ведущий – гвардии капитан Чубуков) отражала налёт 25 бомбардировщиков Хе-111 на объекты Волховстроя, которые под прикрытием восьми ФВ-190 пытались бомбить железнодорожный мост города. В результате воздушного боя наши истребители не дали бомбардировщикам противника сбросить бомбы на цель и сбили два бомбардировщика и один истребитель противника. Один бомбардировщик и один истребитель сбил лично гвардии капитан Чубуков.

17.06.1943 года четвёрка Як-7Б (ведущий – гвардии капитан Чубуков), отражая налёт на железнодорожный мост Волховстроя, провела воздушный бой с четырьмя ФВ-190. Гвардии капитан Чубуков сбил один истребитель противника.

18.06.1943 года шесть Як-7Б (ведущий – гвардии капитан Чубуков) отражали налёт 20 бомбардировщиков Хе-11 под прикрытием четырёх ФВ-190 на объекты Волхостроя. В неравном бою группа разбила боевой порядок бомбардировщика, не дав им сбросить бомбы по цели. Гвардии капитан Чубуков сбил один ФВ-190.

26.03.1944 года четыре Як-7Б (ведущий – гвардии капитан Чубуков), прикрывая наземные войска, встретили в районе Пуру (Нарвское направление) четвёрку ФВ-190 и завязали с ними воздушный бой. В это время гвардии капитан Чубуков увидел подход 18 бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием шести ФВ-190 и приказал свой группе атаковать бомбардировщики. В результате атаки противник, не дойдя до переднего края наших войск, начал уходить в западном направлении. Преследуя противника, наша группа в неравном бою, благодаря отличной осмотрительности и решительным действиям ведущего, сбила 5 бомбардировщиков и 2 истребителя противника. Гвардии капитан Чубуков лично сбил два Ю-87 и два ФВ-190.

7.04.1944 года восьмёрка Як-9Д (ведущий – гвардии капитан Чубуков), прикрывая наземные войска, провела воздушный бой с двумя группами истребителей – четырьмя и пятью ФВ-190, которые пытались атаковать самолёты Ил-2, выполнявшие боевое задание. Наши истребители отбили атаки противника и обеспечили штурмовикам возможность выполнения боевого задания. В этом бою Чубуков сбил два ФВ-190.

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Буров А.В. Твои Герои, Ленинград. 2-е изд., доп. Л.: Лениздат, 1970
 Быков М.Ю. Советские асы. 1941-1945. - М.: Яуза, Эксмо, 2008.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Герои-белгородцы. Воронеж, 2-е изд., 1972
 Документы на сайте «Подвиг народа»