Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Яковицкий Александр Адамович

Яковицкий Александр Адамович

28.09.1908 - 14.07.1985

Герой Советского Союза

Даты указов

10.04.1945

Медаль № 6079

Яковицкий Александр Адамович – заместитель командира 140-го гвардейского Киевского штурмового авиационного полка 8-й гвардейской Полтавской штурмовой авиационной дивизии 1-го гвардейского Кировоградско-Берлинского штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии майор.

Родился 28 сентября 1908 года в посёлке Еленовские Карьеры, ныне город Докучаевск Донецкой области, в семье крестьянина. Украинец. Окончил 8 классов. Работал стрелочником на железной дороге.

В Красной Армии с 1930 года. В 1933 году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов, в 1934 году – курсы командиров авиационных звеньев. Член ВКП(б) с 1937 года. Служил лётчиком в легкобомбардировочных полках Киевского, Харьковского военных округов. Перед войной служил командиром эскадрильи 30-го бомбардировочного авиаполка в Сибирском военном округе.

На фронтах Великой Отечественной войны с января 1942 года. Воевал командиром эскадрильи, заместителем командира авиаполка на Западном, Калининском, Северо-Западном, Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах.

Участвовал:
- в боевых вылетах в район городов Сухиничи и Киров Калужской области, Белый и Ржев Калининской области – в 1942 году;
- в боях за город Великие Луки и по ликвидации Демянского выступа, в боях на Курской дуге на Обоянском направлении и под Прохоровкой, в освобождении Белгорода, Харькова, Полтавы, в штурмовках противника перед днепровскими плацдармами в Днепропетровской области, в боях на Криворожском направлении – в 1943;
- в освобождении города Кировоград, в Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Львовско-Сандомирской операциях, в том числе в штурмовках противника в районах городов Шпола, Шендеровка, Умань, Винница, Немиров, Бельцы, Яссы, Золочёв, Броды, Львов, перед Сандомирским плацдармом, в Карпатско-Дуклинской операции – в 1944;
- в Висло-Одерской операции, в боевых вылетах в район Хмельника, Ченстоховы, Бреслау (Вроцлав), Бунцлау (Болеславец), в Нижне-Силезской, Берлинской и Пражской операциях, освобождении городов Гёрлиц (Горлице), Потсдам, Луккенвальде, Прага – в 1945.

Заместитель командира 140-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии майор Яковицкий к февралю 1945 года совершил 95 боевых вылетов на штурмовку скоплений войск противника и нанёс ему большой урон.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии майору Яковицкому Александру Адамовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6079).

Всего за годы Великой Отечественной войны произвёл 129 успешных боевых вылетов и воспитал целый ряд лётчиков-штурмовиков.

После войны продолжал службу в Центральной группе войск (ЦГВ). В 1951 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. Командовал бомбардировочным полком в Киевском военном округе (КВО).

С 1960 года полковник А.А.Яковицкий - в запасе. Жил в городе Киев. Работал старшим инженером на заводе. Умер 14 июля 1985 года. Похоронен в Киеве.

Награждён 2 орденами Ленина (10.04.45; 30.12.56), 3 орденами Красного Знамени (06.11.43; 05.09.44; 15.11.50), орденами Суворова 3-й степени (11.06.45), Отечественной войны 1-й степени (11.03.85), 2 орденами Красной Звезды (23.11.42; 06.11.45), медалями «За боевые заслуги» (03.11.44), «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией».


Александр Яковицкий работал стрелочником на железнодорожной станции Волноваха, когда его неудержимо позвало небо. И он поступил в Одесскую авиационную школу, по окончании которой в 1933 году стал военным лётчиком бомбардировщиком одного из полков Киевского военного округа. Летал преимущественно на бипланах У-2, и в 1934 году после окончания курсов командиров звеньев, был назначен на эту должность в авиаполк, базировавшийся в родных краях. А в 1939 году Яковицкого перевели в Сибирский военный округ, где он был зачислен в 30-й легкобомбардировочный авиаполк, материальной базой которого были в основном бипланы И-153 «Чайка». Здесь дослужился до звания старшего лейтенанта и должности командира эскадрильи. Здесь встретил и начало Великой Отечественной войны.

Вскоре полк перевели в Приволжский военный округ, забрав на фронт почти все самолёты. Яковицкий несколько раз писал рапорты с просьбой об отправке на фронт, но осенью 1941 года его перевели в 66-й авиационный полк, который переформировывался в штурмовой. На вооружении полка должны были поступить самолёты Ил-2, и лётчики тренировались на учебных образцах.

Но боевое крещение старшему лейтенанту Яковицкому пришлось держать всё-таки на биплане Р-5. В январе 1942 года на отдельных участках фронта стремительное контрнаступление наших войск под Москвой стало наталкиваться на упорную оборону противника. Стала сказываться нехватка авиации, а гитлеровцы нещадно бомбили наши войска. Поэтому лётчики прямо в Саратове получили 15 отремонтированных самолётов Р-5 и столько же И-16 с ними в качестве 66-го истребительного полка поступили в оперативное подчинение командующему 10-й армии 3ападного фронта.

Армия в это время вела наступательные бои в районе города Киров и оборонительные у Сухиничей. В этом районе Калужской области старший лейтенант Яковицкий совершил свои первые боевые вылеты. Летал на задания только ночью во избежание встреч с истребителями противника, и к лету 1942 года совершил 35 успешных боевых вылетов. Особенно много работы было в дни прорыва из окружения 1-го гвардейского кавалерийского корпуса. За успешное выполнение боевых заданий он был впоследствии Указом ПВС от 23 ноября 1942 года награждён орденом Красной Звезды.

В июле 1942 года 66-й ИАП снова вывели в резерв в Поволжье. Здесь началось уже конкретное усиленное переучивание лётчиков на штурмовик Ил-2. Старший лейтенант Яковицкий, овладевший этим самолётом ещё в 1941 году, выступал в роли инструктора пилотирования для новичков. В августе 1942 года 66-й ШАП одним из первых был введён в состав 266-й штурмовой авиадивизии (ШАД), которая в свою очередь вошла в сформированный 1-й штурмовой авиакорпус (ШАК). А в ноябре 1942 года корпус перелетел на Калининский фронт в состав 3-й воздушной армии.

С аэродрома в городе Андреаполь эскадрилье Яковицкого предстояло действовать на двух направлениях – поддерживать наступление наших войск на города Великие Луки и Белый. Сначала в ходе начавшейся операции «Марс» лётчики «работали» в основном в направлении Белого, тем более когда там в окружение попали части наших 1-го механизированного и 6-го стрелкового корпусов. А затем их «внимание» переключилось на треугольник Великие Луки – Новосокольники – Невель. Особенно беспощадно Яковицкий и его группы в 6-8 самолётов штурмовали окружённый гитлеровский гарнизон в Великих Луках, ведя с гитлеровцами «уличные» бои. 17 января 1943 года город был полностью очищен от врага.

А затем 1-й ШАК перебросили на Северо-Западный фронт, где началась операция по ликвидации гитлеровского Демянского выступа. Гитлеровское командование, не желая повторить судьбу своих войск в Сталинграде, стало выводить войска из-под Демянска. На вражеские колонны были нацелены все штурмовики корпуса. Но в небе им противостояли асы из элитного авиакорпуса генерала фон Рихтгофена. Группы старшего лейтенанта Яковицкого штурмовали вражеские войска у сёл Сёмкина Горушка, Рамушево, Залучье, на реках Ловать, Редья и Порусья, поддерживая наступление наших воздушно-десантных дивизий на Старорусском направлении.

В марте 1943 года 1-й ШАК решением Ставки был переброшен на Воронежский фронт в состав 2-й воздушной армии. В это время там сложилась критическая обстановка, снова были оставлены освобожденные территории, в том числе города Харьков и Белгород. К этому времени эскадрилья Яковицкого в полном составе уже летала на двухместных самолётах, имея в экипаже воздушного стрелка.

Штурмовым полкам 1-го ШАК предстояло действовать на Курской дуге, где гитлеровские войска намеревались взять реванш за Москву и Сталинград. Готовясь к наступлению, противник пытался создать благоприятную для себя воздушную обстановку и на аэродромах в районах Орла, Белгорода и Харькова сосредоточил около 2050 самолётов. С начала мая 1943 года советские штурмовики начали носить удары по резервам противника, по железнодорожным объектам, штабам, узлам связи, вести воздушную разведку с целью установления мест размещения самолётов на аэродромах, выявления средств ПВО, складов боеприпасов и горючего, а также определения наиболее скрытных направлений подхода и выхода на вражеские аэродромы и другие объекты.

Начались налёты на Харьковский авиаузел, аэродромы противника в районах Чугуева, Рогани, Казачьей Лопании, железнодорожные станции, эшелоны и переправы. Комэски старшие лейтенанты Яковицкий и А.Кострыкин неоднократно водили своих лётчиков на вражескую переправу на Северском Донце и несколько раз повреждали её. В конце концов её удалось полностью разрушить.

5 июля 1943 года началось наступление гитлеровских войск на Обоянском направлении. В этот день старший лейтенант Яковицкий в большой армаде бомбардировщиков и штурмовиков бомбил и штурмовал вражеские аэродромы в Микояновке и Томаровке. Приходилось делать по нескольку вылетов в день. В воздухе и на земле развёртывалось грандиозное сражение. В последующие дни июля 1943 года эскадрилья Яковицкого «работала» по танкам и скоплениям гитлеровских войск. Лётчики летали на малой высоте и были доступны всем видам зенитного огня. Порой они возвращались на аэродром с изрешечённым фюзеляжем и огромными дырами в плоскостях. Некоторые не возвращались… Старший лейтенант Яковицкий в эти дни выдержал несколько воздушных боёв с истребителями противника. Совместными усилиями эскадрильи было сбито 4 вражеских самолёта.

12 июля 1943 года Яковицкий вёл свою группу над полем под Прохоровкой, где на земле происходило величайшее встречное танковое сражение. Командир увидел большую группу вражеских «юнкерсов» и дал команду на атаку. В этом бою было уничтожено 9 вражеских самолётов.

Во второй половине июля 1943 года 1-й ШАК поступил в оперативное подчинение 5-й воздушной армии Степного фронта. Тогда же Яковицкому было присвоено звание капитана.

6 августа 1943 года началась Харьковская операция. Удержанию города гитлеровское командование придавало особое значение. Сюда были брошены части танковых дивизий СС «Райх», «Викинг», моторизованная дивизия «Великая Германия», а из авиационных - соединения пикирующих бомбардировщиков «Юнкерс-87», а также известные эскадры «Удет», «Мельдерс». 10 августа 1943 года 18 экипажам 66-го ШАП, способным производить посадку в сумерках, была поставлена задача нанести бомбоштурмовой удар по танковой колонне, двигавшейся по шоссе Валки — Харьков. Одну шестёрку вёл старший лейтенант Яковицкий. Над железнодорожным узлом Мерефа штурмовики были обстреляны гитлеровскими зенитками, а затем на рассредоточенные группы накинулись «мессершмитты». Это был самый тяжёлый по последствиям вылет, из шестёрки Яковицкого в воздушном бою и от зенитного огня погибло 3 экипажа, а младший лейтенант И.Драченко попал в плен…

В сентябре 1943 года линия фронта стала откатываться к Днепру. 17 сентября 1943 года капитан А.Девятьяров с группой на шоссе Красноград – Карловка обнаружил огромную колонну вражеской техники, движущуюся к Полтаве. Доложив на пункт наведения, он произвёл штурмовку колонны. А в небо уже поднялась группа капитана Яковицкого, которая приняла эстафету возмездия. Следом в течение дня ещё 10 групп штурмовиков громили колонну до самой Полтавы. После освобождения города 266-й штурмовой авиационной дивизии присвоили почётное наименование «Полтавской».

В ночь на 25 сентября 1943 года части 7-й гвардейской армии форсировали Днепр. Пехота переправилась на противоположный берег, захватила небольшие плацдармы у сёл Домоткань и Бородаевка. Их нещадно контратаковали вражеские танки, на штурмовку которых капитан Яковицкий совершил несколько боевых вылетов.

Плацдарм у села Бородаевка был удержан. Началось наведение переправ и мостов через Днепр и расширение плацдармов на его западном берегу. К первой половине октября войска Степного фронта, успешно форсировав Днепр, перешли в наступление, нанося главный удар в направлении городов Пятихатки, Кривой Рог. За отличие в боях на Днепре капитан Яковицкий был награждён орденом Красного Знамени.

В один из ноябрьских дней 1943 года в районе Кривого Рога группа капитана А.Девятьярова обнаружила до 60 укрытых немецких танков. После того, как комэск сообщил об этом на пункт наведения, и группа «растормошила» их «эрэсами» и пушечным огнём, довершить дело была направлена группа штурмовиков под командованием капитана Яковицкого. Лётчики основательно проредили гитлеровский танковый кулак и способствовали нашим танкам занять соседнее село Недайвода.

В конце декабря 1943 года 1-й ШАК перебросили на Кировоградское направление. Нередко лётчики эскадрильи капитана Яковицкого совершали налёты в тыл вражеских войск, громя на марше колонны техники, направляющиеся к городу. 8 января 1944 года город Кировоград был полностью освобождён. За массовый героизм в этих боях 1-й штурмовой авиационный корпус получил почётное наименование «Кировоградского». Тогда же Яковицкий стал майором и был назначен заместителем командира 66-го штурмового авиаполка.

Но оставался оккупированный гитлеровцами ещё район города Корсунь-Шевченковского. Вскоре в Звенигородке сомкнулось бронированное кольцо 2-х наших фронтов. Гитлеровцы отклонили ультиматум о капитуляции и попытались прорваться в направлении Шендеровка – Комаровка. На борьбу с вражескими танками и пехотой были брошены 80 групп штурмовиков корпуса, одной из которых командовал майор Яковицкий. За 3 дня боевых действий немцы потеряли в этом районе 113 «тигров», из которых 52 были сожжены лётчиками-штурмовиками. Корсунь-Шевченковская операция закончилась полным разгромом и пленением врага.

5 февраля 1944 года 1-й ШАК стал 1-м гвардейским, соответственно 266-я ШАД стала 8-й гвардейской, а 66-й ШАП, в котором воевал Яковицкий, стал 140-м гвардейским.

В начавшейся Уманско-Ботошанской группы гвардии майора Яковицкого штурмовали вражеские колонны, отходящие на Немиров и Винницу. А в конце марта 1944 года штурмовики совершали уже вылеты над территорией Молдавии и Румынии, вели разведку в районе городов Яссы, Хуши, штурмовали станции Бельцы и Фалешты. Приходилось им очень часто вступать в воздушные бои с «юнкерсами» и сопровождавшими их «мессершмиттами», направляющимися на бомбардировку наших днестровских плацдармов.

Так 23 апреля 1944 года шестёрка Ил-2 капитана Яковицкого в районе населённого пункта Тэтэр-Карлигул уничтожила 3 танка, 9 автомашин и до 70 гитлеровцев. 3 июня 1944 года Яковицкий командовал группой уже в 16 штурмовиков. В районе населённого пункта Таутешти группой было уничтожено 4 танка, 18 автомашин, 1 зенитная батарея и до 50 гитлеровцев. А 8 июня 1944 года его шестёрка Ил-2 увеличила свой счёт ещё на 3 танка, 7 автомашин, 5 повозок и два взвода пехоты.

В конце июня 1944 года 1-й ГШАК в полном составе передали во 2-ю воздушную армию 1-го Украинского фронта, и полк гвардии майора Яковицкого перелетел в район города Тернополь.

В июле 1944 года в ходе Львовско-Сандомирской операции Яковицкий неоднократно водил группы 6-18 штурмовиков на уничтожение окружённой вражеской группировки в районе Броды. Особенно ощутимый урон его лётчики нанесли гитлеровцам из дивизии СС «Галичина» в районе сёл Княже и Белый Камень – при штурмовке было уничтожено 11 танков, 28 автомашин, 14 повозок с грузами и много живой силы. Затем с 3-й гвардейской танковой армией лётчики совершали стремительный обход города Львов с севера. 27 июля 1944 года Львов был полностью освобождён от врага.

С начала августа 1944 года гвардии майор Яковицкий водил группы штурмовиков на штурмовку вражеских войск, контратакующих завоёванный Сандомирский плацдарм. Совершал вылеты в районы Сташува, Стопницы, Баранува. За отличие в Львовско-Сандомирской операции он был награждён вторым орденом Красного Знамени.

Когда бои на Сандомирском плацдарме перешли в позиционное русло, 1-й ШАК перенацелили в Восточные Карпаты, где 38-я армия начала Карпатско-Дуклинскую операцию. Здесь гвардии майор Яковицкий совершил несколько боевых вылетов в районы Лыса-Гура и Глойсце на штурмовку вражеских войск, окруживших части 1-го гвардейского кавалерийского корпуса.

12 января 1945 года началась Висло-Одерская операция. Лётчики полка Яковицкого помогали наземным войскам в овладении польскими городами Хмельник, Кельце, Буско-Здруй, Ченстохова. Когда стрелковые подразделения, прорвав оборону противника, вышли на оперативный простор и устремились к Одеру, поступила задача лётчикам-штурмовикам усилить удары по вражеским железнодорожным узлам.

20 января 1945 года девятка Ил-2 гвардии майора Яковицкого под прикрытием звена истребителей старшего лейтенанта А.Шаманского подошла к станции Вассовка и накрыла её бомбами. Лётчики подожгли несколько эшелонов, разбили десятки вагонов и разрушили пути. Но на втором заходе штурмовики и истребители были перехвачены 20 Ю-87 под прикрытием 12 Ме-109 и ФВ-190, возвращавшихся на свой аэродром. И здесь Ю-87 (редкий случай!), спикировав, ринулись на группу «илов». В то же мгновение шестёрка «фоккеров» атаковала её спереди и сверху, остальные стервятники вступили в бой с истребителями сопровождения. Яковицкий немедленно приказал сбросить оставшиеся бомбы на головы гитлеровцев, оборонявших город Люблинец, что в нескольких километрах от Вассовки, и сомкнуть круг для боя. Наши экипажи с передней и задней полусфер повели огонь.

Благодаря умелому маневрированию группой, гвардии майор Яковицкий первым поджёг «юнкерс». Гвардии старший лейтенант Н.Пушкин в лобовой атаке сразил второй бомбардировщик. Воздушный стрелок Н.Нестеров пулемётной очередью свалил ещё одного. Второй воздушный стрелок А.Наумов заметил пристраивающегося сзади «фоккера», ударил по нему длинной очередью из пулемётной установки, и тот потянул за собой дымный шлейф. Гвардии младший лейтенант П.Иванников сблизился с вражеским бомбардировщиком, нажал на гашетки, по боеприпасы кончились... И тогда лётчик, передав по радио командиру Яковицкому: «Идём па таран!» - ударил «юнкерса» всей массой своего бронированного штурмовика. Столкновение было настолько сильным, что обе машины буквально рассыпались в воздухе. Гвардии младший лейтенант П.Иванников и его воздушный стрелок А.Сороколетов пали смертью храбрых... Истребители старшего лейтенанта А.Шаманского уничтожили 2 бомбардировщика и 2 истребителя. Пехота, воодушевлённая героическим боем лётчиков, воспользовавшись их удачной бомбардировкой, ворвалась в город Люблинец и в 2-часовом бою овладела им.

Уже на территории Германии в феврале 1945 года начались полёты на штурмовку окружённых гитлеровских гарнизонов в городах Бреслау и Глогау, а также в междуречье Одера и Нейсе. К этому времени гвардии майор Яковицкий совершил 95 боевых вылетов, в которых лично уничтожил 8 танков, 19 автомашин с войсками и грузами, 12 повозок, 3 цистерны с горючим, 6 орудий полевой артиллерии, 4 зенитных батареи, 2 миномётных батареи, создал 8 больших очагов пожара, рассеял и уничтожил до 75 гитлеровцев. Кроме этого он имел 19 благодарностей от Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина, 6 благодарностей от маршала И.С.Конева и генералов П.И.Ротмистрова и А.С.Жадова. Такой значительный список явился причиной представления гвардии майора Яковицкого к званию Героя Советского Союза.

Бои между тем продолжались. В ходе Нижне-Силезской операции группы Яковицкого неоднократно вылетали на штурмовку вражеских войск в районы городов Гёрлиц, Штрелен, Пенцих, Лаубан.

16 апреля 1945 года во время прорыва вражеской обороны на реке Нейсе в ходе начавшейся Берлинской операции командир 1-го ГШАК поднял в небо 100 штурмовиков. В этой воздушной армаде вылетело 18 Ил-2 под командованием гвардии майора Яковицкого. В районах Кобельна, Емлитца, Мускау огонь вражеской артиллерии был подавлен, войска противника прижаты к земле, а контратаки сорваны. Уничтожающие удары лётчиков способствовали прорыву немецкой оборонительной полосы «Матильда» и выходу наших наземных войск к реке Шпрее.

В результате быстрого выдвижения танковых армий к Берлину была окружена Губенская вражеская группировка, которая стала пробиваться на запад в направлении Барута и Луккенвальде. 140-й гвардейский штурмовой авиаполк был брошен на штурмовку этой группировки во всех районах её сосредоточения.

Очередная встреча группы штурмовиков Яковицкого с численно превосходящим врагом произошла 25 апреля 1945 года у самого Берлина. Ведущий немедленно перестроил группу из «пеленга» в «змейку». Ширина её была около 800 метров. Так как немцев было вдвое больше, Яковицкий стал оттягивать «мессеров» и «фоккеров» на территорию, занятую нашими войсками. Первую атаку отбили. Слаженность и взаимопомощь экипажей позволили сорвать все попытки врага уничтожить группу. Опытный ведущий Яковицкий в ходе боя несколько раз менял манёвры группы. Потеряв 4 машины, гитлеровцы поспешили выйти из боя, а штурмовики продолжали выполнение задания.

В конце апреля 1945 года генерал Венк начал атаки своей 12-й армии на Берлин на участке Белитц - Трейенбритцен, стремясь прорвать позиции 5-го гвардейского мехкорпуса генерала И.П.Ермакова силами пехотной дивизии «Теодор Кернер» и 243-й бригады штурмовых орудий. Срывая яростные атаки гитлеровцев, гвардейцы Ермакова стояли насмерть. Лётчики 140-го ГШАП бросились на помощь. На войска Венка гвардии майор Яковицкий несколько раз водил группы в 12-18 штурмовиков, в результате чего врагу был нанесён большой урон.

Последний свой 129-й боевой вылет гвардии майор Яковицкий совершил 8 мая 1945 года по скоплению вражеской пехоты в районе Праги. За отличие в Берлинской операции он был награждён орденом Суворова 3-й степени.

После войны Александр Адамович Яковицкий командовал штурмовым и бомбардировочным полками в Австрии и Киевском военном округе, а последние 2 года перед выходом в запас в звании полковника занимался штабной работой в Киеве. В столице Украины он и провёл всю свою оставшуюся жизнь…

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации