Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Чумаченко Дмитрий Васильевич

 
Чумаченко Дмитрий Васильевич
31.08.1909 - 09.08.1948
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 29.06.1945 Медаль № 8011

    Памятники
  Надгробная плита


Чумаченко Дмитрий Васильевич – заместитель командира 240-го гвардейского Севастопольского бомбардировочного авиационного полка 36-й Смоленской Краснознаменной бомбардировочной авиационной дивизии 1-го гвардейского Смоленского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии, гвардии подполковник.

Родился 31 августа 1909 года в городе Новочеркасск ныне Ростовской области в семье крестьянина. Русский. В 1934 году окончил Батайскую школу летчиков Гражданского воздушного флота (ГВФ). Работал в Азово-Черноморском управлении ГВФ. Член ВКП(б) с 1939 года.

В Красной Армии с 1940 года по спецнабору из ГВФ. Окончил курсы командиров авиационных звеньев.

С первого дня Великой Отечественной войны Д.В.Чумаченко участвовал в боевых действиях, бомбил колонны наступающего противника, мосты, переправы, железнодорожные станции, оказывал поддержку нашим обороняющимся войскам.

30 июня 1941 года в воздушном бою самолет Д.В.Чумаченко был подбит, экипаж был вынужден на минимальной высоте спрыгнуть с парашютами, а сам командир получил контузию.

Уже в сентябре 1941 года Д.В.Чумаченко получил свою первую награду – орден Красного Знамени. В дальнейшем участвовал в нанесении бомбовых ударов в контрнаступлении под Москвой, ликвидации окруженной группировки противника под Сталинградом.

Проходя службу в частях авиации дальнего действия, уже в 1942 году участвовал в нанесении ударов по важным целям в глубоком тылу противника, в течение многих часов находясь в зоне действия вражеских самолетов и зенитной артиллерии. Его бомбы разрушали военно-промышленные объекты в Кенигсберге, Бухаресте, Будапеште, Хельсинки.

Как заместитель командира полка, постоянно занимался совершенствованием боевых качеств экипажей, организацией и поддержанием плотного взаимодействия между подразделениями в воздушном бою. Много времени уделял вводу в бой новых экипажей.

Заместитель командира 240-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии подполковник Д.В.Чумаченко к февралю 1945 года совершил 326 боевых вылетов (280 – ночных) на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника, скоплений вражеских войск на переднем крае. В воздушных боях экипаж сбил 8 и на земле уничтожил 18 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии подполковнику Чумаченко Дмитрию Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№8011).

После войны продолжал службу в ВВС. Погиб в авиационной катастрофе 9 августа 1948 года. Похоронен на старом кладбище в Чернигове (Украина).

Награжден 2 орденами Ленина (20.02.1942, 26.06.1945), 2 орденами Красного Знамени (5.09.1941, 13.06.1943), орденами Суворова 3-й степени (29.12.1943), Отечественной войны 1-й степени (20.06.1942), медалями.

Из наградного листа на Д.В.Чумаченко:

«В действующей Красной Армии с 22 июня 1941 года.

Боевые задания командования выполняет в сложных метеоусловиях дня и ночи на полный радиус действия с-та ИЛ-4 в составе экипажа зам. штурмана АП трижды орденоносца гв. майора ТКАЧЕВА, стрелка-радиста орденоносца гв. мл. л-та АЛЕКСЕЕВА и воздушного стрелка дважды орденоносца гв. мл. л-та РУМЯНЦЕВА.

Всего выполнил за период Отечественной войны 326 боевых вылетов, из них днем – 46, ночью 280, в том числе в системе АДД 266 боевых вылетов, из них 17 днем с общим боевым налетом 1220 часов.

Из общего числа совершенных боевых вылетов совершил: на бомбардирование 326 боевых вылетов, из них на освещение целей 49 с попутным бомбометанием, на разведку погоды с последующим бомбометанием – 30, на контролирование бомбардирования экипажами целей – 80.

Совершил в сложных метеоусловиях: днем – 23, ночью – 107.

6 раз летал на бомбардировку политических центров противника: 9.9.42 г. – БУХАРЕСТ, 6 и 26.2.1944 г. – ХЕЛЬСИНКИ, 13, 14, 19.9.44 г. – БУДАПЕШТ.

18 раз бомбардировал военно-промышленные объекты противника на собственной территории врага: 26.8.1942 г., 12 и 18.4.1943 года – КЕНИГСБЕРГ, 18.8.1942 г. и 14, 16.4.1943 г.- ДАНЦИГ, 20.4.43 г., 18.4.42 г. – ТИЛЬЗИТ, 20.08.42 г. – ВАРШАВУ, 22.4.43 г. – ИНСТЕНБУРГ, 5.6.1944 г. – ЯССЫ, 17.9.44 г. – САТУ-МАРЕ, 18.9.44 г. – ЧОП, 21.8.42 г. – ЛЕТЦЕН, 5.7.1941 г. – ВАРШАВУ, 7.10.1944 г. – БРЕСЛАУ, 15, 17.9.1944 г. – ДЕБРЕЦЕН.

112 боевых вылетов совершил в глубокий тыл противника на временно оккупированной территории СССР: ОРЕЛ, БРЯНСК, СМОЛЕНСК, ГОМЕЛЬ, МИНСК, ОРША, КИЕВ, ВИТЕБСК, ПСКОВ, РИГА, ТАЛЛИН и др.

76 боевых вылетов совершил на бомбардировку ж.д. узлов, аэродромов, складов в пределах фронтовых и армейских тылов: НАВЛЯ, КОРАЧЕВ, ОРЕЛ, ОРША, БРЯНСК, КИЕВ, МОГИЛЕВ, ИДРИЦА, ПСКОВ, КИШИНЕВ, БЕЛОСТОК, БРЕСТ и другие.

114 раз бомбардировал живую силу и технику врага на переднем крае его обороны. Участвовал при ликвидации окруженной группировки пр-ка под СТАЛИНГРАДОМ (совершил 7 боевых вылетов днем). Бомбардировал на Ржевском, Сычевском, Брянском, Вяземском, Таганрогском, Батайском, Мгинском и других направлениях.

Участвовал в разгроме немцев под МОСКВОЙ и в прорыве блокады ЛЕНИНГРАДА.

Случаев бомбардирования по случайным целям и невыполнения боевых заданий по его вине не было.

В боевой работе по разгрому врага на всем протяжении показывает образцы беспредельной преданности Родине, на боевые задания летает с большим желанием, во всех полетах чувствуется образец стойкости и презрения к смерти. Один из лучших и культурных летчиков. Пилотированием самолета, как днем, так и ночью, в сложных метеоусловиях овладел в совершенстве. Крупный специалист по радионавигации. Много работает над вопросами самолетовождения при помощи радио.

По неполным данным, подтвержденным фотографированием экипажей контролеров, агентурными данными и наземными войсками, на боевом счету тов. ЧУМАЧЕНКО числится: взрывов – 98, из них большой силы 51, пожаров – 79, из них большой силы 48, отмечено прямых попаданий по эшелонам, складам, станционным и аэродромным зданиям – 86, сожжено и уничтожено самолетов пр-ка на аэродромах – 18, уничтожено танков – 23, специальных машин – 10, разрушено до 35 зданий на аэродромах и ж.д. станциях.

12 раз днем и ночью штурмовал живую силу и технику врага с высоты 100-400 метров: 12.7.41г. в р-не Пропойска штурмовал колонну, переправляющуюся через реку Сож с высоты 150 м. с трех заходов сорвал переправу. 29.7.41 г. в р-не БОБРУЙСКА с высоты 400 метров при сильном противодействии ЗА с двух заходов уничтожил переправу и до 20 автомашин. В воздушном бою сбито 2 истребителя пр-ка типа Ме-109 30.9.41 г. (записано в личном деле). Пулеметным огнем с высоты 400 метров рассеял мотомехколонну, уничтожил 3 машины. В воздушном бою с истребителями пр-ка самолет был зажжен, с высоты 80 метров экипаж выпрыгнул с парашютами. При этом тов. ЧУМАЧЕНКО сломал 2 ребра и вывихнул руку.

Всего проведено до 16 воздушных боев, в которых сбито 8 истребителей противника типа Ме-109: в июне 41 г. в р-не БОБРУЙСКА и в июне 41 г. в р-не ВИЛЬНО, в ноябре 41 г. в р-не ИСТРА, в августе 41 г. в р-не Духовщина, в октябре 41 г. в р-не ЕЛЬНЯ, в октябре 41 г. станция БЫХОВ и в октябре 41 года в р-не СЫЧЕВКА (даты точно не установлены, материал взят из старых наградных листов).

За образцовое выполнение боевых заданий командования награжден 5-ю орденами Союза ССР.

После последнего представления к награде совершил 49 боевых вылетов. После последнего награждения орденом Суворова 3 степени совершил 36 боевых вылетов ночью с налетом 131 час, из которых на бомбардирование – 36, из них на освещение и наведение экипажей на цель – 25, в сложных метеоусловиях совершил 13 боевых вылетов.

После последнего награждения вызвал пожаров – 28, из них большой силы – 16, взрывов – 35, из них большой силы – 11.

5 раз бомбардировал политические центры пр-ка: 6 и 26.2.44 года гор. ХЕЛЬСИНКИ, 13, 14, 19.9.44 г. гор. БУДАПЕШТ.

6 раз летал на бомбардировку и освещение военно-промышленных объектов на собственной территории врага: 18.9.44 г. – ЧОП, 5.6.44 г. – ЯССЫ, 17.9.44 г. – САТУ-МАРЕ, 7.10.44 г. – БРЕСЛАУ, 15.09.44 г. и 17.9.44 г. – ДЕБРЕЦЕН.

17 раз бомбардировал военно-промышленные объекты на временно оккупированной территории СССР в глубоком тылу: ПСКОВ, ТАЛЛИН, НАРВА, БРЕСТ, ЛЬВОВ, КИШИНЕВ и другие.

8 раз летал на бомбардировку живой силы и техники врага на переднем крае его обороны: при прорыве блокады Ленинграда, на Львовском направлении и другие.

Каждый боевой вылет тов. ЧУМАЧЕНКО свидетельствует о его большом летном мастерстве и непреклонном желании к выполнению поставленных задач командованием.

Вот одни из героических примеров при выполнении боевых заданий:

6.2.44 г. была поставлена задача бомбардировать политический центр Финляндии гор. ХЕЛЬСИНКИ и контролировать работу экипажей. Полет до цели происходил в весьма сложных метеоусловиях при 10-балльной облачности, в полете обрезал правый мотор. Несмотря на все трудности, он настойчиво вел самолет к заданной цели и успешно выполнил боевое задание, вызвав при этом 1 большой пожар.

26.2.44 г. вторично производил вылет на столицу пр-ка гор. ХЕЛЬСИНКИ с задачей осветить цель для работы экипажей. Несмотря на сильное противодействие средств ПВО, цель осветил отлично, все экипажи полка поставленную задачу выполнили успешно, пожары были видны на расстоянии 150-200 клм от цели.

26.4.44 г. бомбардировал, освещал и контролировал работу экипажей над целью – порт СЕВАСТОПОЛЬ. В данном р-не противник сосредоточил большое количество средств ПВО, до 8 батарей ЗА и 60 прожекторов, прикрывая эвакуирование из Крыма войск и техники. Пробившись сквозь кольцо разрывов снарядов, экипаж точно поразил цель, вызвав 1 большой взрыв на ж.д. станции.

13.6.44 г. бомбардировал матчасть на аэродроме БОЛБАСОВО, разрывами бомб уничтожен 1 самолет противника, что подтверждает контролирующий экипаж гв. майора МАРЧЕНКО.

10.3.43 г. при бомбардировании ж.д. узла СМОЛЕНСК самолет был подбит огнем ЗА. На трудно управляемом с-те и на одном моторе перетянул линию фронта, после чего экипаж выбросился с парашютами, жизнь членов экипажа была спасена.

Во всех случаях боевых полетов выполняет ответственные задания командования по освещению целей, наведению экипажей на цель и контролирует работу экипажей над целью.

Наряду с боевой работой проводит большую работу по подготовке летных кадров. Под его руководством подготовлено и введено в строй 28 молодых экипажей, прибывших из школ. Летный состав воспитывает на своем богатом практическом опыте. Летчик 1-го класса с отличной техникой пилотирования днем, ночью, в сложных метеоусловиях. Общий налет на всех типах самолетов 4800 часов, из них ночью – 1196 часов. Делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан.

ВЫВОД: за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть, мужество и геройство достоин присвоения звания ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА с вручением ордена ЛЕНИНА и медали «ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА».

Командир 240 ГБАСП гвардии полковник ГУСАРОВ

2.2.1945 г.»

Биография предоставлена Олегом Кожухарем

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная... — М.: ООО «Дельта НБ», 2004
 Документы на сайте «Подвиг народа»