Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Миоков Николай Дмитриевич

 
Миоков Николай Дмитриевич
03.08.1916 - 25.11.1987
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 27.06.1945 Медаль № 7488

    Памятники
  Надгробный памятник


Миоков Николай Дмитриевич – командир эскадрильи 91-го истребительного Дембицкого ордена Богдана Хмельницкого авиационного полка (256-я истребительная Киевская Краснознамённая орденов Суворова и Богдана Хмельницкого авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), майор.

Родился 3 августа 1916 года в селе Нижнее Попаснянского района (ныне посёлок городского типа Первомайского района) Луганской области (Украина) в семье рабочего. Украинец. Окончил 7 классов и горнопромышленное училище. Работал электрослесарем на шахтах № 5 и № 13.

Призван в армию 1 августа 1935 года. В 1938 году окончил Иркутское военное авиационное техническое училище и был направлен в Забайкальский военный округ, на советско-монгольскую границу. Техник-лейтенант Н.Д.Миоков служил в 150-м скоростном бомбардировочном авиационном полку, которым командовал майор И.С.Полбин, будущий дважды Герой Советского Союза. Участвовал в боях с японскими войсками на реке Халхин-Гол в 1939 году, обслуживал и ремонтировал бомбардировщики СБ. Был награждён медалью «За отвагу».

В Великой Отечественной войне принимал участие с июля 1941 года. Сражался на Западном, Воронежском, 1-м Украинском фронтах. Член ВКП(б) с 1942 года.

В 1943 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов, приобрёл военную специальность лётчика-истребителя. В сентябре 1943 года был направлен в 91-й истребительный авиационный полк 256-й истребительной авиационной дивизии 2-й воздушной армии, в которой воевал до конца войны. Летал на самолётах Як-1, Як-7Б, Як-3.

Участвовал в наступлении Воронежского фронта на киевском направлении, битве за Днепр; в Киевской наступательной операции (3 – 13 ноября 1943 года) и освобождении столицы Украины Киева; Киевской оборонительной операции (13 ноября – 22 декабря 1943 года); в разгроме фашистских войск на Правобережной Украине – Житомирско-Бердичевской операции (24 декабря 1943 — 14 января 1944 года); Корсунь-Шевченковской операции (24 января — 17 февраля 1944 года); в освобождении Западной Украины и восточных районов Польши – Проскуровско-Черновицкой операции (4 марта — 17 апреля 1944 года); Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции (13 июля — 29 августа 1944 года).

В январе — марте 1945 года участвовал на территории Польши в Сандомирско-Силезской (12 января — 3 февраля), Нижнесилезской (8 – 24 февраля) и Верхнесилезской (15 – 31 марта) наступательных операциях. С середины апреля участвовал в Берлинской стратегической операции и в штурме Берлина (16 апреля — 8 мая).

В ходе многочисленных воздушных боёв приобрёл богатый боевой опыт и стал истребителем – асом. С 29 сентября 1943 по 9 мая 1945 года произвёл 226 успешных боевых вылетов, из них на самолётах Як-1 – 36, Як-7Б – 9, Як-3 – 181 боевой вылет.

По выполнению боевых задач: на прикрытие боевых порядков наземных воск – 152; на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков в район цели и обратно – 12; на разведку войск и аэродромов противника – 18; на свободный поиск противника со штурмовкой его наземных войск – 30; вылетов по тревоге на перехват воздушных целей – 14 боевых вылетов.

Провёл 54 воздушных боя, преимущественно с превосходящими по количеству силами противника. В воздушных боях сбил лично 22 самолёта противника, из них: 5 самолетов Ме-109; 9 самолётов ФВ-190; 6 самолётов Ю-87; 2 самолёта ФВ-189.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях, и за сбитые 22 самолёта противника майору Миокову Николаю Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7488).

После войны продолжал службу в родном полку в составе Центральной группы войск (ЦГВ). В 1948 году окончил Высшую лётно-тактическую офицерскую авиационную школу, в 1952 году - курсы усовершенствования командного состава (КУКС). Служил командиром истребительного полка (в/ч 45193) и заместителем командира 126-й истребительной авиационной дивизии в Ленинградском военном округе (ЛенВО).

С 1958 года полковник Н.Д.Миоков — в запасе. Жил в городе Пушкин Ленинградского горсовета. Работал на железной дороге.

Скончался 25 ноября 1987 года. Похоронен в городе Пушкин на Казанском кладбище.

На доме в посёлке Нижнее установлена мемориальная доска.

Награждён двумя орденами Ленина (27.06.1945; 22.02.1955), тремя орденами Красного Знамени (31.12.1943; 22.02.1945; 29.04.1954), орденами Александра Невского (23.02.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (15.11.1950), медалями «За отвагу» (17.11.1939), «За боевые заслуги» (15.10.1947), «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией», «ХХХ лет СА и ВМФ».

В июле 1941 года 150-й скоростной бомбардировочный авиационный полк, где Н.Д.Миоков служил авиатехником, был переброшен на Западный фронт, где в составе 22-й армии участвовал в оборонительных боях на территории Витебской и Псковской областей (районы Полоцк – Невель – Великие Луки).

В августе 1941 года подбитый самолёт СБ командира полка И.С.Полбина совершил вынужденную посадку на территории, занятой врагом. Технический экипаж самолёта во главе с техник-лейтенантом Н.Д.Миоковым перешёл линию фронта, отыскал самолёт и за трое суток отремонтировал его. И.С.Полбин улетел на исправленной машине в полк, а группа Миокова осталась в тылу врага. Через несколько дней она, пробираясь по лесам, вышла в расположение стрелковой дивизии, сражавшейся в окружении. Члены технического экипажа стали рядовыми бойцами стрелковой роты. 28 сентября 1941 года дивизии удалось прорвать кольцо окружения и соединиться с нашими войсками, а Миоков с товарищами вернулся в свой полк, к этому времени базировавшийся на аэродроме Ржев. В сентябре 1941 года он был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1943 году.

С конца сентября 1943 года начал боевые действия на Воронежском фронте (с 20 октября 1943 года – 1-й Украинский фронт). В составе этой дивизии полк прошел до конца войны. В разное время на вооружении полка были истребители Як-7, Як-9, Як-1.

В мае 1944 года полк убыл в Багай-Барановку (Саратовская область), в 8-й запасный авиационный полк для переучивания на новые истребители Як-3. Як-3 были получены полком (первым из фронтовой авиации) 13 июня 1944 года. В начале июля полк вернулся в дивизию. Именно в 91-м истребительном авиационном полку проходили фронтовые испытания Як-3 в ходе Львовско-Сандомирской операции.

Первые пять своих самолётов Н.Д.Миоков сбил в боях над Киевской областью. Был награждён орденом Красного Знамени.

Следующие три самолёта – в Радомышльском и Житомирском районах в ходе Житомирско-Бердичевской операции. Был награждён орденом Александра Невского.

С весны 1944 года в ходе Проскуровско-Черновицкой операции действовал в районе города Тернополь при окружении гарнизона, отражении деблокирующих ударов и ликвидации группировки.

Два самолёта были им сбиты в том же районе непосредственно перед началом Львовско-Сандомирской операции. Прикрывал штурмовиков при образовании «Колтувского коридора» и при многочисленных массированных штурмовках окружённой вражеской Бродской группировки.

С августа 1944 года участвовал в боях над Сандомирским плацдармом, в том числе в знаменитом вылете 1-го гвардейского штурмового авиакорпуса почти в полном составе на коммуникации врага, ведущие к Сандомирскому плацдарму. Штурмовыми полками были в этом вылете разрушены все подвозные магистрали, а истребители прикрытия сбили большое количество вражеских самолётов.

Последние несколько самолётов Н.Д.Миоков сбил в районе города Баутцен, где гитлеровские войска предприняли удар по частям 52-й армии из Чехословакии на Берлин.

Из наградного листа:

Майор Миоков за время пребывания в полку показал себя как высококвалифицированный мастер воздушного боя. В воздушных боях держится храбро, дерзко навязывая свою волю противнику. Своей отвагой и мастерством увлекает ведомых своей группы, которая всегда кончает бой, нанеся наибольшие потери противнику.

Тов. Миоков является хорошим разведчиком и всегда доставляет командованию ценные сведения о противнике.

В декабре 1943 года, базируясь со своей эскадрильей на отдельном аэродроме, выполнял задачи по разведке в интересах 40-й армии. За постоянно доставляемые ценные сведения о противнике эскадрилья во главе с майором Миоковым получила благодарность Военного Совета 40-й армии.

Летая систематически ведущим группы, он в самых разнообразных метеорологических условиях и воздушной обстановке задания выполняет отлично.

Прикрывая свои наземные войска, майор Миоков никогда не допускал к ним бомбардировщики и штурмовики противника, а дерзостью и умением (при любом количестве самолётов противника) своевременно вступал в бой, разгонял их и наносил им потери.

6 февраля 1945 года майор Миоков повёл шестёрку истребителей на прикрытие наземных войск в районе города Ратибор (Рацибуж), Польша. За линией фронта он встретил смешанную группу противника в составе 18 Ю-87 под прикрытием шести ФВ-190. Внезапной атакой противник был атакован, после чего пара связала боем истребителей противника, а четвёрка, управляемая Миоковым, неоднократными атаками била бомбардировщиков.

В этом бою группа Миокова сбила 6 бомбардировщиков, из которых лично Миоков сбил три самолёта. Остальные, нарушив свой боевой порядок, сбросили бомбы на свои войска и беспорядочно ушли на запад. Группа Миокова своих потерь не имела.

Примечание. По данным книги М.Ю.Быкова, этот бой происходил 6 ноября 1943 года над Киевской областью, в районе Салтаново, Васильков, Мотовиловка.

21 апреля 1945 года майор Миоков в составе четырёх экипажей прикрывал свои наземные войска в районе города Ниски (Германия). По радио с передового командного пункта командира корпуса майор Миоков был предупреждён, что к линии фронта подходит группа самолётов противника. На подходе к линии фронта группа из 14 истребителей ФВ-190, шедшая штурмовать наш передний край, была встречена звеном Миокова. В завязавшемся бою Миоковым было сбито два ФВ-190. Остальные, освободившись от бомб, беспорядочно ушли на запад.

В этот же день, вторично вылетев в том же составе прикрывать свои войска, группа встретила 4 ФВ-190. В завязавшемся бою группа сила два самолёта, один из которых сбил майор Миоков. В обоих боях группа Миокова потерь не имела.

Громя немецко-фашистских захватчиков, майор Миоков прошел славный боевой путь. Он бил фашистских стервятников под Киевом и на Днепре, под Житомиром и Львовом, под Краковым и на реке Одер, под Берлином и до последнего дня окончательного разгрома врага.

Эскадрилья под руководством майора Миокова за период с октября 1943 по 9 мая 1945 года произвела 1480 боевых вылетов. Она провела 78 воздушных боёв, в которых лётчики со своим командиром сбили 67 самолётов противника, потеряв за этот период четырёх лётчиков и 9 самолётов.

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Быков М.Ю. Советские асы. 1941-1945. - М.: Яуза, Эксмо, 2008.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Подвиги, ставшие легендой. - Донецк: Донбас, 1985