Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Могильчак Иван Лазаревич

 
Могильчак Иван Лазаревич
08.02.1917 - 14.02.1945
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 04.02.1944 Медаль № 2827

    Памятники
  Надгробная плита
  Мемориал "Вечный огонь" в Иркутске
  Плита со списком Героев


Могильчак Иван Лазаревич – командир эскадрильи 235-го штурмового авиационного полка (264-я штурмовая Киевская авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт), старший лейтенант.

Родился 8 февраля 1917 года в селе Демидовка ныне Тростянецкого района Винницкой области (Украина) в крестьянской семье. Украинец. В 1924 году вместе с семьёй переехал на Урал. С 1933 года жил в Свердловске (ныне – Екатеринбург), учился в школе имени Тургенева. Окончил 9 классов, в 1936 году поступил по путёвке комсомола в 1-ю Батайскую авиационную школу гражданского воздушного флота им. П.И.Баранова. После её окончания работал пилотом в Восточно-Сибирском управлении ГВФ, в аэропорту Иркутск. В 1940 году окончил курсы высшей летной подготовки. В ВВС с 1941 года.

В действующей армии младший лейтенант И.А.Могильчак – с 26 июля 1942 года. Служил в 235-м штурмовом авиационном полку, летал на штурмовике Ил-2. Сражался на Калининском, Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах.

На Калининском фронте в составе 3-й воздушной армии участвовал в Ржевско-Сычевской (30 июля - 23 августа) и Великолукской (24 ноября 1942 - 20 января 1943 года) наступательных операциях, где полк действовал с аэродрома Печниково.

Одним из первых в эскадрилье стал полностью загружать бомбами в 600 килограммов свой самолёт Ил-2. Первым в полку стал применять ампулы с зажигательной жидкостью «АЖ-2», с ними сделал 5 боевых вылетов, сжёг 4 населённых пункта, которые у противника являлись основными узлами сопротивления.

К 21 августа 1942 года совершил 20 боевых штурмовых вылетов, уничтожил 1 танк, 2 бронемашины, 2 орудия полевой и 6 – зенитной артиллерии, 4 зенитных пулемёта, 6 миномётов, 17 автомашин, до 200 солдат и офицеров.

Приказом по Калининскому фронту был награждён орденом Красного Знамени.

В начале декабря 1942 года полк был выведен на пополнение, так как потери в личном составе превысили 70%.

С 27 июля 1943 года в составе 8-го смешанного, а затем - 5-го штурмового авиационного корпуса под командованием легендарного лётчика генерала Н.П.Каманина во 2-й воздушной армии на Воронежском фронте принимал участие в боевых действиях Орловско-Курской битвы, поддерживая наземные войска фронта на Белгородском и Харьковском направлениях.

В августе – декабре 1943 года в составе 2-й воздушной армии участвовал в освобождении Левобережной Украины, битве за Днепр, Киевской наступательной операции, освобождении Киева и последующей Киевской оборонительной операции.

К октябрю 1943 года совершил 94 боевых вылета, из них 61 в качестве ведущего групп самолётов. Бомбо-штурмовыми ударами нанёс противнику значительный урон. Участвовал в 12 воздушных боях, сбил один истребитель врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отваг и геройство Могильчаку Ивану Лазаревичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Зимой и весной 1944 года И.Л. Могильчак в составе 2-й воздушной армии участвовал в Житомирско-Бердичевской (24 декабря 1943 - 14 января 1944 года), Корсунь-Шевченковской (24 января - 17 февраля), Ровно-Луцкой (27 января - 11 февраля), Проскуровско-Черновицкой (4 марта - 17 апреля) операции и освобождении Винницы и Проскурова (Хмельницкий), летом - в Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции (13 июля - 29 августа) и освобождении восточных районов Польши.

В сентябре 1944 года 264-я штурмовая авиационная дивизия вместе с 5-м штурмовым авиационным корпусом была переброшена на 2-й Украинский фронт, в Северную Трансильванию (Румыния), где вошла в состав 5-й воздушной армии.

И.Л.Могильчак вместе со своим полком участвовал в Дебреценской (с 6 по 28 октября 1944 года) и Будапештской (29 октября 1944 - 13 февраля 1945 года) операциях. Большую помощь 235-й штурмовой авиационный полк оказал наземным войскам фронта - конно-механизированной группе генерала И.А.Плиева и другим войскам, участвовавшим в форсировании реки Тиса, во время ожесточённых боёв в районах городов Дебрецен и Ньиредьхаза, в уничтожении немецких танков в районе Эстергома, в ликвидации группировки вражеских войск в городе Будапешт.

За время войны совершил 140 боевых вылетов.

Герой Советского Союза командир эскадрильи майор И.Л.Могильчак был подбит над Будапештом при выполнении боевого задания. Скончался 14 февраля 1944 года в госпитале от полученных ожогов.

Похоронен в Венгрии, варм. Пешт-Пилис-Шолт-Кишкун, село Тоалмаш. Позднее перезахоронен в Виннице на мемориале Славы в сквере Козицкого.

Награждён орденом Ленина (04.02.1944), 2 орденами Красного Знамени (26.08.1942; 18.08.1944), орденом Александра Невского (27.10.1943), орденом Отечественной войны 2-й степени (27.08.1943).

Именем Героя названы улицы в городе Винница, посёлке Тростянец Винницкой области, а также на родине Героя – в деревне Демидовка. В Иркутске имя И.Л.Могильчака занесено на плиту со списком Героев Советского Союза-иркутян, погибших в Великой Отечественной войне, на стене Героев Мемориала «Вечный огонь».

Из наградного листа

С первых дней участвуя в Великой Отечественной войне, вырос с рядового лётчика до командира эскадрильи, приобрёл богатейший боевой опыт тактически грамотного штурмовика, смело и беззаветно разящего боевую технику, узлы сопротивления и живую силу противника.

Старший лейтенант Могильчак заслуженно пользуется славой мастера штурмового удара, особенно проявив это мастерство на Воронежском фронте при форсировании наземными войсками реки Днепр. Никакие сложные метеоусловия не могли остановить старшего лейтенанта Могильчака в выполнении боевого задания. Не зная страха и устали, он 61 раз водил группы в 9 – 15 самолётов Ил-2 на уничтожение боевой мощи противника.

Так, в борьбе за расширение плацдарма на правом берегу Днепра 3 октября 1943 года в районе В.Букрин, ведя группу самолётов Ил-2 на выполнение боевого задания, попал в сложные метеоусловия и сильное противодействие зенитной артиллерии противника. Установил радиосвязь с КПП и был перенацелен на новую цель, которую атаковал двумя заходами. При первом заходе были повреждены рули глубины, управление самолётом стало исключительно тяжёлым. Несмотря на это, произвёл вторичную атаку цели. При возвращении на подбитой машине, не теряя самообладания, передал на КПП ценные разведданные и всей группой возвратился на аэродром, выполнив боевое задание.

6 октября 1943 года при выполнении боевого задания в районе деревень Ромашки, Медведовка, будучи ведущим группы из 15 самолётов Ил-2, связался с КПП и, получив дополнительные сведения о противнике, точно в указанные сроки произвёл штурмовку цели. При первой атаке его самолёт попаданием термитного снаряда был зажжён. Загоревшиеся провода наполнили кабину дымом, пламя обжигало руки. Но, несмотря на это, Могильчак произвёл второй заход, при этом группа уничтожила 25 автомашин с боеприпасами и склад с горючим. После атаки цели, будучи ещё над территорией противника, группа была атакована восемью ФВ-190. Старший лейтенант Могильчак, своевременно оценив обстановку, командуя по радио, собрал группу и активной обороной круга, дерзко и смело принял неравный бой и уничтожил два ФВ-190, один из них – лично.

8 октября 1943 года, выполняя боевое задание в районе Горностайполь, тактически грамотно производя заходы и атакуя цель – подходящие резервы противника, двумя атаками уничтожил до 10 танков, 20 автомашин с военными грузами, подавил 3 точки зенитной артиллерии и уничтожил до 75 человек живой силы противника. Тем самым сорвал готовящееся контрнаступление противника на этом участке фронта и дал возможность нашим войскам закрепиться на побережье реки Днепр.

В период напряжённой боевой работы 12, 21, 22 октября 1943 года старший лейтенант Могильчак производил по 4 успешных боевых вылета в день, водя по 15 -18 самолётов Ил-2 и не имея потерь в личном составе.

12 октября, выполняя боевое задание – штурмовку подходящих резервов в тактическом тылу противника, в районе деревни Кагарлык лично уничтожил две штабные автомашины. Руководимая ст. лейтенантом Могильчаком эскадрилья только на Воронежском фронте совершила 320 успешных боевых вылетов, уничтожив при этом до 60 танков, 160 автомашин, взорвав 8 складов с боеприпасами, подавив и уничтожив 10 орудий полевой артиллерии, 22 зенитных орудия, 12 миномётов, истребив до 950 солдат и офицеров противника. Боевая работа эскадрильи содействовала форсированию реки Днепр и удержанию правобережья. За время боевых действий на Воронежском фронте эскадрилья имеет две боевых потери.

За время Великой отечественной войны тов. Могильчак совершил 94 успешных боевых вылета, из них 61 – на Воронежском фронте. Провёл до 12 воздушных боёв. За 61 боевой вылет на Воронежском фронте им уничтожено 19 танков, 85 автомашин с военными грузами, 6 цистерн с горючим, 4 зенитных орудия, 5 складов с горючим и боеприпасами, до 195 солдат и офицеров.

Старший лейтенант Могильчак награждён двумя орденами Красного знамени и орденом Отечественной войны 2-й степени.

За проявленную доблесть, геройство и боевое мастерство в боях при форсмрование реки Днепр и расширение плацдарма на правобережье достоин высшей правительственной награды – звания Героя Советского Союза.

Из книги Н.П.Каманина «Летчики и космонавты»

Под Киевом продолжались тяжелые бои. В то время как часть наших войск удерживала и расширяла букринский плацдарм, другая — вела ожесточенную борьбу за расширение лютежского плацдарма. Сюда противник подбросил новые резервы и пытался остановить продвижение советских войск. Сильнейшие бои закипали на каждом участке, по нескольку раз в день переходили из рук в руки отдельные деревни. И снова неоценимую помощь оказывали наземным войскам летчики. Бывали дни, когда командующий армией генерал-лейтенант С.А.Красовский перенацеливал почти все силы армии с одного плацдарма на другой.

В один из таких дней особенно отличились летчики 235-го штурмового авиационного полка. В районах села Приорка и станции Петровцы воздушная разведка обнаружила большое скопление вражеских войск. Очевидно, немцы готовили здесь очередной удар. К местам сосредоточения вылетели две группы Илов, по 12 самолетов в каждой. Одну группу вел старший лейтенант Иван Могильчак, другую — старший лейтенант Дылько. Штурмовиков прикрывали 12 истребителей.

При подходе к цели наши самолеты были встречены сильным огнем зенитной артиллерии. Стрельбу вели шесть зенитных батарей. Однако советские штурмовики продолжали идти к цели. На маршруте штурмовиков пытались атаковать 18 немецких «Фокке-вульфов», но большинство их атак отбили истребители прикрытия. Мужество и стойкость помогли штурмовикам блестяще выполнить задание. Впоследствии было установлено, что они уничтожили несколько танков, более 30 автомашин, одну зенитную и полевую батареи. Налет этот характерен тем, что наши летчики-штурмовики продемонстрировали в нем исключительно высокие морально-боевые качества.

Лютежский плацдарм называли «пятачком», потому что он был невелик по размерам. Но к концу дня 2 ноября на нем сосредоточилось огромное количество войск, техники и разных командных и наблюдательных пунктов. Западнее Новых Петровцев был оборудован командный пункт командующего фронтом генерала Н.Ф.Ватутина, рядом с ним — наблюдательные пункты генералов К.С.Москаленко и П.С.Рыбалко. В нескольких десятках метров разместился командующий воздушной армией генерал С.А.Красовский, а рядом с ним — моя «ячейка управления».

Наступило хмурое туманное утро 3 ноября. В 8 часов утра загрохотали орудия, минометы, рванули залпы «катюш». Мимо наших командных и наблюдательных пунктов прошло несколько танковых рот. На бортах машин белой краской был написан боевой лозунг: «Даешь Киев!» Танки спустились вниз, прогромыхали к переднему краю, достигли невысоких холмов и скрылись в тумане.

Туман для нас, авиаторов, это хорошо и плохо. В то утро ни один вражеский самолет не взлетел, и враг с воздуха не мог видеть, что творилось на плацдарме. Это хорошо. А плохо потому, что мы утром тоже не летали. Только к 11 часам дня, через три часа после начала артподготовки, туман растаял, видимость улучшилась, и мы начали боевые вылеты.

Группы ИЛов пошли за Днепр. Выше них, цепляя крыльями за космы серых облаков, летели пары ЯКов, шли девятки пикирующих бомбардировщиков Пе-2. После первого боевого вылета вскоре вновь повели свои группы штурмовиков наши испытанные ведущие В.Зудилов, И.Могильчак, З.Макаров, Г.Береговой, Н.Павленко, И.Ермаков.

Зудилов привел группу точно в заданный район. Вслед за ведущим самолеты последовательно один за другим входили в пологое пикирование, сбрасывали бомбы на цель, затем огнем пушек и пулеметов поражали вражеские позиции. Вдруг Зудилов заметил вражеские танки, изготовившиеся для контратаки.

— Квадрат... вижу группу танков. Больше десяти. Разрешите «обработать?» — услышал я по радио запрос от Зудилова.

Район, указанный Зудиловым, был несколько в стороне от заданных целей. Я позвонил на командный пункт генерала Москаленко и доложил о танках врага. Тут же услышал указание:

— Нанесите удар, сорвите контратаку танков!

— Зудилов, по танкам два захода...— немедленно передал я команду в эфир.

— Есть... Мы уже над ними. Вижу кресты. Атакую.

Группа Василия Зудилова дважды атаковала вражеские бронированные машины, сбросив ПТАБы, вывела из строя три танка, затем обстреляла из пушек и пулеметов. Танки врага остановились. ИЛы ушли.

Через несколько минут над моим командным пунктом проходила другая группа ИЛов. Вел ее Иван Могильчак. Я перенацелил и эту группу на квадрат, указанный Зудиловым.

Вражеские танкисты, переведя дух после удара по ним группы Зудилова, вновь двинулись дальше, но в этот момент на них стали пикировать штурмовики группы Ивана Могильчака. Опять посыпались противотанковые бомбы, загорелось еще несколько бронированных машин. Десять минут немецкие танкисты не могли тронуться с места. В итоге удара двух групп Ил-2 враг недосчитался шести танков, его контратака была сорвана.

Летчики 2-й воздушной армии сделали 3 ноября более 900 самолето-вылетов. Они совершили бы и больше, но до 11 часов дня не давала возможности летать погода. Авиаторы 5-го ШАК совершили 315 самолето-вылетов.

В напряженной боевой обстановке прошли дни 4 и 5 ноября. Мы продолжали наступать. На картах появились новые отметки о занятии нашими войсками сел и пригородов Киева. К 12 часам почти полностью была подавлена артиллерия противника, и к этому времени наши части значительно продвинулись вперед. К исходу дня наземные войска подошли к даче Пуща Водица. Это был уже Киев.

---------------------------------------

Комарно, озеро Балатон, озеро Веленце, Секешфехервар, Будапешт — таков далеко не полный перечень районов действий штурмовых групп нашего корпуса во время будапештской битвы. Авиаторы корпуса работали на тех направлениях, где складывалась наиболее критическая обстановка, где решалась главная задача. Особенно много было совершено боевых вылетов на окруженную группировку врага. Об этих ударах и о героях тех дней хочется рассказать подробнее.

Каждый день водили свои эскадрильи наши славные капитаны Григорий Прошаев, Николай Павленко, Георгий Береговой, Петр Шмиголь, Тимофей Лядский, Иван Могильчак...

Иван Могильчак! Тот самый, всегда веселый и жизнерадостный, запевала и аккордеонист Иван Могильчак, не знавший страха в бою, герой днепровской эпопеи, воспитавший мастеров штурмового удара — Алексея Красилова, Василия Захарченко, Анатолия Казакова, Сергея Бесчастного. Иван Могильчак первый в полку освоил боевые полеты штурмовиков в горах.

Крестьянский сын из-под Винницы, ровесник Октября, Иван Лазаревич Могильчак перед войной окончил школу летчиков Гражданского воздушного флота и получил хорошую практику полетов над просторами Сибири, над таежными массивами. Вот почему он был в полку мастером штурманской подготовки, умел прекрасно ориентироваться в полетах.

140 боевых вылетов сделал на фронте капитан Иван Могильчак. 25 раз его грозный штурмовик появлялся над окруженным врагом в районе Будапешта. Последний, 26-й вылет оказался роковым: Герой Советского Союза Иван Лазаревич Могильчак погиб, выполняя боевое задание. Образ его навечно остался в наших сердцах.

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Мемориал»
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Звёзды на крыльях. - М.: Воениздат, 1959
 Золотые Звёзды свердловчан. - Свердловск: Средне-Уральское кн.изд.1970
 Каманин Н.П. Лётчики и космонавты. - М.: Политиздат, 1971
 Кузнецов И.И. Золотые звезды иркутян. - Иркутск, 1982.
 Овеянные славой имена. Одесса: Маяк, 1989