Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Минчугов Дмитрий Михайлович

 
Минчугов Дмитрий Михайлович
08.11.1911 - 14.05.1943
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 24.07.1943

    Памятники
  Аллея Героев в пос. Вольное
  Плиты Мемориала героической обороны Севастополя
  Стела Героев Советского Союза в Севастополе
  Стела Героям-авиаторам в Севастополе


Минчугов Дмитрий Михайлович - командир эскадрильи 5-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка (1-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота), гвардии майор.

Родился 8 ноября 1911 года в городе Симбирск (ныне Ульяновск) в семье рабочего. Русский. Отец Д.М.Минчугова после контузии, полученной во время 1-й мировой войны, был демобилизован из армии, и семья переехала на родину матери - в деревню Башни Сиротинского (ныне Шумилинского) района Витебской области (Белоруссия). Здесь прошли его детские и юношеские годы.

Окончил в 1927 году семилетнюю школу в поселке Шумилино (ныне средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза П.А.Акуционка). В 1932 году окончил школу гражданских летчиков в Ленинграде. С 1932 года – в Военно-Морском Флоте. Окончил в 1933 году 1-ю Севастопольскую военную авиационную школу пилотов имени А.Ф. Мясникова (поселок Кача). .

Служил до октября 1935 года в авиаэскадрильях Украинского и Московского военных округов младшим и старшим летчиком, командиром звена. С октября 1935 года – на Тихоокеанском флоте, командир звена 26-й минно-торпедной эскадрильи ВВС ТОФ; с 1938 по 1940 год – помощник командира эскадрильи 4-го минно-торпедного авиаполка. С ноября 1940 по июнь 1941 года учился на Высших курсах усовершенствования начальствующего состава авиации ВМФ. После их окончания направлен на Черноморский флот.

В Великой Отечественной войне участвовал с 1941 года. Сражался во 2-м (с 3 апреля 1942 года – 5-м гвардейском) минно-торпедном авиационном полку ВВС Черноморского флота, вооружённом самолётами ДБ-3Ф и входившем в 63-ю бомбардировочную авиационную бригаду. Полк базировался в Крыму на аэродромах Сарабуз и Карагоз.

23 и 24 июня 1941 года полк принимал участие в воздушных налётах авиации Черноморского флота на Констанцу, 13 июля – на порт Тулча на Дунае, 14 и 18 августа самолеты полка бомбили Плоешти, 16 августа - Констанцу. 21 августа 1941 года Народный комиссар ВМФ приказал Военному совету флота усилить действия авиации в районе Одессы по войскам противника и временно прекратить бомбардировки кораблей, базирующихся в Румынии, за исключением случаев сосредоточения в них десантных средств.

В течение 28, 29 и 30 августа 1941 года лётчики 63-й авиабригады днем и ночью наносили бомбоудары по мотомехчастям и живой силе противника на подступах к Одессе и вели воздушную разведку. В сентябре летчики 2-го авиаполка громили подходящие к Одессе резервы противника. 16 октября Одессу покинул последний корабль с войсками Отдельной Приморской армии и взял курс на Севастополь.

В середине октября 1941 года на южном крыле советско-германского фронта сложилась напряженная обстановка. Форсировав Днепр, немецкие войска вышли в Северную Таврию и к Перекопскому перешейку. Создалась угроза вторжения вражеских войск в Крым. 20 октября 1941 года численно превосходящим силам противника удалось прорвать Ишуньские укрепления. Враг начал развивать наступление на Керченский полуостров и Севастополь. 51-я армия после упорных боев оставила Керченский полуостров. Переброшенная из Одессы в Крым Отдельная Приморская армия отошла к Севастополю. 30 октября 1941 года началась 250-дневная героическая оборона Севастополя. 7 ноября 1941 года директивой Ставки было предписано истребители, штурмовики и часть самолетов МБР-2 оставить в Севастополе и Керчи, остальную авиацию использовать с аэродромов Северо-Кавказского военного округа для ночных ударов по аэродромам, базам и войскам противника в Крыму.

2-й минно-торпедный авиационный полк, понесший в ходе боевых действий большие потери, был, за исключением нескольких самолётов, включённых в Севастопольскую авиагруппу, переброшен на Кавказ и, действуя оттуда, принимал участие в отражении первого и второго штурма Севастополя. Лётчики полка, как и других частей ВВС Черноморского флота, вели систематическую воздушную разведку, штурмовали живую силу и технику противника перед передним краем обороны и на подступах к Севастополю, уничтожали авиацию противника на его аэродромах. Они оказали существенную помощь своим войскам и кораблям флота, которые заставили противника прекратить наступление и перейти к многомесячной обороне.

Капитан Д.М.Минчугов в декабре 1941 года принял командование эскадрильей. Под его руководством были воспитаны десятки умелых воинов, такие воздушные бойцы, как Жестков, Василенко, Федоров, Андреев.

С 26 декабря 1941 года 2-й минно-торпедный авиационный полк принимал участие в Керченско-Феодосийской десантной операции. Наносил удары по скоплениям войск противника, уничтожал резервы противника, подходившие к району высадки десанта.

3 апреля 1942 года за боевые заслуги в обороне Крыма 2-й минно-торпедный авиационный полк был преобразован в 5-й гвардейский.

С конца мая 1942 года полк начал наносить торпедные удары по удары по морским целям на коммуникациях и в портах противника. Д.М.Минчугов один из первых в полку начал вылетать в качестве торпедоносца на «свободную охоту».

В составе полка Д.М.Минчугов принимал участие в отражении третьего штурма Севастополя в июне 1942 года.

Летом сорок второго в предгорьях Кавказа, на новороссийском и туапсинском направлениях, на перевалах Главного Кавказского хребта развернулись упорные бои. Немцы рвались к нефтяным районам Северного Кавказа, к побережью Черного моря. Наши войска упорно сражались за каждый рубеж. На помощь сухопутным войскам была привлечена и морская авиация. С самого начала боев три полка ВВС Черноморского флота — 5-й гвардейский и 36-й минно-торпедные, 18-й штурмовой, а затем и все остальные части были перенацелены на поддержку боевых действий 56, 47 и 18-й армий. Морские бомбардировщики летали днем и ночью. Бомбили колонны на марше, скопления живой силы и техники в районах сосредоточения и на привалах, железнодорожные эшелоны на станциях и перегонах, разрушали переправы на Дону и Кубани, уничтожали вражеские самолеты на аэродромах. Действовали и на море – срывали высадку морских десантов врага, топили корабли и транспорты с подкреплением, ставили минные заграждения на фарватерах и в гаванях.

В октябре-ноябре 1942 года лётчики полка совершали разведывательные полёты на Черном и Азовском морях, летали на «свободную охоту» с торпедами, бомбили корабли и суда противника у побережья Крыма и в базах.

Контрнаступление наших войск под Сталинградом благоприятно повлияло на ход борьбы на Кавказе. В декабре 1942 года полк продолжал боевые действия на прибрежных коммуникациях, вел интенсивную воздушную разведку во всех районах западной части Черного моря, помогал крымским партизанам, сбрасывая им на парашютах продовольствие, оружие, боеприпасы.

В начале 1943 года удары советских войск вынудили немецкие войска начать отступление с Кавказа. Авиация флота в этот период действовала в основном на новороссийском направлении, поддерживая наступательные операции сухопутных войск.

В январе-феврале 5-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк бомбил скопления войск в районе станицы Абинская, порты Керчь, Тамань, войска на Таманском полуострове.

28 февраля 1943 года начались наступательные операции Северо-Кавказского фронта в районе Крымской и Неберджаевской. Противник усилил перевозку своей техники через Керченский пролив. Из Крыма в Тамань доставлялись боеприпасы, горючее, снаряжение, продовольствие и наоборот, часть своей техники эвакуировались в Керчь. Полку было приказано произвести минные постановки в Керченском проливе.

В марте 1943 года 5-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк производил интенсивные минные постановки в Керченском проливе. Затрудняя и сковывая движение кораблей противника в этом районе, авиация флота оказывала неоценимую помощь наступающим войскам Северо-Кавказского фронта. Полк наносил также удары по транспортам и десантным средствам противника в районе Севастополя.

В апреле-мае 1943 года лётчики полка бомбили наземные войска противника на Таманском полуострове и в Крыму, аэродромы, уничтожали суда и корабли в портах Крыма, действовали на коммуникациях, атакуя конвои в Керченском проливе и в различных районах Чёрного моря.

14 мая 1943 года при нанесении бомбового удара по конвою противника в районе Судака (Крым) бомбардировщик, пилотируемый гвардии майором Д.М.Минчуговым, был подбит огнём зенитной артиллерии и взорвался в воздухе. Весь экипаж погиб.

К этому моменту Д.М.Минчугов совершил 118 боевых вылетов. Эскадрилья под его командованием уничтожила 15 вражеских артиллерийских батарей, 8 танков, 11 катеров, 5 транспортов, 15 самолетов на аэродромах.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года за мужество и героизм, проявленные в сражениях за Крым и Кавказ, нанесении торпедно-бомбовых ударов по наземным войскам и кораблям противника, Минчугову Дмитрию Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Награждён орденом Ленина (24.07.1943), двумя орденами Красного Знамени (09.08.1942; 06.03.1943), медалями.

Именем Героя названы улицы в селе Передовое (в городской черте Балаклавского района Севастополя) и в городском поселке Шумилино. Оно увековечено в Севастополе на плитах Мемориала Героев Советского Союза – участников обороны Севастополя, на памятной стеле Героев Советского Союза, на Мемориале авиаторам-черноморцам. Бюст Д.М.Минчугова установлен на Аллее Героев в поселке .Вольное (бывший аэродром Веселое) Джанкойского района Крыма, где после войны базировался 5-й гвардейский минно-торпедный авиаполк. На здании средней школы № 1 в поселке Шумилино установлена мемориальная доска.

Эпизоды боевой деятельности Д.М.Минчугова

В декабре 1941 года во время второго штурма Севастополя на железнодорожном узле Джанкой скопилось много воинских эшелонов врага. Девятка ДБ-3, базировавшихся на Кавказе, нанесла удар по этому узлу. Бомбардировщиков возглавлял капитан Д.М.Минчугов. Черноморские лётчики взорвали эшелон с боеприпасами и на большом участке разрушили железнодорожное полотно.

В августе 1942 года противник наступал на станицу Крымская. 17 августа 63-я бомбардировочная авиационная бригада получила боевое задание – воспрепятствовать продвижению его танков и автомашин по маршруту Краснодар – Георгие-Афинская. На выполнение задания вылетели три девятки самолётов. Первая — шесть самолетов пятого гвардейского авиаполка и звено 36-го минно-торпедного авиационного полка: Балин, Осипов, Минаков. Ведущий — командир эскадрильи гвардии майор Минчугов. Вторая девятка целиком от 36-го минно-торпедного авиационного полка. Третья группа — 40-го бомбардировочного авиационного полка.

После взлёта самолёты легли на курс и набрали высоту две тысячи метров. За Туапсе землю скрывала сплошная облачность. Потом внезапно она оборвалась, и лётчики увидели дорогу, по которой двигалась колонна противника. Её в этот момент штурмовали истребители И-15 и И-16 Новороссийского оборонительного района. По команде ведущего самолёты перестроились в боевой порядок «змейку» и развернулись вдоль дороги. В колонне возникла пробка. Самолёты двух первых девяток поочерёдно легли на боевой курс, прорвались сквозь завесу заградительного огня и отбомбились. В этот момент появились вражеские «Мессершмитты». Отбиваясь прицельным огнём, бомбардировщики без потерь вернулись на свой аэродром. Дома, после проявления фотопленки, было установлено, что девятка Минчугова уничтожила четырнадцать автомашин и тягачей, вторая девятка — восемь автомашин и несколько танков.

23 октября 1942 года в 21.30 с аэродрома Бабушеры в районе Сухуми, в небо взлетели девять дальних бомбардировщиков ДБ-3 и два скоростных бомбардировщика СБ и взяли курс на Майкоп. Следом поднялись в небо два самолета – Ли-2 и ТБ-3 с десантом из 37 морских пехотинцев на борту. Целью операции было уничтожение авиационной группировки противника, базирующейся на аэродроме Майкоп.

Первыми взлетели четыре ДБ-3ф, пилотируемые гвардии майорамм Минчуговым, Стародубом, Селявко и гвардии капитаном Беликовым. Три самолета этой группы наносили отвлекающий удар, а Селявко должен был наблюдать за ходом операции и обо всем доносить с места события на землю.

Первой удар по огневым точкам ПВО аэродрома нанесла тройка бомбардировщиков ДБ-3. Бомбардировщики Д.М.Минчугова в течение сорока минут бомбили огневые точки вражеского аэродрома, подготавливая условия для высадки десанта.

Затем истребители нанесли штурмовые удары по прожекторам, а скоростные бомбардировщики за три минуты до начала высадки десанта сбросили более 300 зажигательных бомб на железнодорожную станцию. Пожары осветили всю округу. Это позволило самолетам с десантниками на борту точно выйти на аэродром.

Из транспортников первым над аэродромом оказался Ли-2 и выбросил десант. ТБ-3 был подбит во время десантирования и загорелся, однако продолжал выброску десанта. После окончания выброски самолёт упал и разбился. На аэродроме разгорался бой. Освободившись от парашютов и расчищая себе путь автоматными очередями, краснофлотцы пробивались к «Юнкерсам», «Хейнкелям» и «Мессершмиттам», забрасывали их термитными бомбами, гранатами, бутылками с зажигательной смесью. Из 54 самолетов, находившихся на земле, десантники уничтожили 22 и нанесли повреждения различной степени тяжести еще 20 самолетам. При десантировании и в ходе выполнения задачи погибло 15 человек. Остальные 22 морских пехотинца пробились к партизанам.

25 ноября 1942 года в полк поступил приказ нанести торпедный удар по советскому транспорту «Ташкент», который был потоплен немцами, потом поднят ими и ремонтировался в порту Феодосии. Задачу поручено было выполнить трём экипажам второй эскадрильи. Группу вёл командир эскадрильи гвардии майор Д.М.Минчугов со своим штурманом гвардии майором П.Будановым. Ведомыми летели испытанные в боях экипажи — гвардии старшего лейтенанта И.Василенко и гвардии лейтенанта В.Андреева. Через два часа полёта самолёты подошли к Феодосийской бухте и по команде Минчугова, снизившись до высоты 20 метров, прорвались сквозь зенитный огонь и атаковали цель. Минчугов и Андреев атаковали с дистанции 800 метров и противозенитным маневром вышли из зоны огня. Торпеда Минчугова взорвалась у стенки защитного мола; взрыв торпеды Андреева увидеть не удалось. Василенко сбросил торпеду с дистанции 400 метров. Она ударила по центру транспорта. «Ташкент» окутался плотным облаком дыма.

В марте 1943 года полк совершал интенсивные минные постановки в Керченском проливе. В ночь на 13 марта группа самолётов полка вылетела на минирование пролива. Три самолета, пилотируемых гвардии майорами Черниенко и Минчуговым и гвардии капитаном Василенко должны были на большой высоте несколько раз выйти на цель и, сбросив бомбы, отвлечь на себя прожектора и огонь противника. Задание было успешно выполнено. Мины в ту ночь сбрасывались парашютные и беспарашютные, донные и якорные. Результат сказался немедленно. Противник начал траление, его суда скопились в портах Камыш-Бурун и Керчь. Этим воспользовалось наше командование.

В следующую ночь для обеспечения минных постановок в Керченском проливе было выделено четыре самолета: три с бомбами и один с ампулами зажигательной смеси КС. Бомбардировщики пилотировались Сучковым, Минчуговым и Беликовым, с КС летел Минаков. Три бомбардировщика нанесли удар по плавсредствам в Керченском порту, Минаков – по скоплению артиллерии и автомашин в северо-восточной части Тамани. Боевой вылет прошел успешно, самолёты-миноносцы выполнили боевую задачу.

10 апреля 1943 года Д.М.Минчугов повёл четыре самолёта на удар по танкеру, обнаруженному воздушным разведчиком на переходе Констанца — Евпатория. Экипажи двух торпедоносцев и двух бомбардировщиков вышли на цель в западной части моря. Танкер шёл в охранении трёх сторожевых катеров. Бомбардировщики Жестков и Андреев первыми нанесли удар. Бомбы разорвались с недолетом. Следом зашли в атаку торпедоносцы Минчугова и Соловьева. Танкер энергично маневрировал, катера вели интенсивный огонь. Торпеды были сброшены с дистанции пятьсот — шестьсот метров. Танкер сумел уклониться от них. У Жесткова оставалось ещё 5 бомб. После их сброса одна фугасная бомба разорвалась в носовой части танкера и вызвала пожар.

В апреле 1943 года активизировалось противодействие врага. Фашистские истребители с аэродрома Анапа нередко перехватывали группы бомбардировщиков и штурмовиков, направлявшихся на Тамань и в Крым. Одновременно из прифронтового порта Анапа усилились набеги катеров на наши корабли и катера, действовавшие на коммуникации Сочи — Туапсе — Геленджик.

Группа самолётов полка получила боевое задание обрушить на аэродром и порт в Анапе около пятисот бомб различных калибров и типов. Взлёт назначался на вторую половину ночи, удар — перед рассветом. Экипажи тщательно изучили цели по фотоснимкам, выбрали наиболее благоприятные боевые курсы с учетом расположения зенитных средств противника. Первым ушел в небо разведчик погоды. Он принес добрую весть: видимость хорошая. С двухминутным интервалом стали взлетать бомбардировщики: Саликов, Лобанов, Чумичев, Андреев, Бесов, Бабий, Осипов, Минаков, Минчугов. Результаты бомбардировки - разрывы на пирсе, у стоянки катеров, на аэродроме пожары.

14 мая 1943 года шесть бомбардировщиков заступили на дежурство. Вскоре они под командованием Д.М.Минчугова вылетели для нанесения бомбового удара по вражескому конвою, обнаруженному воздушной разведкой у мыса Меганом (район Судака, Крым).

Корабли были обнаружены на траверзе Судака. Ведущий пошел на сближение с конвоем. Противник встретил его интенсивным зенитным огнём «эрликонов». Когда самолёты вышли на боевой курс, самолёт ведущего взорвался, его осколками были повреждены другие самолёты, шедшие в строю. По свидетельству лётчиков, один из вражеских снарядов попал в бомболюк ведущей машины, и она взорвалась на своих бомбах.
Вместе с Д.М.Минчуговым погибли штурман майор А.Н.Беневоленский, начальник связи эскадрильи гвардии капитан Л.А.Покревский, воздушный стрелок гвардии сержант А.Д.Горбоконь.

Из наградного листа на звание Героя Советского Союза:

Гвардии майор Минчугов участвует в боевых действиях с первых дней Великой Отечественной войны. Культурный, внутренне организованный, высокодисциплинированный, грамотный и храбрый командир-летчик. Лично участвуя в боевых полетах, умело учит и воспитывает стойкость у подчиненного ему летного состава. В боевой работе проявляет творческую инициативу, используя полностью тактико-технические данные самолета ДБ-3ф.
Летает в сложных метеоусловиях как охотник-торпедоносец, показывая подчиненным пример стойкости и выдержки, вплоть до самопожертвования.
Имеет 118 боевых вылетов с общим налетом 507 часов, из них 41 вылет ночью с налетом 152 часа.
Под его руководством производились бомбоудары по Бухаресту, по плавсредствам и коммуникациям противника, по войскам и технике противника на Одесском, Перекопском, Севастопольском и Кавказском участках фронта.
Эскадрилья провела боевых вылетов – 868 с общим налетом 4784 часа, из них ночью – 250 вылетов с налетом 1010 часов. Бомбоударами уничтожено: батарей – 15, автомашин – 148, повозок – 90, бензовозов – 12, танков – 8, катеров – 11, транспортов – 5, складов – 15, железнодорожных вагонов – 250, самолетов на аэродромах противника – 15, солдат и офицеров – 1600, повреждено 12 батарей.
За стойкость, мужество и геройство, проявленные в борьбе с германским фашизмом, гвардии майор Минчугов достоин присвоения звания «Герой Советского Союза».
Командир 5 гвардейского авиационного пока гвардии подполковник Канарев
25 марта 1943 года


При составлении биографии, кроме приведенных источников, использованы фото и биографические данные из материала «Крылья над морем. Морские летчики – Герои Советского Союза» на сайте http://ckp-.ru/files/ms_5_2012_46-47.swf.
Материал подготовлен в Военно-морском архиве Е.Воробьевым и О.Стариковой.

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Герои боёв за Крым. - Симферополь: Таврия, 1972.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Иванов П.Н. Крылья над морем. - М.: Воениздат, 1973
 Минаков В.И. Гневное небо Тавриды. М., 1985.
 Минаков В.И. Командиры крылатых линкоров. - М.: ДОСААФ, 1981.
 Минаков В.И. Фронт до самого неба. — М.: ДОСААФ, 1977
 Навечно в сердце народном. 3-е изд., доп. и испр. Минск, 1984