Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Рогожин Алексей Арсентьевич

 
Рогожин Алексей Арсентьевич
23.02.1922 - 01.03.1992
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 10.04.1945 Медаль № 6076


Рогожин Алексей Арсентьевич - заместитель командира авиационной эскадрильи, он же штурман эскадрильи 142-го гвардейского Сандомирского штурмового авиационного полка (8-я гвардейская Полтавская ордена Богдана Хмельницкого штурмовая авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии лейтенант.

Родился 23 февраля 1922 года в городе Тобольск ныне Тюменской области в семье рабочего. Русский. В 1927 году переехал с родителями в Тюмень, а затем в Тулу. Окончив 9 классов и школу ФЗО, работал слесарем на оружейном заводе в Туле, одновременно учился в аэроклубе. Призван в армию в 1940 году Тульским горвоенкоматом. Окончил Таганрогскую авиационную школу пилотов в 1941 году и Краснодарское авиационное училище пилотов в 1942 году.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с 22 января 1943 года. Сражался на штурмовике Ил-2 на Северо-Западном, Калининском, Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах в 673-м (с 5 февраля 1944 года – 142-м гвардейском) штурмовом авиационном полку 266-й (с 5 февраля 1944 года – 8-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии.

В феврале 1943 года в составе 3-й воздушной армии участвовал в нанесении штурмовых ударов по противнику для поддержки войск Северо-Западного фронта в ходе Демянской наступательной операции (15-28 февраля). С 2 по 31 марта 1943 года участвовал на Калининском фронте в Ржевско-Вяземской наступательной операции.

С 5 июля 1943 года в составе 2-й воздушной армии на Воронежском фронте сражался на Курской дуге, нанося бомбо-штурмовые удары по противнику, поддерживая наземные войска в оборонительных боях, а затем – в период наступления.

В августе 1943 года А.А.Рогожин на Степном (с 20 октября 1943 года – 2-м Украинском) фронте в составе 5-й воздушной армии участвовал в Белгородско-Харьковской стратегической наступательной операции (в том числе в освобождении Белгорода и Харькова), а затем – в освобождении Левобережной Украины (в том числе освобождении Краснограда, Полтавы, Кременчуга) и в битве за Днепр.

В дальнейшем в составе 5-й воздушной армии на 2-м Украинском фронте А.А.Рогожин участвовал в освобождении Правобережной Украины (в том числе в освобождении города Кировоград 5 января 1944 года), с 24 января по 17 февраля 1944 года – в Корсунь-Шевченковской операции и уничтожении окружённой вражеской группировки, а затем Уманско-Ботошанской наступательной операции (в том числе освобождении Умани) и в освобождении Молдавии, в нанесении штурмовых ударов по объектам на территории Румынии.

В июле 1944 года 1-й штурмовой авиационный корпус, куда входила 8-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, был переведен на 1-й Украинский фронт.

С 13 июля по 29 августа 1944 года А.А.Рогожин в составе 2-й воздушной армии принимал участие в Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции, освобождении западных областей Украины (в том числе в освобождении Львова), в освобождении восточных районов Польши (в том числе в освобождении города Сандомир 18 августа 1944 года), поддержке наземных войск на Сандомирском плацдарме на западном берегу Вислы, а также плацдармов в районах населённых пунктов Баранув и Магнушев.

После освобождения Сандомира 142-й гвардейский авиационный полк, в котором воевал А.А.Рогожин, получил наименование Сандомирского.

К 14 января 1945 года А.А.Рогожин произвёл 129 успешных боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника на самолёте Ил-2. При этом уничтожил и повредил 38 танков, 116 автомашин, подавил огонь 5 артиллерийских батарей на огневых позициях, 3 батарей зенитной артиллерии, 2 миномётных точек, в составе группы взорвал 8 складов с ГСМ и боеприпасами, лично взорвал 1 железнодорожный эшелон с боеприпасами и один эшелон из цистерн с горючим, в воздушном бою сбил 1 самолёт Хе-126, уничтожил на земле 5 самолётов противника, рассеял и частично уничтожил до полка пехоты противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по живой силе и технике противника, Рогожину Алексею Арсентьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6076).

В январе – марте 1945 года в составе 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта А.А.Рогожин участвовал в Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской и Верхнесилезской наступательных операциях, а с 16 апреля по 8 мая – в Берлинской стратегической операции.

Боевой путь А.А.Рогожина завершился участием в освобождении Праги.

Всего к концу войны совершил более 150 боевых вылетов.

После войны А.А.Рогожин продолжал службу в ВВС. С 1968 года полковник А.А.Рогожин – в запасе.

Жил в Туле, работал на оружейном заводе председателем комитета ДОСААФ. Был ответственным секретарём Тульской секции Советского комитета ветеранов войны.

Трагически погиб 1 марта 1992 года в автомобильной катастрофе.

Награждён орденом Ленина (10.04.1945), 2 орденами Красного Знамени (26.10.1943; 05.09.1944), орденом Александра Невского (25.04.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (30.08.1943; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (26.05.1943; …), медалями, в том числе «За отвагу» (04.09.1943).

Именем Героя названы улица в Тобольске и средняя общеобразовательная школа № 39 в Туле.

Сочинения:
Рогожин А.А. У тульских оружейников. – М.: Изд. ДОСААФ, 1976.

Из наградного листа:

Исключительно успешный боевой вылет тов. Рогожин произвёл 6 мая 1943 года в группе 12 самолётов Ил-2 при штурмовке вражеского аэродрома Рогань-Харьков, где было сосредоточено более 100 самолётов разных типов. Несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии противника, группа отлично выполнила боевое задание. В результате удара уничтожено и повреждено до 30 самолётов, подавлен огонь 8 точек зенитной артиллерии.

С первых дней ожесточённых сражений на Белгородском направлении тов. Рогожин показал себя как смелый и мужественный лётчик-штурмовик. Презирая смерть, не щадя своей жизни, отлично выполнял боевые задания по штурмовке живой силы и техники противника, перешедшего в наступление.

5.07.1943 года враг сосредоточил большое число танков и живой силы в районе Дорогобужино, Соломино, намереваясь нанести удар по нашим войскам. Группе из 8 самолётов Ил-2, в которой тов. Рогожин был ведомым второй четвёрки, была поставлена задача – нанести удар по скоплению войск противника. Группа, искусно маневрируя от зенитного огня и точно выйдя на цель, нанесла точный бомбардировочно-штурмовой удар, в результате чего уничтожено и повреждено до 15 автомашин, 6 танков, подавлен огонь 4 точек зенитной артиллерии, рассеяно и частично уничтожено до двух взводов пехоты противника.

Подлинный героизм был проявлен тов. Рогожиным 13.07.1943 года при штурмовке скопления до 25 танков на дороге с Б.Маячки на Красную Поляну и скопления танков и автомашин до 300 единиц, расположенного по оврагу Б.Маячки, Покровка, Яковлево. При выполнении боевого задания группа в составе 8 самолётов Ил-2 в районе цели была атакована семью Ме-109. Несмотря на многократные атаки истребителей противника, группа продолжала штурмовку цели и одновременно вела воздушный бой. В результате удара уничтожено и повреждено до 20 автомашин, 10 танков, рассеяно и частично уничтожено до взвода пехоты противника, в воздушном групповом бою сбито два Ме-109. Тов. Рогожин, несмотря на повреждённый его самолёт, продолжал штурмовать цель и вести воздушный бой, пока сам не был сбит.

4.08.1943 года тов. Рогожин в группе 12 самолётов Ил-2 нанёс успешный бомбардировочно-штурмовой удар по прифронтовому аэродрому противника Микояновка, где было сосредоточено до 50 самолётов, из них 30 истребителей В результате удара уничтожено и повреждено до 15 самолётов противника, что подтверждено командованием наземных войск после взятия населённого пункта Микояновка.

Весь участок фронта восхищён работой группы 12 самолётов Ил-2, в которой тов. Рогожин участвовал 27.09.1943 года, будучи ведомым второй шестёрки. Противник оказал сильное огневое сопротивление и задержал продвижение нашей пехоты. В этот момент командующий фронтом Маршал Советского Союза Конев со станции наведения приказал группе штурмовиков нанести удар по противнику и дать возможность нашей пехоте продвигаться вперёд. Группа Ил-2 обрушила бомбовый груз на танки и артиллерийские позиции врага. Начались большие взрывы и пожары, горели немецкие танки, взрывались орудия. Тов. Рогожин, рискуя жизнью, на бреющем полёте в упор расстреливал вражескую пехоту. Удар был сокрушителен. Наша пехота поднялась в атаку и стала быстро продвигаться вперёд. Командующий фронтом, лично наблюдавший за работой штурмовиков, объявил благодарность тов. Рогожину и всей группе, а ведущего группы командира части тов. Матикова приказал представить к званию Героя Советского Союза.

Тов. Рогожин не только мастер штурмовых атак, он также является прославленным разведчиком полка, неоднократно доставляющим командованию исключительно ценные разведданные о противнике.

В период форсирования реки Днепр и расширения плацдарма на его западном берегу командованию корпуса и наземных войск требовалась информация о подходящих резервах противника. Тов. Рогожин в этой операции произвёл 22 успешных боевых вылета на разведку войск противника, давая ценные разведданные о скоплениях техники и живой силы, которые немедленно подвергались атакам наших штурмовиков, чем обеспечивалось продвижение наших наземных войск.

2.10.1943 года в составе двух самолётов Ил-2, выполняя боевое задание по разведке войск противника, тов. Рогожин обнаружил скопление железнодорожных эшелонов до 15 единиц на станции Верховцево и атаковал их. В результате атаки было подожжено два эшелона, из которых один эшелон из 20 цистерн с горючим, взорвано два паровоза.

3.10.1943 года тов. Рогожин дважды повторил налёт на станцию Верховцево, где поджёг ещё один эшелон с боеприпасами до 30 вагонов, взорвал один паровоз. В этом боевом вылете тов. Рогожин показал образцы мужества и героизма. Несмотря на интенсивный огонь зенитной артиллерии противника, отлично выполнил боевую задачу, за что получил благодарность от командира корпуса.

В период наступления войск 1-го Украинского фронта, при освобождении городов Львов, Сандомир и расширении плацдарма на западном берегу реки Висла тов. Рогожин также показывал образцы мужества и героизма. Своими дерзкими и точными бомбардировочно-штурмовыми ударами наносил большие потери в живой силе и технике противника и тем самым содействовал наступлению наших войск.

14.07.1944 года, будучи ведомым первой шестёрки группы из 12 самолётов Ил-2, нанёс успешный удар по скоплению автомашин до 40 единиц и до 20 танков в районе Перепельники, Плугув. В результате удара уничтожено и повреждено до 10 автомашин, 2 танка и 2 бронетранспортёра.

26.08.1944 года группа в составе 6 самолётов Ил-2, ведомая тов. Рогожиным, нанесла успешный бомбардировочно-штурмовой удар по живой силе и технике противника в районе Ягнен. В районе цели группа была атакована двумя Ме-109. несмотря на неоднократные атаки истребителей, группа отлично выполнила боевое задание. В результате удара уничтожено и повреждено 2 автомашины, подавлен огонь двух артиллерийских орудий на огневой позиции, убито и ранено до 15 солдат и офицеров, в воздушном бою сбит один истребитель Ме-109.

За отличную боевую работу по срыву летнего немецкого наступления 1943 года, за освобождение городов Белгород, Харьков, Красноград, Полтава, Львов, Сандомир и других тов. Рогожин имеет 8 благодарностей от Народного Комиссара Обороны. За успешное выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецкими захватчиками по уничтожению живой силы и техники противника тов. Рогожин имеет 3 благодарности от командующего фронтом и армией и 11 благодарностей от командиров корпуса и дивизии.

За успешное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, за проявленный героизм и лично произведенные 129 успешных боевых вылетов и нанесенный ущерб в живой силе и технике противника достоин высшей степени отличия – присвоения звания Героя Советского Союза.

Командир 142-го гвардейского штурмового авиационного Сандомирского полка Герой Советского Союза гвардии подполковник Матиков
14 января 1945 года

Из книги Донченко С.А. Флагман штурмовой авиации

На Огненной дуге

Утром 12 июля, за сорок минут до начала контрудара, 2-я воздушная армия провела авиационную подготовку, в которой участвовало более двухсот самолетов. Ввиду сложных метеорологических условий летчикам пришлось действовать небольшими группами, нанося удары по танкам и артиллерии противника, находившимся на огневых позициях.

Погода в то утро стояла отвратительная: то шел дождь и облака опускались чуть ли не до самой земли, то в лощинах поднимался туман. Дымы при этом тянулись вверх, расползались на высоте.

Группа штурмовиков 735-го полка майора С. Володина, которую наводил на цели находившийся в боевых порядках танкистов П. А. Ротмистрова командир корпуса Рязанов, то забиралась вверх за облака, то снижалась до бреющего. В такой обстановке нужно было утроить бдительность, чтобы не ошибиться и не ударить по своим. [51] С первой своей атаки «илы» подавили зенитки противника, а затем дружно бросились на вражеские танки: количество горящих немецких машин с каждым заходом увеличивалось.

— Работаете хорошо, — одобрил ведущего Рязанов. Затем после паузы добавил: — Комфронта очень доволен!

Выполнив задание, командир полка сделал повторный заход на цель юго-западнее Прохоровки и стал собирать группу. Вдруг он увидел под самой кромкой облаков до полсотни «юнкерсов». Бомбардировщики направлялись к линии фронта.

— Справа бомберы с сопровождением! Приготовиться к бою!

Команду майора Володина приняли все летчики. «Ильюшины» сделали разворот и внезапно для противника врезались в строй бомбардировщиков. Неожиданность, натиск, групповой огонь не дали опомниться фашистам. Точным пушечно-пулеметным огнем было сбито одиннадцать «юнкерсов».

Участник сражения на Курской дуге, впоследствии Герой Советского Союза, Алексей Арсентьевич Рогожин так рассказал мне об этом бое на одной из встреч ветеранов-штурмовиков.

«Строй гитлеровцев рассыпался, и наши принялись расстреливать «юнкерсы» в упор. Жму на гашетку — длинная очередь прошивает фашиста, и он, перевернувшись через крыло, объятый пламенем, стремительно несется к земле.

Я слежу за ним. Затем отмечаю на карте место падения бомбардировщика, разворачиваюсь влево и вижу, что группа наших самолетов вместо правого разворота сделала левый и ушла далеко вперед. Скорее догнать! Добавляю газ, срезаю угол и... Четыре «мессера» плотно пристраиваются справа и слева. Ну, думаю, попался. Лихорадочно соображаю, что же предпринять. А один из фашистов показывает мне рукой: мол, лети прямо, твоя песенка спета. И решение приходит мгновенно: идти на таран, а там посмотрим, что будет!

Лечу, а сам кошу глаза влево. Фашист в точности повторяет мой маневр — и вновь рядом. По расчету времени я должен уже быть над своей территорией. Ныряю в облака и... оказываюсь под сильным огнем вражеской зенитки. Несколько снарядов попадают в мой самолет. [52] Понимаю, что пробит правый элерон, машина кренится вправо, вываливается из облаков, никак не могу ее удержать. И замечаю ниже и справа те самые «мессершмитты».

Они набросились на меня, как стервятники, рассчитывали на легкую добычу. Но я делаю резкий маневр и первым даю очередь по атакующему. «Мессер», испугавшись мощного огня, отворачивает и подставляет «живот» под огонь стрелка Леши Голубева. Тот расстреливает фашиста в упор. А тут другой истребитель оказывается вдруг у меня в прицеле, я даже глаза почему-то закрыл. И ударил из пушек... Но третий «мессер» прошил нас основательно — двигатель заклинило, несемся к земле. Фашист пристроился рядом и опять показывает рукой — падай, мол. Я взглянул и обмер: внизу танки с крестами, валимся прямо на их колонну. Мне вдруг так захотелось жить, так обидно стало: вырваться из такой переделки и попасть к немцам в лапы!

Справа вижу лесок, подворачиваю к нему, но не долетаю. Чувствую, что самолет цепляет уже колесами о землю, садится среди окопов и воронок. Осматриваюсь: сел-то я между нашими и вражескими окопами, на «нейтралке». И начался бой за наш самолет... Пехотинцы помогли нам выбраться к своим. Через три дня мы со стрелком были уже на своем аэродроме, вскоре получили новую машину и опять поднялись в воздух...»

Нелегким был тот день, но завершился благополучно. Возвратились на свой аэродром летчики майора С. Володина, без потерь привел с поля боя своих подчиненных и старший лейтенант М. Степанов. Сразу же собрались пилоты в кружок, в разговорах — одни междометия.

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Андреев С.А. Совершённое ими бессмертно. Книга 1. М.: Высшая школа, 1976
 Бессмертен подвиг их высокий. - Тула: Приокское кн. изд., 1983
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Донченко С.А. Флагман штурмовой авиации. - К.: Политиздат Украины, 1988