Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Смирнов Алексей Григорьевич

Смирнов Алексей Григорьевич

18.10.1916 - 01.02.1997

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 157

Орден Ленина № 16309

Смирнов Алексей Григорьевич – паровозный машинист паровозной колонны особого резерва №7 Народного комиссариата путей сообщения СССР; в Указе: помощник паровозного машиниста депо Валуйки Московско-Донбасской железной дороги.

Родился 18 октября 1916 года в селе Бобылёвка ныне Уренского района Нижегородской области в крестьянской семье. Русский. В 1933 году окончил сельскую школу и в следующем году стал чернорабочим.

В 1937 году его призвали в Красную Армию, ему довелось участвовать в освобождении Западной Украины, во время войны с Финляндией – в боях на Карельском перешейке. После окончания боевых действий воинскую часть, в которой служил Алексей Смирнов, передислоцировали в город Владимир-Волынский. После увольнения в запас он остался жить в этом городе.

Накануне войны окончил курсы помощников машинистов паровоза, начал работал в депо Ковельской железной дороги. В конце июня 1941 года, когда враг подошёл к городу, в составе депо был эвакуирован на восток. Работал в депо Лев Толстой Московско-Донбасской железной дороги.

В начале 1942 года по направлению Наркомата был командирован в депо Всполье Северной железной дороги (город Ярославль). Здесь формировалась паровозная колонна особого резерва №7 (ОРКП-7), и молодой машинист был включён в бригаду паровоза СО 17-122. В составе этой колонны прошёл до Победы. Весной 1943 года в одном из рейсов заменил погибшего машиниста и привёл эшелон с оружием и боеприпасами в пункт назначения. Затем самостоятельно отремонтировал паровоз и привёл его в Ярославль.

Экипировав и отремонтировав повреждённые паровозы, ОРКП-7 прибыла снова на фронт для обслуживания войск К.К. Рокоссовского. Тут были рейсы через Касторную и Мармыжи, а после Курской битвы колонну перебросили в Донбасс, где машинист Смирнов водили эшелоны от Старобельска на Ясиноватую, Павлодар, Днепропетровск и Знаменку во время Корсунь-Шевченковской битвы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Смирнову Алексею Григорьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В мае 1944 года А. Смирнов со своей бригадой прибыл в Красноярск. Здесь, на эвакуированном сюда Полтавском паровозоремонтном заводе, получил новый паровоз серии СО 17-1613 «Сибиряк», который был построен на средства, сданные в Фонд обороны. Здесь же принял эшелон с танками и провёл его на фронт.

Летом 1944 года ОРКП-7 была передана 3-му Белорусскому фронту генерала армии И.Д. Черняховского, вышедшему на границу с Восточной Пруссией. Неоднократно «Сибиряк» А.Г. Смирнова получал от разрывов бомб и снарядов серьёзные повреждения, но ремонтники быстро восстанавливали локомотив. Первым в колонне он стал водить поезда повышенного веса.

В октябре 1944 года А.Г. Смирнов был зачислен слушателем Центральных технических курсов НКПС, но вскоре, после настойчивых просьб, получил разрешение на возвращение в свою паровозную колонну. Вновь повёл свой «Сибиряк» уже под Варшавой. Весной 1945 года колонна обеспечивала доставку грузов и войск к частям, готовившимся к штурму Берлина. Уже в конце апреля, когда ещё шли бои на улицах гитлеровской столицы, Смирнов со своей паровозной бригадой привел первые составы на Силезский вокзал Берлина. В июле 1945 года именно бригаде Смирнова было поручено доставить из Познани в Потсдам советскую правительственную делегацию во главе со Сталиным. Пока шла в Потсдаме Берлинская конференция, паровозы 7-й колонны были в резерве на Силезском вокзале.

В сентябре 1945 года А.Г. Смирнов был вновь вызван Москву, глее продолжил учёбу. После окончания курсов направлен на Запорожский паровозоремонтный завод заместителем начальника сборочного цеха. В 1948 году перевёлся в локомотивное депо Днепропетровск и там трудился старшим машинистом и машинистом-инструктором.

Жил в городе Днепропетровск (с 2016 года – Днепр, Украина). Умер 1 февраля 1997 года.

Награждён орденами Ленина (05.11.1943), Трудового Красного Знамени (04.05.1971), медалями; 2 знаками «Почётный железнодорожник».

Легендарный паровоз СО 17-1613 сперва трудился на Северной дороге, потом на Прибалтийской, а в канун 30-летия Победы по просьбе железнодорожников Днепропетровска установлен на вечную стоянку на площади у станции Нижнеднепровск-Узел. Там и прошли последние годы жизни Алексея Григорьевича Смирнова.


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 2. М. 2003

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Подводная археология   Т