Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Колесников Пимен Григорьевич

 
Колесников Пимен Григорьевич
24.07.1906 - 26.11.1996
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 18.08.1945 Медаль № 8744


Колесников Пимен Григорьевич – старший штурман 199-й Слонимской штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, майор.

Родился 11 (24) июля 1906 года в городе Николаев (Украина) в семье портового служащего. Русский. С 1921 года жил в Красноярском крае, где в 1922 году окончил неполную среднюю школу. Работал учётчиком в сельхозартели и колхозе, с 1930 года – на 1-й кондитерской фабрике в Ленинграде.

В Красной Армии с 1931 года. В 1933 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, в 1934 году – Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и летнабов. Член ВКП(б) с 1931 года. Служил лётчиком, командиром звена и эскадрильи в 4-й смешанной авиабригаде Средне-Азиатского военного округа (САВО) в городе Ташкент.

На фронтах Великой Отечественной войны с декабря 1941 года. Воевал командиром эскадрильи, штурманом авиаполка, старшим штурманом авиадивизии на Волховском, Южном, Северо-Кавказском, Закавказском, Западном, 1-м и 2-м Белорусских фронтах. 1 раз был сбит и легко ранен.

Участвовал:
- в Любанской операции и боевых вылетах в район посёлков Спасская Полисть, Мясной Бор, Любань, в боях на реках Дон и Кубань в районах станиц Морозовская, Цимлянская, городов Ворошиловск (Ставрополь), Невинномысск – в 1942 году;
- в Смоленско-Рославльской операции, в том числе в освобождении города Ельня, посёлков Починок, Мстиславль – в 1943;
- в Белорусской операции, в том числе в штурмовках противника в районах городов Бобруйск, Осиповичи, Барановичи, Слоним, Волковыск, Осовец, на реке Нарев – в 1944;
- в Млавско-Эльбингской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях, в том числе в боевых вылетах в район городов Плоньск, Грауденц (Грудзёндз), Данциг (Гданьск), Гдыня, Штеттин (Щецин), Пренслау, Гарц – в 1945.

Старший штурман 199-й штурмовой авиационной дивизии майор Колесников умело руководил боевой работой полков, к маю 1945 года лично произвёл 104 боевых вылета на штурмовку скоплений войск противника и нанёс ему большой урон.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Колесникову Пимену Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8744).

После войны продолжал службу в ВВС. Возглавлял штурманскую службу авиадивизии в Северной группе войск (СГВ). В 1949 году окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС). После этого служил начальником радиолокационного пункта наведения авиадивизии и начальником отдела в штабе ВВС Белорусского военного округа (БелВО).

С 1957 года полковник П.Г.Колесников - в запасе. Жил в городе Минск. Работал на заводе электронно-вычислительных машин имени Г.К.Орджоникидзе, начальником отдела механизации института «Белпромпроект» Госстроя БССР. Умер 26 ноября 1996 года. Похоронен на Северном кладбище в Минске.

Именем Героя названа улица в Фрунзенском районе города Минска.

Награждён 2 орденами Ленина (18.08.45; 30.12.56), 4 орденами Красного Знамени (09.09.42; 25.09.43; 27.09.44; 15.06.45), орденами Отечественной войны 1-й (11.03.85) и 2-й степеней (20.08.44), орденом Красной Звезды (06.11.45), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (03.11.44), «За оборону Кавказа».

Заслуженный работник культуры Белорусской ССР (26.06.1984, за активную работу по воспитанию трудящихся на революционных, боевых и трудовых традициях Коммунистической партии и советского народа, по подготовке молодёжи к службе в Вооружённых Силах СССР).

Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 28 июня 1996 года №414-XIII за активное участие в работе Белорусской организации ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов Колесников Пимен Григорьевич награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета Республики Беларусь.

До начала Великой Отечественной войны жизнь широко побросала Пимена Колесникова по просторам необъятной страны Советов. Он родился ещё до революции в городе Николаеве на берегу Чёрного моря. Отец его работал начальником смены на Николаевской судоверфи. В 1915 году его призвали в русскую армию и офицером отправили на фронт 1-й Мировой войны. Там отец примкнул к большевикам и после революции был командиром эскадрона на Восточном фронте Гражданской войны. Освобождал от колчаковцев Новониколаевск и Красноярск. После ранения и лечения Григория Колесникова назначили председателем ревкома в Боготольском районе Красноярской губернии. В 1921 году он перевёз сюда свою семью, в том числе и сына Пимена. Здесь Пимен окончил семилетку, начатую ещё в Николаеве, а затем пошёл работать учётчиком в сельхозартель. В 1929 году на её основе образовался колхоз, в котором Пимен Колесников продолжал работать учётчиком.

Но в следующем году отец получил назначение по партийной линии в Ленинград, и вместе с родителями решил переехать в северную столицу и Пимен со своей молодой семьёй. Там он недолго работал секретарём комитета ВЛКСМ на кондитерской фабрике, вступил в партию большевиков, а уже в 1931 году его призвали в ряды РККА.

2 года Пимен Колесников учился в Ленинградской военно-теоретической школе лётчиков, а затем ещё год – в Оренбургской авиашколе. На Южном Урале лётчик освоил пилотирование биплана У-2, совершил на нём десятки полётов. После окончания училища Колесников был распределён служить в Туркестан, и в 1934 году оказался в Ташкенте. Вслед за ним в далёкий южный край поехала из Ленинграда и его супруга, и Колесниковых поселили в военном городке в Сталинских лагерях.

За 7 лет службы в САВО Колесников прошёл путь от лётчика до командира эскадрильи 4-й смешанной авиабригады, летал на самолётах У-2, И-153бис и Р-5, несколько раз участвовал в командировках по ликвидации бандитских басмаческих групп. В 1940 году ему было присвоено звание старшего лейтенанта. А в следующем году началась война…

Осенью 1941 года на базе 4-й САБр был сформирован целый ряд легкобомбардировочных авиаполков, командиром эскадрильи 657-го ЛБАП стал старший лейтенант Колесников. В декабре 1941 года его авиаполк был переброшен на Волховский фронт, где в это время шла Тихвинская операция. Но свои первые боевые вылеты Колесников совершил уже в 1942 году…

В январе 1942 года началась Любанская наступательная операция с целью прорыва блокады Ленинграда. В небо Колесников поднимался с особым рвением, ведь в блокадном городе остались его родители (они не пережили первой зимы). До конца марта 1942 года он произвёл на самолёте Р-5 на лыжном шасси 20 ночных боевых вылетов, а его эскадрилья – 243. Боевое крещение Колесников получил, бомбардируя сосредоточение противника, его узлы сопротивления долговременной обороны в районах Спасской Полисти и Мясного Бора, где уходили в прорыв подразделения 2-й ударной армии и 13-го кавалерийского корпуса генерала Д.Н.Гусева. Кроме огневого обеспечения лётчики его эскадрильи доставляли продовольствие и фураж наступающим конникам. В ночь на 16 февраля 1942 года Колесников водил группу бипланов на бомбардировку автоколонны противника в район села Сенная Кересть, совершил несколько вылетов в район Любани. Участвовал он и в бомбардировке вражеского аэродрома Коростовичи. За 3 месяца боевой работы авиация 2-й ударной армии, в том числе и полк Колесникова, понесла большие потери. Улетая в тыл на переформирование, Колесников не знал, какая трагическая судьба ожидает бойцов 2-й ударной армии в окружении в Мясном Бору…

В апреле 1942 года в Приволжском военном округе полк Колесникова приступил к ускоренному переучиванию на штурмовик Ил-2. Во время этой учёбы комэск стал капитаном. И уже в начале июля 1942 года на новых машинах его эскадрилья в составе полка, ставшего 657-м штурмовым, прибыла в 4-ю воздушную армию на Южный фронт. Тут же начались боевые вылеты.

В это время стальной поток гитлеровских войск практически беспрепятственно наступал в большой излучине Дона, прорвавшись в глубокий тыл Южного фронта. 15 июля 1942 года восьмёрка штурмовиков под командованием капитана Колесникова атаковала авангард гитлеровского моторизованного корпуса в районе Морозовск – Орлов. В результате успешных действий было уничтожено 7 танков, 13 автомашин с личным составом и боеприпасами, 3 цистерны с горючим и 150 гитлеровцев. В последующие дни лётчики эскадрильи противодействовали наступлению врага в направлении станицы Цимлянской и разрушали переправы через реку Дон, совершив 93 боевых вылета, из которых 8 произвёл лично комэск. Но их героические действия не могли остановить вражескую ударную группировку, которой удалось овладеть плацдармом у Цимлянской. С него дивизии вермахта развили наступление на Северный Кавказ.

В этих условиях 31 июля 1942 года Колесников на Ил-2 выполнил первый в полку ночной вылет на разведку в район села Солёное на Дону. Именно он принёс нашему командованию ценнейшие сведения о том, что гитлеровские войска разделились на две части – одна начала наступление на город Котельниково и Сталинград с юго-запада, а вторая пылит через Сальские степи строго на юг. Это позволило провести разграничительную линию между Сталинградским и Северо-Кавказским фронтами и начать концентрацию резервных частей на рубежах рек Кубань и Терек.

А эскадрилья и её комэск Колесников продолжали свою боевую работу. 7 августа 1942 года пятёрка Ил-2 под его командованием атаковала скопление танков и автомашин противника в районе города Ворошиловск (Ставрополь), в результате чего враг лишился 7 танков, 4 автомашины и 8 зенитных точек. При возвращении на свой аэродром группа попала в сильнейший туман, и Колесников проявил высокие штурманские качества, посадив штурмовики без происшествий. А с 10 августа в течение 3-х дней лётчики успешно препятствовали переправе вражеских войск через реку Кубань в районе Невинномысска. В одном из вылетов прямым попаданием в мотор Ил-2 капитана Колесникова был подбит, и легко раненый лётчик посадил самолёт в нейтральной полосе. Ночью его вытащили, отремонтировали, и через 2 дня комэск мог уже продолжить вылеты.

За период с середины июля по сентябрь 1942 года эскадрилья Колесникова уничтожила 85 танков (!), 120 автомашин, 22 зенитные точки, 7 цистерн с горючим, 8 переправочных барж и до 2000 гитлеровцев. За отличие в этих боях капитан Колесников был награждён орденом Красного Знамени.

В сентябре 1942 года полк Колесникова был выведен на укомплектование в резерв Закавказского фронта. Самолётов не хватало, и пребывание 657-го ШАП в тылу затянулось до весны 1943 года. К этому времени гитлеровцев с Кавказа прогнали на Таманский полуостров, и Закавказский фронт стал недействующим. В апреле 1943 года 657-й ШАП был переведён в резерв Московского военного округа, и только в августе 1943 года вошёл в состав 7-й гвардейской штурмовой авиадивизии 2-го смешанного штурмового авиакорпуса 1-й воздушной армии Западного фронта. Так Колесникову, ставшему к этому времени майором, настоящей боевой работы пришлось ждать целый год.

Но когда в августе-сентябре 1943 года началась Смоленско-Рославльская наступательная операция, штурмовикам этой работы хватало с лихвой. Продолжая оставаться командиром эскадрильи, майор Колесников водил в бой сводные группы до 30 самолётов из разных полков. До января 1944 года его эскадрилья на Ельнинско-Могилёвском направлении совершила 189 боевых вылетов, а лично комэск произвёл 32.

Так 4 сентября 1943 года Колесников водил группу в 20 Ил-2 на штурмовку переднего края вражеской обороны у села Битяновка под Ельней, где 3 дня гитлеровцы не давали возможности продвинуться нашим войскам. Бомбометание производилось в сумерках в непосредственной близости от своих войск. Двумя заходами штурмовики подавили огонь артиллерии, чем способствовали продвижению наших войск и овладению городом Ельня.

15 сентября 1943 года группа Колесникова штурмовала вражеские позиции в районе села Болтутино. После выполнения задания штурмовики были атакованы 8-ю истребителями ФВ-190. Комэск приказал быстро сомкнуть круг и первым очередью продырявил фюзеляж атаковавшего его «фоккера». В результате умелых действий штурмовиков и их ведущего в этом воздушном бою было сбито 4 вражеских самолёта, не имея своих потерь.

Осенью 1943 года майор Колесников совершал вылеты в район посёлков Починок, Мстиславль, Дрибин, штурмовал переправы противника на реке Проня. За умелое командование группами штурмовиков и нанесённый большой урон врагу в ходе Смоленско-Рославльской операции майор Колесников был награждён вторым орденом Красного Знамени.

Весной 1944 года полк Колесникова снова находился в резерве, готовясь к предстоящим боям Белорусской операции. В июне 1944 года накануне наступления он вошёл в состав 199-й ШАД 4-го ШАК 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта. В это время майор Колесников, оставаясь комэском, за свои выдающиеся способности в любых метеорологических условиях находить цель и оптимальные курсы полётов был ещё назначен и штурманом 657-го штурмового авиаполка.

С 24 июня 1944 года в ходе начавшейся Бобруйско-Жлобинской операции эскадрилья Колесникова совершила 300 боевых вылетов на штурмовку глубоко эшелонированной обороны противника, причём комэск лично совершил 22 боевых вылета. Так 28 июня 1944 года Колесников водил группу в 12 Ил-2 на штурмовку опорного пункта противника в районе села Езерище. В результате прямых попаданий бомб был взорван склад с боеприпасами, уничтожено 30 подвод с грузами и до 100 гитлеровцев. Также в июне и июле Колесников водил штурмовики в районы Бобруйска, Осиповичей, Шацка, Несвижа, Барановичей, Слонима, Волковыска. За отличные действия штурмовиков при освобождении города Слоним 199-я ШАД получила почётное наименование «Слонимской», а майор Колесников командованием 16-й воздушной армии был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.

В связи с тем, что лётчики 4-го ШАК «работали» уже в полосе наступления войск 2-го Белорусского фронта, в начале августа 1944 года его передали в состав 4-й воздушной армии этого фронта. В это время тяжёлые бои развернулись в районе города-крепости Осовец, тогда на территории Западной Белоруссии, а ныне – Польши. 10 августа 1944 года в районе Осовца Колесников с восьмёркой ведомых блестяще выполнил трудную задачу – разрушил вражескую переправу через приток Нарева реку Бебжа. При втором вылете в этот же день его группа была перенацелена на артиллерийские позиции в районе селения Довнары, мешавшие продвижению наших войск. Над целью ведомые Колесникова составили круг и сделали 8 заходов, после которых на земле от вражеской артиллерии осталось только разбитое и искорёженное железо и до 30 трупов гитлеровцев. 14 августа 1944 года город был полностью освобождён. За отличное выполнение боевых заданий при штурме города Осовец приказом командующего ВВС Красной Армии майор Колесников был награждён третьим орденом Красного Знамени.

13 сентября 1944 года майор Колесников был назначен старшим штурманов 199-й Слонимской штурмовой авиадивизии. В этой должности до конца войны он совершил ещё 22 боевых вылета в качестве ведущего группы и контролирующего командира работы штурмовиков.

14 января 1945 года началась Млавско-Эльбингская операция. В ходе её майор Колесников водил группы штурмовиков на вражеские позиции в районах городов Плоньск, Бродница и города-крепости Грауденц (Грудзёндз).

В ходе Восточно-Померанской операции 28 февраля 1945 года ведомые им 16 Ил-2 штурмовали оборону противника в населённом пункте Прехлау (Пшехлево) и нанесли там такое опустошение, что наша пехота взяла опорный пункт противника буквально за полтора часа. В последующие дни лётчики сосредоточили свои усилия на Данцигском направлении. 2 раза большие группы штурмовиков водил Колесников на подавление сопротивления гитлеровцев в городе Гдыня, освобождённый 28 марта 1945 года.

Последней операцией в Великой Отечественной войне для майора Колесникова стала Берлинская операция. Правда в ней он участвовал достаточно далеко от столицы рейха, но и здесь, на Одере юго-западнее Штеттина (Щецин) решались важные задачи. 22 апреля 1945 года, контролируя группу 6 Ил-2 ведущего лейтенанта Шмонина, после атаки основной цели в районе населённого пункта Краков (западнее Штеттина), Колесников заметил артиллерийские батареи. Только у штурмана дивизии оставались неизрасходованными все боеприпасы, поэтому Колесников в одиночку спикировал на батареи и подавил их. При выходе из атаки лётчик неожиданно был атакован 2-я ФВ-190. Мастерски маневрируя, Колесников уходил от вражеского огня, и когда на помощь подоспели наши истребители, сумел повредить один «фоккер», который добили «Яки».

27 апреля 1945 года 20 Ил-2 майора Колесникова поддерживали наземные части 70-й армии при взятии города Пренслау, и стремительном наступлении пехоты этой армии и 3-го гвардейского танкового корпуса к городам Росток и Висмар. А последний боевой вылет штурман авиадивизии произвёл 3 мая 1945 года на штурмовку упорно оборонявшихся гитлеровцев в городе Гарц. В этом освобожденном германском городе он и встретил долгожданный День Победы. За отличие в Берлинской операции майор Колесников был награждён четвёртым орденом Красного Знамени, а за весь свой славный боевой путь в Великой Отечественной войне удостоен звания Героя Советского Союза.

3 года подполковник Колесников служил штурманом 199-й ШАД в Северной группе войск в городе Росток. А затем, окончив в 1949 году Высшие лётно-тактические курсы, был назначен начальником радиолокационного пункта наведения авиадивизии в Белорусском военном округе.

Выйдя в звании полковника в 1957 году в запас, Пимен Григорьевич Колесников поселился в столице Белоруссии городе Минске, где долгие годы до выхода на пенсию работал матером на заводе электронно-вычислительных машин имени Г.К.Орджоникидзе, а затем - начальником отдела механизации института «Белпромпроект» Госстроя БССР, активно участвуя в работе Белорусской организации ветеранов войны, за что в 1996 году был награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета Республики Беларусь…

Сейчас в Фрунзенском районе города Минска есть улица имени Героя Советского Союза Пимена Колесникова…

Биография предоставлена Валерием Воробьевым (1964-2013)

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации