Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Синчук Василий Прокофьевич

 
Синчук Василий Прокофьевич
15.02.1921 - 01.02.1944
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 13.04.1944

    Памятники
  Бронзовый бюст В.П.Синчука в сквере Славы города Орск
  Обелиск над могилой
  Надпись на обелиске
  Сквер Славы в Орске


Синчук Василий Прокофьевич - помощник командира 254-го истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (269-я истребительная Новгородская авиационная дивизия, 14-я воздушная армия, Волховский фронт), капитан.

Родился 15 февраля 1921 года в посёлке Херсон ныне Каргалинского района Актюбинской области (Казахстан) в семье рабочего. Украинец. В 1931 году с родителями переехал в Оренбургскую область, жил в Орске и Оренбурге. Окончил в Орске 7 классов неполной средней школы № 1 (ныне средняя школа № 10) и аэроклуб. С 1938 года в Красной Армии, призван Орским РВК. В 1939 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков (впоследствии - Оренбургское высшее военное авиационное Краснознамённое училище летчиков имени И.С. Полбина). Служил на Дальнем Востоке в истребительном авиационном полку.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с сентября 1942 года, на Волховском фронте. Начал боевую деятельность в истребительной эскадрилье 622-го армейского смешанного авиационного полка 52-й армии. Летал на истребителях И-16 и И-153. 52-я армия вела оборонительные бои на территории Ленинградской и Новгородской областей. С середины августа 1942 года 622-й смешанный авиационный полк действовал в составе 14-й воздушной армии. Принимал участие в октябре 1942 года в Синявинской наступательной операции.

В январе 1943 года полк поддерживал войска фронта в ходе стратегической операции по прорыву блокады Ленинграда. Летая рядовым летчиком, а затем командиром разведывательного звена в 662-м смешанном армейском авиационном полку, В.П.Синчук зарекомендовал себя как один из лучших мастеров воздушного боя. С сентября 1942 по апрель 1943 года он произвёл 202 боевых вылета на разведку, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, на штурмовку войск противника, на прикрытие своих войск и перехват самолётов противника.

В апреле 1943 года 622-й смешанный авиационный полк был расформирован. Эскадрилья, в которой воевал В.П.Синчук, была включена в 254-й истребительный авиационный полк. В.П.Синчук, который проявил себя отважным воздушным бойцом, был назначен командиром звена. Он быстро освоил новую материальную часть – самолёт Ла-5 и был назначен руководителем группы лётчиков–«охотников».

19 мая 1943 года он был назначен помощником командира полка по воздушно - стрелковой службе. Командующий 14-й Воздушной армией Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Журавлёв счёл возможным повысить Синчука в должности сразу на две ступени, минуя должность командира эскадрильи.

В июле — августе 1943 года полк в составе 269-й истребительной авиационной дивизии 14-й воздушной армии обеспечивал боевые действия наземных войск в Мгинской наступательной операции.

В январе - феврале 1944 года полк участвовал в разгроме немецких войск под Ленинградом и Новгородом в ходе Новгородско-Лужской наступательной операции.

За время пребывания на Волховском фронте капитан В.П.Синчук произвёл 305 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 15 самолётов противника, из них Ме-109 – 5; ФВ-190 – 2; Хнш-126 – 3; Ю-87 – 2; Фи-156 "Шторх" – 3.

Кроме того, при штурмовках противника уничтожил автомашин с грузом – 6; солдат и офицеров – до 150; паровозов – 1; цистерн с горючим – 1; аэростатов наблюдения – 1; мотоциклов – 1; вагонов железнодорожных – 9; парусных лодок – 6.

1 февраля 1944 года В.П.Синчук не вернулся из воздушного боя над железнодорожной станцией Передольская Новгородской области, в котором сбил один истребитель ФВ-190 и два бомбардировщика Ю-87. Кроме него, из этого боя не вернулся замполит полка майор М.П.Кольцов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Синчуку Василию Прокофьевичу присвоено звание Героя Советского Союза.

В течение семи лет судьба Героя оставалась неизвестной. Летом 1951 года школьники Веня Желтов и Алёша Максимов из посёлка Уторгош Шимского района Новгородской области нашли в болоте в 7 километрах от посёлка затонувший советский самолёт. Истребитель Ла-5 был поднят на поверхность. В его кабине находились останки лётчика с пулевым ранением головы. По сохранившимся документам было установлено, что убитый лётчик – капитан В.П.Синчук.

Останки Героя были с почестями похоронены 26 августа 1951 года в посёлке Уторгош. На могиле установлен обелиск.

Награждён орденом Ленина (13.04.1944), двумя орденами Красного Знамени (03.11.1942; 23.08.1943), медалью «За оборону Ленинграда».

В сквере Славы в Орске установлен бронзовый бюст В.П.Синчука. Именем капитана Синчука назван переулок в Орске, где он жил до призыва. На здании в Орске по улице К. Маркса, 15, где в 1930-е годы располагалась средняя общеобразовательная школа № 1, в которой учились будущие Герои Советского Союза Н.Д. Авдеев, В.П. Синчук, В.А. Сорокин, А.М. Пузиков, установлена памятная доска. В Орском краеведческом музее хранится ряд документов, рассказывающих о жизни и подвигах Героя Советского Союза В.П.Синчука. Здесь же - шлем лётчика, обломки его самолёта. Именем Героя были названы также улица в совхозе «Восточный» Адамовского района Оренбургской области и школа на родине Героя.

Эпизоды боевой деятельности В.П.Синчука (по данным наградного листа и другим источникам)

25 октября 1942 года капитан Синчук при сопровождении штурмовиков на участке 52-й армии в районе Спасская Полисть при отражении атак истребителей противника в воздушном бою сбил один Ме-109. При возвращении с боевого задания обнаружил группу из трёх немецких самолетов целеуказания и связи Фи-156 «Шторх», напал на неё и тремя атаками сбил все три самолета. За это был награждён орденом Красного Знамени.

10 ноября 1942 года при вылете на перехват самолётов противника в район Копцы-Подберезье-Хутынь капитан Синчук обнаружил два самолёта Хеншель-126, корректировавших артиллерийский огонь. Заметив наши истребители, вражеские самолёты стали уходить под прикрытие зенитного огня своей артиллерии. Несмотря на сильный отсечный огонь зенитной артиллерии, капитан Синчук нагнал корректировщиков противника и атаковал их поочередно в хвост. Один из них был сбит и упал в районе Подберезье, второго В.П.Синчук сжёг в воздухе.

29 июля 1943 года при сопровождении группы самолётов Пе-2 в районе станции Мга истребители под командованием капитана Синчука встретили 4 истребителя противника, которые попытались атаковать наши бомбардировщики. Капитан Синчук, упредив атаки противника, зашёл в хвост ведущего пары ФВ-190. Немецкие лётчики заметили его и пытались выйти из атаки боевым разворотом. Капитан Синчук в момент зависания ведущего ФВ-190 на боевом развороте дал длинную очередь снизу, с расстояния 50-80 метров и сбил его. После этого он заметил, что два истребителя Ме-109 пошли в атаку на самолёты Пе-2, зашёл атакующим самолётам в хвост и с дистанции 30-50 метров сбил один Ме-109.

1 августа 1943 года группа в составе четырёх истребителей Ла-5 под командованием капитана Синчука вылетела на свободный поиск противника в район Карбусель – Сологубовка – Турышкино. В районе Карбусель на высоте 3000 метров группа встретилась с двумя «Мессершмиттами», которые попытались атаковать один из наших истребителей со стороны солнца, сверху. Капитан Синчук, увидев это, зашёл одному из «Мессершмиттов» в хвост и сзади-снизу длинной очередью сбил его. Набрав на боевом развороте высоту, с полупереворота атаковал оставшийся Ме-109 и, зайдя ему в хвост, с короткой дистанции сбил его.

4 января 1944 года северо - западнее Новгорода капитан Синчук и его ведомый лейтенант Иванов, "охотившиеся" за железнодорожными составами противника, обнаружили пару немецких истребителей ФВ-190, которая направлялась к линии фронта. Атака Ла-5 была мгновенной и результативной. Командир шварма (звена) оберлейтенант Отто Винсент (имевший 45 побед) и его напарник фельдфебель Курт Ихленфельд из эскадры JG 54 "Грюнхерц" были сбиты и погибли.

19 января 1944 года капитан Синчук, ведущий группы истребителей, обнаружив автоколонну врага северо-западнее Новгорода, вызвал по радио дополнительную группу истребителей, а сам до их прихода пушечным огнём уничтожил головные автомашины. В колонне противника возник пожар и поднялась паника. В это время подоспела другая группа истребителей, которая нанесла новые сильные удары. В результате активных действий истребителей были уничтожены 25 автомашин и до 100 солдат противника.

1 февраля 1944 года в группе из шести Ла-5 капитан Синчук вылетел на прикрытие поля боя наземных войск в район станции Передольская, Великое Село. При подходе к станции Передольская истребители встретили три группы Ю-87 общей численностью до 25 самолётов, которые под прикрытием двенадцати ФВ-190 производили бомбардирование наших войск. Капитан Синчук дал команду по радио атаковать группу из семи Ю-87. В этот момент шесть вражеских истребителей ФВ-190 пытались снизу-сзади атаковать наши самолёты. Капитан Синчук, увидев идущие в атаку немецкие истребители, с левым разворотом, с дистанции 50 метров в хвост атаковал и зажёг один ФВ-190, который врезался в землю и взорвался. После этого поочерёдно, заходя в хвост двум бомбардировщикам Ю-87, с дистанции 25 метров сбил их.

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Буров А.В. Твои Герои, Ленинград. 2-е изд., доп. Л.: Лениздат, 1970
 Герои Советского Союза - казахстанцы. Книга 2. Алма-Ата, 1968
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 За чистое небо. - Л.: Лениздат, 1978
 Оренбуржцы в боях за Родину. - Челябинск: Южно-Уральское изд.1978