Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Бесчастный Сергей Арсентьевич

Бесчастный Сергей Арсентьевич

23.02.1919 - 13.11.1987

Герой Советского Союза

Даты указов

15.05.1946

Медаль № 9018

Бесчастный Сергей Арсентьевич - командир эскадрильи 235-го Проскуровского штурмового авиационного полка (264-я Киевская Краснознамённая штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), капитан.

Родился 23 февраля 1919 года в посёлке Юровка, в 20-е годы вошедшем в город Мелитополь Запорожской области (Украина), в семье рабочего. Украинец. Окончил среднюю школу, школу ФЗУ и совпартшколу. Работал мастером-инструктором в школе ФЗУ. Призван в армию 20 сентября 1940 года Мелитопольским райвоенкоматом Запорожской области. В 1941 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов.

В действующей армии с 4 июня 1943 года. Служил в 235-м штурмовом авиационном полку, летал на штурмовике Ил-2. Сражался на Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах.

С 27 июля 1943 года в составе 8-го смешанного, а затем - 5-го штурмового авиационного корпуса под командованием легендарного лётчика генерала Н.П.Каманина во 2-й воздушной армии на Воронежском фронте принимал участие в боевых действиях Орловско-Курской битвы, поддерживая наземные войска фронта на Белгородском и Харьковском направлениях.

В августе – декабре 1943 года в составе 2-й воздушной армии участвовал в освобождении Левобережной Украины, битве за Днепр, Киевской наступательной операции, освобождении Киева и последующей Киевской оборонительной операции.

Зимой и весной 1944 года С.А.Бесчастный в составе 2-й воздушной армии участвовал в Житомирско-Бердичевской (24 декабря 1943 — 14 января 1944 года), Корсунь-Шевченковской (24 января — 17 февраля), Ровно-Луцкой (27 января — 11 февраля), Проскуровско-Черновицкой (4 марта — 17 апреля) операции и освобождении Винницы и Проскурова (Хмельницкий), летом — в Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции (13 июля — 29 августа) и освобождении Восточных районов Польши.

В сентябре 1944 года 264-я штурмовая авиационная дивизия вместе с 5-м штурмовым авиационным корпусом была переброшена на 2-й Украинский фронт, в Северную Трансильванию (Румыния) где вошла в состав 5-й воздушной армии.

С.А.Бесчастный вместе со своим полком участвовал в Дебреценской (с 6 по 28 октября 1944 года) и Будапештской (29 октября 1944 – 13 февраля 1945 года) операциях. Большую помощь 235-й штурмовой авиационный полк оказал наземным войскам фронта – конно-механизированной группе генерала И.А.Плиева и другим войскам, участвовавшим в форсировании реки Тиса, во время ожесточённых боёв в районах городов Дебрецен и Ньиредьхаза, в уничтожении фашистских танков в районе Эстергома, в уничтожении группировки фашистских войск в городе Будапешт.

Весной 1945 года участвовал в отражении вражеского контрнаступления в районе озера Балатон (с 6 марта), Венской наступательной операции (с 16 марта), в ходе которой 235-й штурмовой авиационный полк в составе поддерживал наземные войска при ликвидации эстергомской группировки противника, освобождении северо-западной части Венгрии и выходе на рубеж Комаром – озеро Балатон.

С 25 марта по 5 мая 1945 года участвовал в Братиславско-Брновской наступательной операции – освобождении городов и населённых пунктов Словакии и Австрии, взятии городов Братислава (4 апреля), Вена (13 апреля), Брно (26 апреля).

К 30 апреля 1945 года капитан С.А.Бесчастный произвёл 124 боевых вылета, при этом уничтожил 10 танков, 45 автомашин, 16 орудий разного калибра, 13 складов с горючим и боеприпасами, до 450 солдат и офицеров противника. Провёл 21 воздушный бой, сбил два самолёта противника – истребитель ФВ-190 и самолёт связи Физелер-156 «Шторх». На земле уничтожил 5 самолётов – 3 транспортных самолёта Ю-52 и 2 ФВ-190. Эскадрилья под его руководством произвела 1312 боевых вылетов, имея при этом две боевых и одну небоевую потерю.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Бесчастному Сергею Арсентьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С 6 по 11 мая С.А.Бесчастный участвовал в Пражской операции и освобождении Праги.

После войны майор С.А.Бесчастный был уволен в запас. Жил в Одессе. В 1951 году окончил Высшую партийную школу, в 1962 — Одесское мореходное училище. Плавал в качестве помощника капитана танкера «Николаев» по политической части, позднее работал директором водной станции.

Скончался 13 ноября 1987 года. Похоронен в Одессе.

Награждён орденом Ленина (15.05.1946), двумя орденами Красного Знамени (10.10.1943, 18.08.1944), орденом Александра Невского (26.03.1945), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (14.02.1944, 11.03.1985), медалями.

Имя Героя увековечено на Аллее Героев в Мелитополе, Аллее Славы в Запорожье, Стене Славы и памятном знаке в Одессе. Портрет Героя помещен на мемориальной доске на бывшем здании аэроклуба в Мелитополе.


Из наградного листа

На фронтах Отечественной войны участвует с 4 июня 1943 года. За это время вырос с рядового лётчика до командира эскадрильи, приобрёл богатый боевой опыт тактически грамотного штурмовика, смело и мужественно уничтожающего боевую технику, узлы сопротивления и живую силу противника. Отличный разведчик, неоднократно привозивший ценные сведения о противнике. В совершенстве владеет техникой пилотирования и самолётовождения в сложных метеоусловиях.

За время участия в Отечественной войне на Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах совершил 124 успешных боевых вылета.

Ему ставились самые сложные боевые задачи, и он их с честью выполнял.

7 августа 1943 года в боях за Ахтырку полк выполнял задачу по уничтожению резервов противника, готовых к переходу в контратаку. На выполнение этой задачи вылетела группа из 18 Ил-2. Для борьбы с зенитными средствами специально была выделена пара Ил-2 (ведущий – капитан Бесчастный). Придя в район цели, группа обнаружила большое скопление танков, автомашин, автоцистерн. На подходе к цели штурмовиков встретила ураганным огнём зенитная артиллерия противника. Всё небо было усеяно шапками разрывов, не было никакой возможности прорваться сквозь эту завесу огня.

Капитан Бесчастный, мгновенно оценив обстановку, выбрал батарею противника, наиболее угрожающую своим огнём группе, резко отвалил от группы и пошёл со своим ведомым в атаку. Эта батарея и часть других батарей перенесли огонь на пару Бесчастного. Огонь по основной группе штурмовиков несколько ослаб. Капитан Бесчастный, несмотря на сильный огонь, продолжал атаковать намеченную цель. Батарея была подавлена.

Обнаружив вторую батарею, он так же смело атаковал её и заставил замолчать. Так, отвлекая на себя зенитный огонь, рискуя собой, он дал возможность группе отлично выполнить боевое задание. В результате налёта горели цистерны и автомашины, 4 танка остались неподвижными. За отличную работу группе была объявлена благодарность командующего фронтом.

Быстро приобретая боевой опыт, он стал одним из лучших ведущих групп. Всегда точно выводит группу на цель в любых метеоусловиях. Грамотно строя боевые порядки, всегда эффективно поражает цель. Параллельно с обогащением боевого опыта капитан Бесчастный приобрёл навыки руководства подчинёнными в организации их боевой работы.

19 ноября 1943 года группе из 8 Ил-2 (ведущий – капитан Бесчастный) под прикрытием четырёх Ла-5 была поставлена задача – уничтожить склады с горючим и боеприпасами в районе города Житомир. На пути к цели группу встретила сильным заградительным огнём зенитная артиллерия противника. Умело маневрируя в зоне огня, группа атаковала цель. Три взрыва огромной силы свидетельствовали о том, что налёт был эффективным. При выходе из атаки группа подверглась нападению 10 вражеских истребителей ФВ-190. Завязался неравный бой. Благодаря хладнокровию и мужеству капитана Бесчастного группа потерь не имела, сам Бесчастный сбил один ФВ-190, чем начал свой счёт сбитых и уничтоженных самолётов противника.

В период Корсунь-Шевченковской операции капитаном Бесчастным было уничтожено на земле 3 самолёта Ю-52, транспортировавших груз окружённым немецким войскам.

Когда начались решительные действия по уничтожению Корсунь-Шевченковской группировки, капитан Бесчастный делал по 3-4 боевых вылета в день в трудных метеоусловиях.

Капитан Бесчастный совершил 26 боевых вылетов на Будапештском направлении, из них 12 боевых вылетов по уничтожению окружённой группировки в городе Будапешт.

За лично совершённые 124 боевых вылета, за проведённый 21 воздушный бой, уничтоженные в воздушном бою и на земле 7 самолётов противника, отличную штурмовку техники и живой силы противника, за умелое руководство эскадрильей, совершившей 1312 боевых вылетов, имея при этом только две потери, достоин присвоения звания Героя Советского Союза.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Давтян С.М. Пятая воздушная. - М.: Воениздат, 1990.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Каманин Н.П. Лётчики и космонавты. - М.: Политиздат, 1971

Лукаш И.М. Солдаты славы не искали - Днепропетровск:Промiнь,1984