Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Стариков Валентин Георгиевич

 
Стариков Валентин Георгиевич
08.06.1913 - 26.06.1979
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 03.04.1942 Медаль № 657

    Памятники
  Надгробный памятник


Стариков Валентин Георгиевич - командир подводной лодки «М-171» (3-й дивизион подводных лодок, бригада подводных лодок, Северный флот), капитан-лейтенант.

Родился 8 июня 1913 года в городе Сарапул Вятской губернии, ныне в Республике Удмуртия. Из семьи служащего. Русский. Окончил школу ФЗУ при Пермском паровозоремонтном заводе.

В Военно-Морском флоте с октября 1931 года. В 1936 году окончил Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе (Ленинград). Служил на Балтийском флоте - с июня 1936 года - командир торпедной группы БЧ-3 подводной лодки «Щ-304», с августа 1937 года по январь 1938 года - командир БЧ-2 линкора «Марат».

В 1938 году окончил Специальные курсы командного состава подводного плавания. С ноября 1938 года - помощник командира подводной лодки «Щ-314», которая в мае-июне 1939 года перешла по внутренним водным путям на Северный флот и вступила в его состав. С октября 1939 года - командир подводной лодки «М-171» Северного флота. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов.Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года.

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир ПЛ «М-171» 3-го дивизиона отдельной бригады подводных лодок Северного флота капитан-лейтенант В.Г. Стариков, действуя на коммуникациях противника, к январю 1942 года выполнил 6 боевых походов, дважды прорывался на подводной лодке во вражеские базы, доложил о потоплении 5-ти транспортов врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года за успешное командование подводной лодкой и героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Старикову Валентину Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Всего на должности командира «М-171» выполнил 23 боевых похода, доложил о потоплении 13 кораблей противника: 7 транспортов, 1 танкера, 2 подводных лодок, 2 тральщиков и 1 катера-тральщика. Подводная лодка «М-171» 3 апреля 1942 года была удостоена гвардейского звания.

С марта 1943 года - командир подводной лодки «К-1», на ней выполнил 2 боевых похода, оба - без результата. Всего за период участия в Великой Отечественной войны как командир подводных лодок выполнил 25 боевых походов (123 суток в море), выполнил 18 торпедных атак (израсходованы 32 торпеды), доложил о потоплении 13 судов и боевых кораблей противника. Из этого числа побед достоверными являются только повреждения двух вражеских транспортов в торпедных атаках 29 апреля 1942 и 29 января 1943 года.

С декабря 1943 года - начальник штаба 2-го дивизиона подводных лодок Черноморского флота.

После войны продолжил службу в ВМФ СССР. В 1945 году убыл на учёбу. В 1948 году окончил Военно-морскую академию имени К.Е. Ворошилова. С января 1949 года - начальник штаба Лиепайской военно-морской базы 4-го ВМФ (Балтийское море).

В 1953 году окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова. С ноября 1951 года - старший преподаватель кафедры подводных лодок Военно-морского факультета Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова. С ноября 1954 года был начальником Морского научно-исследовательского полигона на островах Новая Земля, с сентября 1955 года - первый заместитель начальника этого полигона. С мая 1956 года - начальник Высших специальных офицерских классов подводного плавания Высшего военно-морского училища подводного плавания. С августа 1959 года - начальник минно-торпедного факультета этого училища. С августа 1965 года – начальник Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С.О. Макарова. С июля 1972 года вице-адмирал В.Г. Стариков - в отставке.

Скончался 26 июня 1979 года. Похоронен в городе-герое Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург) на Ново-Волковском кладбище (участок 16).

Вице-адмирал (29.04.1970). Награждён двумя орденами Ленина (08.11.1941; 03.04.1942), двумя орденами Красного Знамени (20.06.1942; 27.12.1951), орденами Ушакова 2-й степени (25.07.1945), Отечественной войны 1-й степени (29.01.1943), Красной Звезды (05.11.1946), медалью "За боевые заслуги" (03.11.1944), другими медалями.

Сочинения:
На боевом курсе. М., 1952;
Четыре похода. Записки подводника, 1952;
Не ради славы, 1960;
Будут ещё ветры. Свердловск, 1972;
На грани жизни и смерти. Ижевск, 1972.


Биография дополнена Кириллом Осовиком, Антоном Бочаровым.

КОМАНДУЮЩИЙ СЕВЕРНЫМ ФЛОТОМ АДМИРАЛ ГОЛОВКО А.Г. О СТАРИКОВЕ В.Г.:

"Ещё одна запись в декабрьском дневнике, вызывающая в памяти любопытные подробности, связанные с В. Стариковым:

"6 декабря 1941 года. Вернулась "М-171". Потопила танкер водоизмещением 3000 тонн. Задачу по высадке разведывательно-диверсионной группы выполнить не смогла из-за неблагоприятных условий. При возвращении имела большую ошибку в счислении и вместо Цып-Наволока вышла к Войтелахти. В то же время возвращалась "М-176", поэтому первую "малютку" принимали за вторую, что и уберегло её. При других обстоятельствах такая ошибка может привести к плохим последствиям: свою лодку вполне могут обстрелять свои же батареи. На этот раз, к счастью, обошлось".

Сто семьдесят первой "малюткой" командует капитан-лейтенант Валентин Георгиевич Стариков, бывший "фабзайчонок", молчаливый, доброжелательный, справедливый и решительный человек. Второй раз уже он попадает в пиковое, как говорится, положение. Чего стоит одна лишь октябрьская история с прорывом в Лиинахамари, вернее, с выходом оттуда обратно в море.

Третьим по счету из подводников-североморцев (после Егорова и Фисановича) Стариков сумел проникнуть в Петсамо-фьорд. Пожалуй, это было труднее, чем в двух предыдущих случаях, поскольку гитлеровцы приняли кое-какие меры оборонительного порядка, в частности поставили сетевое заграждение у гавани Лиинахамари, о чем Стариков не догадывался вплоть до того момента, когда "малютка" очутилась в критическом положении.

Лодка вошла в гавань беспрепятственно, по счастливой случайности не задев противолодочной сети. Два больших транспорта у причала приковали к себе все внимание Старикова. Он удачно атаковал их, торпедировал, зарегистрировал два взрыва и, совершив поворот на обратный курс, направил "М-171" к выходу в море, однако несколько в сторону от места, где лодка вошла в гавань. Это и послужило причиной задержки, которая могла стать роковой для "малютки" и для всего экипажа. На полном ходу, следуя на глубине восемнадцати метров, лодка врезалась в противолодочную сеть и застряла на месте в то время, когда за ней гнались катера с глубинными бомбами. Попытки вырваться переменными ходами из ловушки оказались безуспешными. А вражеские катера уже сновали над "малюткой", сбрасывая неподалеку от неё свой смертоносный груз.

Положение "М-171" было гибельным: не имея возможности двигаться, она представляла собой мишень для глубинных бомб.

Внезапно катера прекратили бомбометание: гитлеровцы определили, что "малютка" запуталась в противолодочной сети, и собирались либо захватить ее вместе с экипажем, когда она всплывет, либо, в случае сопротивления, расстрелять.

Тут и проявились качества настоящего командира, присущие Старикову. Его поведение в первые критические минуты и в последующие часы, пока лодка, освободившись из сети, оставалась в Петсамо-фьорде, всё время преследуемая вражескими катерами, было правильным и соответствующим образом действовало на экипаж, служило примером для каждого.

"М-171" удалось выскочить из сети после того, как Стариков дал ещё раз полный ход назад, создав максимальный дифферент на корму и рискуя вылить электролит из баков аккумуляторов. К чему могло привести последнее, говорить не приходится.

Маневр удался. "Малютка" выскользнула из сети, над которой её стерегли вражеские катера, но осталась внутри фьорда. Путь в море был закрыт, в чём Стариков убедился после неоднократных попыток пройти мимо единственного прохода, где скопились корабли противника с глубинными бомбами наготове. Иного пути из фьорда не было. Даже когда лодка ушла на предельную глубину, чтобы попытаться проскользнуть под сетью, она и там упёрлась в заграждение. Между тем время шло, воздух в лодке всё более насыщался углекислотой, плотность аккумуляторных батарей снизилась до минимума.

В таких условиях командир корабля нашел правильный выход. Приказав включить регенерацию, он объявил свое решение: пройти над сетью, в надводном положении, использовав замешательство противника, вполне вероятное, поскольку тот считал, что теперь, когда лодка высвободилась из сети, ей незачем всплывать. На всякий случай, распорядился командир, экипажу быть готовым к артиллерийскому бою и, если не удастся отбиться, к необходимости взорвать лодку.

Ни то, ни другое не понадобилось. На помощь пришла природа. Стоило "малютке" подвсплыть на ходу, и она, ещё не достигнув поверхности, оставаясь незамеченной вражескими наблюдателями, свободно прошла над сетью. Такую возможность создал океанский прилив, уровень которого достаточно высок в наших северных местах.

На фашистских кораблях спохватились слишком поздно: полным ходом "М-171" ушла от них в море, а затем благополучно возвратилась в базу, известив двумя выстрелами о двойной победе.

Расспрашивая Старикова, когда он докладывал о всех обстоятельствах похода, я убедился в отличной продуманности его действий, направленных на то, чтобы вывести лодку из ловушки. Мужественным, достойным советского командира было его решение взорвать корабль, если бы не удалось уйти из Лиинахамари. Отличным было и поведение экипажа, четкая исполнительность всех - результат совместных усилий командира и партийного коллектива "малютки".

Не боясь перехвалить, скажу: личному составу "М-171" есть с кого брать пример в критические моменты. Однако в навигационном искусстве у Старикова, бесспорно, имеется слабина. Ошибка в счислении, о которой записано в моем дневнике, свидетельствует о том, чего в дальнейшем не должно быть.

Ибо война не прощает ошибок.

Головко А.Г. "Вместе с флотом". М.: Воениздат МО СССР, 1960, с. 77-80

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем (1955-2011)

    Источники
 Военные моряки – герои подводных глубин (1938-2005). – Кронштадт, 2006.
 Герасименко Д.Я., и др. Славен героями Северный флот. Мурманск, 1982
 Головко А.Г. Вместе с флотом. - М.: Воениздат, 1960
 Золотые Звёзды Прикамья. 1-е изд. Пермь, 1969
 Кулемин И.Г. и др. Герои Советского Союза - наши земляки. Устинов, 1985.
 Нелаев В.А. Комсомольцы-моряки - в боях за Родину. 2-е изд. М., 1973
 Платонов А.В., Лурье В.М. Командиры советских подводных лодок 1941-1945. Спб., 1999.
 Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.