Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Варчук Николай Изотович

 
Варчук Николай Изотович
28.08.1912 - 21.09.1943
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 28.09.1943

    Памятники
  Надгробный памятник
  Памятный стенд в Ромнах


Варчук Николай Изотович – командир 737-го истребительного авиационного полка 291-й Воронежской штурмовой авиационной дивизии 2-й воздушной армии Воронежского фронта, майор.

Родился 28 августа 1912 года в селе Стецки ныне Староконстантиновского района Хмельницкой области (Украина) в крестьянской семье. Украинец. Окончил неполную среднюю школу.

В Красной Армии с 1932 года. В 1933 году с отличием окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. В 1938 году старший лейтенант Н.И.Варчук участвовал в боях с японскими милитаристами у озера Хасан и за боевые отличия был награжден орденом Красного Знамени. Член ВКП(б) с 1939 года.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. С июня 1941 года Н.И.Варчук, командуя эскадрильей 176-го истребительного авиационного полка 207-й истребительной авиационной дивизии, воевал на Южном фронте. Первый вражеский самолет – истребитель Ме-110 – был им сбит 15 октября 1941 года. Летал на самолетах И-16, Миг-3, ЛаГГ-3, Як-1. За личное мужество и героизм, умелое управление подразделением в воздушных боях в июле 1942 года Н.И.Варчук командованием полка был представлен к награждению орденом Ленина, но решением вышестоящего командования (приказ командующего войсками Воронежского фронта №035 от 14 августа 1942 года) награжден орденом Красного Знамени.

С августа 1942 года Н.И.Варчук – командир 737-го истребительного авиационного полка 205-й истребительной авиационной дивизии. В ноябре 1942 года полк был передан в состав 227-й штурмовой авиационной дивизии. В составе 2-й воздушной армии истребители Н.И.Варчука поддерживали войска Юго-Западного фронта в ходе Сталинградской операции. В ходе воздушных боев над Сталинградом летчики полка произвели 156 боевых вылетов на прикрытие и сопровождение штурмовиков Ил-2, сбили 4 самолета противника. Необходимо отметить, что сопровождение относительно малоскоростных и тяжёлых машин было задачей тактически исключительно сложной, требовало от командира тактического мастерства и умения управлять подразделениями в воздухе.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Н.И.Варчук награжден орденом Отечественной войны 1-й степени (приказ командующего 3 танковой армией № 026/н от 13 апреля 1943 года).

С марта 1943 года 737-й истребительный авиационный полк действовал в составе 291-й штурмовой авиационной дивизии. С особенным напряжением Н.И.Варчук вместе с лётчиками своего полка бился на Курской дуге, сражался на Харьковском и Киевском направлениях. Отличились лётчики 737-го истребительного авиационного полка и в период подхода советских войск к Днепру и его форсировании. Однажды Н.И.Варчук, во главе четвёрки истребителей, вылетел на сопровождение восьмёрки «Илов», которая получила задание нанести штурмовой удар по скоплению войск на опушке леса, близ Днепра.

Над линией фронта «Яки» поднялись несколько выше «Илов» и вдруг заметили восьмёрку Ме-109. Варчук передал по радио своему ведомому - штурману полка Калинину: «От штурмовиков не отходить!».

Спустя некоторое время экипажи «Илов» устремились на цель. И тут «Мессеры», разделившись на две группы, начали заходить справа и слева. Варчук приказал истребителям встать в круг и держаться над штурмовиками, не давая противнику возможности атаковать их. Благодаря его правильному решению задание было выполнено отлично. Все самолёты вернулись на свой аэродром без потерь.

К июлю 1943 года 737-й истребительный авиационный полк под командованием Н.И.Варчука произвел более 1800 вылетов для выполнения различных боевых заданий, провел 300 воздушных боев, сбил 42 самолета противника, уничтожил большое количество наземных целей. Н.И.Варчук за все время боевых действий совершил 380 боевых вылетов, лично сбил 14 самолетов противника и 9 – в группе.

21 сентября 1943 года майор Н.И.Варчук погиб при выполнении боевого задания. Похоронен на площади Героев в городе Ромны Сумской области (Украина).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, майору Варчуку Николаю Изотовичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Награжден орденом Ленина (28.09.1943), 2 орденами Красного Знамени (1938, 14.08.1942), орденом Отечественной войны 1-й степени (13.04.1943).

Именем Героя названа улица в городе Ромны. В городе Ромны на Аллее Героев установлен памятный стенд Н.И.Варчука.

Из наградного листа на Н.И.Варчука:

«Тов. Варчук с первых дней Великой Отечественной войны находится на фронтах по разгрому немецких захватчиков. 737-й истребительный авиационный полк под командованием майора Варчука с 8 августа 1942 г. произвел 1822 боевых самолетовылета на прикрытие своих войск, на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, на разведку и штурмовку войск и аэродромов противника и на перехват вражеских бомбардировщиков, уничтожив при этом 12 танков, 123 автомашины с грузом и войсками противника, 40 подвод, подавлен огонь 9-ти зенитных точек, убито и ранено более 2500 солдат и офицеров. Проведено 300 воздушных боев, в которых сбито 42 самолета противника. Кроме того, совместными штурмовыми действиями с самолетами «Ил-2», когда истребители летали с подвеской бомб, на аэродромах Брянск и Орел было уничтожено 40 самолетов противника, 2 склада горючего, склад боеприпасов и до 200 человек солдат и офицеров противника, не имея потерь со своей стороны.

За время Отечественной войны т. Варчук лично произвел 279 боевых вылетов, участвовал в 51 воздушном бою, в которых лично сбил 8 самолетов противника. Из них: один «Ю-88», один «Ме-110», один «Ю-52» и пять «Ме-109». Кроме того, в групповых воздушных боях сбил 9 самолетов противника. В воздухе проявляет геройство и отвагу, всегда навязывает противнику свою инициативу, храбро вступая в бой с численно превосходящим противником и благодаря своему мастерству ведения воздушных боев всегда выходит победителем.

15 октября 1941 года, барражируя на самолете «МиГ-3» в районе Свобода (25 км от г. Клин), встретив самолет противника «Ме-110», который вел разведку с бомбометанием, вступил с ним в бой и со второй очереди зажег его. Сбросив бомбы по своим войскам, на высоте 50 метров «Ме-110» взорвался и врезался в землю.

23 октября 1941 года, вылетев на самолете «МиГ-3» на прикрытие военных объектов в районе Санково (Рыбинск), увидя самолет противника «Ю-88», который атаковал воинский эшелон, подойдя к нему на близкое расстояние, длиной очередью сбил его. Самолет противника загорелся и упал в этом же районе.

4 июля 1942 года, сопровождая штурмовиков девяткой самолетов «МиГ-3», над г. Воронеж встретился с 15-ю самолетами противника «Ме-109». Немедля ни минуты т. Варчук вступил в воздушный бой с ними, в результате короткой очередью из пулеметов сбивает один «Ме-109» и при вторичной атаке сбивает еще один «Ме-109». Оба самолета упали в окрестностях г. Воронеж. Сопровождаемые штурмовики выполнили задачу и без потерь возвратились на свой аэродром. В этот период напряженных боев, когда Гитлер бросал на Воронеж свои отборные войска, т. Варчук с группой своих истребителей неоднократно отбивал яростные атаки вражеской авиации. Ценой больших потерь платили немцы за бомбежку города.

10 июля 1942 года, прикрывая свои войска с воздуха десяткой самолетов «МиГ-3», встретился с 18-ю самолетами противника Ме-109. В завязавшемся воздушном бою сбивает еще один Ме-109, который горящим врезался в землю.

1 октября 1942 года. Вылетев на самолете Як-1 на перехват транспортного самолета противника «Ю-52» в районе с-з Вешенская, атаковав его, с первой же очереди заклинил Юнкерсу мотор. «Ю-52» сразу же сел на нашей территории. Выбежавший экипаж был расстрелян майором Варчуком из пулеметов с воздуха.

Только с 5 по 11 июля 1943 года, в период наступления немецких войск на Курско-Белгородском направлении, им произведено 11 боевых вылетов, проведено 5 воздушных боев, а его полк сделал 285 боевых вылетов. На личном счету майора Варчука прибавилось еще два сбитых вражеских истребителя. За этот период полком проведено 53 воздушных боя, сбито 13 вражеских самолетов.

5 июля 1943 года, сопровождая 16-ю истребителями 24 самолета Ил-2 61-го Краснознаменного штурмового авиаполка, в районе цели завязался воздушный бой с истребителями противника, атаковавшими самолеты Ил-2. Истребители под командованием т. Варчука сковывают боем истребителей противника, тем самым дав полную возможность нашим штурмовикам выполнить задачу. Сам т. Варчук снова сбивает самолет противника Ме-109, который падает в районе Бутово.

6 июля 1943 года, сопровождая 8-ю самолетами-истребителями шестерку Ил-2 241 шап, над целью встретили 5 «Ме-109», которые пытались атаковать наших штурмовиков. В результате завязавшегося воздушного боя т. Варчук также сбивает самолет противника. Штурмовики, выполнив задачу, без потерь возвратились на свой аэродром. Видя, что наши штурмовики вне опасности, т. Варчук с группой своих истребителей штурмует ЗА и автомашины с грузом и войсками противника.

На выполнении более ответственных боевых заданий т. Варчук всегда является ведущим, горит желанием до конца громить немецкий фашизм. Летный состав полка, воспитанный им в духе отваги и геройства в борьбе с врагом, горячо любит своего командира и смело идет за ним в бой.

Проделал большую работу по переучиванию летного состава на новую материальную часть. Переучено на ЛаГГ-3 – 16 человек, на Як-1 – 16 человек, на Ла-5 – 14 человек.

За отличное выполнение боевых заданий командования в полку награждено 59 человек летно-технического состава, из них 6 человек дважды, 4 человека трижды и 2 человека четырежды.

Свою беспредельную преданность делу партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и социалистической Родине т. Варчук доказал героической борьбой против немецких захватчиков.

За проявленное геройство, мужество и отвагу в борьбе против немецкого фашизма тов. Варчук достоин высшей правительственной награды – звания «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА».

Командир 291 Воронежской штурмовой авиадивизии
Герой Советского Союза полковник ВИТРУК
12 июля 1943 г.»

Биография предоставлена Олегом Кожухарем

    Источники
 2-я воздушная армия в боях за Родину — ВВА., Монино, 1965
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Документы на сайте «Мемориал»
 Документы на сайте «Подвиг народа»