Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Ковальчик Станислав Михайлович

 
Ковальчик Станислав Михайлович
24.07.1922 - 03.10.1985
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 18.08.1945 Медаль № 7972
Орден Ленина № 52422

    Памятники
  Надгробный памятник
  Аллея Славы в городе Киров


Ковальчик Станислав Михайлович – командир эскадрильи 683-го штурмового авиационного Полоцкого ордена Суворова полка (335-я штурмовая авиационная Витебская Краснознаменная ордена Суворова дивизия, 3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт), капитан.

Родился 24 июля 1922 года в селе Кикнур ныне Кикнурского района Кировской области в семье рабочего. Русский. В 1925 году вместе с семьёй переехал в Москву. Окончил среднюю школу № 8, в 1941 году - 1 -й курс Московского авиационного института. В 1941 году добровольно вступил в армию. В 1942 году окончил Тамбовскую военную авиационную школу пилотов.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии - с мая 1943 года. Сражался на Калининском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском, Ленинградском фронтах в составе 3-й воздушной армии.

В августе – октябре 1943 года в составе штурмового авиационного полка участвовал в Смоленской стратегической наступательной операции, затем (до конца 1943 года) в Невельско-Городокской наступательной операции. В результате проведенных операций войсками Калининского (с 20 октября 1943 года – 1-го Прибалтийского) фронта были освобождены Смоленская область и северо-восточные районы Белоруссии.

Затем в составе 683-го штурмового полка 335-й штурмовой авиационной дивизии, сформированной в конце 1943 года, участвовал на 1-м Прибалтийском фронте в освобождении Белоруссии в ходе Полоцкой операции – этапе Белорусской стратегической наступательной операции («Багратион»); в освобождении Литвы и Латвии в ходе Шяуляйской, Рижской, Мемельской операций; в Восточно-Прусской операции в оперативном подчинении 3-го Белорусского фронта (в том числе в разгроме и уничтожении группировки противника юго-западнее Кёнигсберга в ходе Земландской операции); в ликвидации курляндской группировки врага.

К 3 января 1945 года С.М.Ковальчик совершил 118 боевых вылетов на штурмовку артиллерийских по¬зиций, скоплений войск противника. Уничтожил 21 танк, 88 автомашин с солдатами и различным грузом, 6 бронетранспортёров, 18 батарей полевой, зенитной артиллерии и миномётов, разрушил 8 блиндажей, один мост, взорвал один паровоз, уничтожил 19 вагонов и 3 склада с боеприпасами, 5 железнодорожных цистерн, более трёх десятков повозок с военным грузом, создал 40 крупных очагов пожара в местах скопления техники противника, уничтожил свыше 400 солдат и офицеров. В групповом бою сбил один истребитель ФВ-190.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм капитану Ковальчику Станиславу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

К концу войны С.М.Ковальчик совершил на штурмовике около 140 боевых вылетов.

В 1945 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. С октября 1946 года подполковник С.М.Ковальчик – в запасе. Служил в МВД СССР. Жил в городе Химки Московской области.

Скончался 3 октября 1985 года. Похоронен на Машкинском кладбище в Химках.

Награждён орденом Ленина (18.08.1945), тремя орденами Красного Знамени (21.09.1943; 25.07.1944; 09.10.1944), орденом Александра Невского (03.04.1945), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (19.05.1944; 11.03.1985), медалями.

Имя Героя увековечено в городе Киров на Аллее Славы.

Младший лейтенант С.М.Ковальчик, прибыв на Калининский фронт, сразу включился в боевую работу. В первую же неделю он совершил на штурмовике 10 боевых вылетов. Почти из каждого вылета он привозил в крыльях и фюзеляже самолёта пробоины от пуль вражеских истребителей. Он быстро освоился в обстановке, перенимал опыт обстрелянных лётчиков, изучал повадки врага, становился более хладнокровным, расчётливым, уверенным в себе и в своей боевой машине. За год непрерывных боёв он совершил много боевых вылетов, стал зрелым воздушным бойцом. Благодаря отличной технике пилотирования и штурманской подготовке, он уверенно водил свой Ил-2 и в сложных погодных условиях, и под огнём противника. Командование поручало ему выполнение сложных и ответственных задач. Он водил на боевые задания группы штурмовиков, ему были присвоены воинские звания лейтенанта, а затем – старшего лейтенанта.

Когда в 3-й воздушной армии началось формирование 335-й авиационной штурмовой дивизии, С.М.Ковальчик был назначен командиром эскадрильи 683-го штурмового авиационного полка.

Боевая деятельность 335-й авиационной штурмовой дивизии началась с участия в Полоцкой операции, начавшейся 23 июня 1944 года. Перед дивизией была поставлена задача – подавить огневые средства противника в межозёрном дефиле, на пути продвижения танковой бригады 1-го танкового корпуса и не допустить, чтобы противник взорвал за собой мост через Западную Двину. Если переправа останется невредимой, это позволит танкистам с ходу захватить аэродром Бешенковичи, дозаправить там танки трофейным горючим и выйти на оперативный простор.

Перед правым флангом 1-го танкового корпуса, продвижение которого должна была поддерживать дивизия, было подавлено не менее четырех артиллерийских батарей. Здесь действовал 683-й штурмовой авиационный полк. Его экипажи с утра до вечера, пока позволяло светлое время дня, штурмовали огневые точки противника, расположенные у моста через Западную Двину. С воздуха хорошо различались не только разбитая техника, но даже трупы вражеских солдат. Врагу не удалось взорвать переправу. Вскоре по ней прошли наши танки и пехота. При выполнении этой задачи особенно отличились командиры эскадрилий и ведущие групп Г. Денисов, Б. Падалко, С. Ковальчик, П. Андреев, В. Субботин, В. Рычков и другие.

Ежедневно С.М.Ковальчик совершал несколько боевых вылетов. 23 июня он трижды поднимал в воздух боевую машину, штурмуя скопления автомашин и обозов на дорогах в районе Витебск-Бешенковичи. Несмотря на сильный заградительный огонь, С.М.Ковальчик стремительным манёвром выводил свои группы Илов на цель, первым атаковал противника бомбами, пушечным огнём и реактивными снарядами. В этот день он лично уничтожил более 10 автомашин с боеприпасами и военным имуществом и более 12 повозок с военным грузом, разбил зенитное орудие.

В районе города Лепель на межозёрной возвышенности были обнаружены укрепления гитлеровцев. На небольшом участке было сосредоточено шесть артиллерийских батарей, которые обстреливали единственную дорогу, связывающую левый фланг наших войск с наступающими на Лепель танками. Обойти оборону врага было невозможно. Оставалось одно – уничтожить противотанковый узел. С этой целью командир 335-й дивизии приказал поднять в воздух два полка штурмовиков. Только массированный удар мог парализовать действия противника. Эскадрильи повели П. Арефьев, Н. Макаров, А. Миронов, В. Сологуб, Ф. Садчиков, В. Рычков, С. Ковальчик и П. Поляков. Боевая задача была успешно выполнена.

27 июня командир эскадрильи С.М.Ковальчик трижды водил девятку Илов на штурмовку вражеской колонны автомашин, которая двигалась по шоссе Камень-Лепель под прикрытием пяти танков. Сбросив бомбы в голове колонны, группа выстроилась в круг и с бреющего полёта атаковала врага. Фотографировавший результаты штурмовки воздушный разведчик доложил: на протяжении восьми километров дороги валяются разбитые и обгоревшие автомашины, танки и множество повозок.

29 июня войска 4-й ударной армии и правофланговые соединения 6-й гвардейской армии развернули наступление на Полоцк и 1 июля вышли окраинам города, а основные силы 6-й гвардейской и войска 43-й армии продвинулись на запад на расстояние до 50 километров. После ожесточённых двухдневных боёв Полоцк к утру 4 июля был освобождён. Овладев полоцким узлом обороны и коммуникаций противника, советские войска получили возможность наступать по обоим берегам Западной Двины в направлении на Двинск (Даугавпилс), надёжно обеспечили с севера наступление советских войск в Белоруссии.

Войска 1-го Прибалтийского фронта успешно завершили Полоцкую операцию. Итог этой операции был подведён в приказе Верховного Главнокомандующего от 10 июля 1944 года. В числе других частей и соединений 335-я штурмовая авиационная дивизия получила наименование Витебской.

В сентябре-октябре 1944 года 335-я авиационная штурмовая дивизия в составе 3-й воздушной армии поддерживала наступление войск 1-го Прибалтийского фронта на рижском и шяуляйском (до декабря) направлениях. Их активные боевые действия способствовали прорыву войск обороны противника и разгрому его шяуляйской группировки и выходу советских войск на побережье Балтийского моря.

13 декабря 1944 года в районе Кольган противник при поддержке 25 танков и двух батальонов пехоты оказал упорное сопротивление нашим наступающим наземным частям. Его артиллерия и миномёты вели непрерывный огонь. По вызову с командного пункта 335-й авиационной дивизии туда направилась девятка Ил-2 под командованием капитана С.М.Ковальчика. Группа сделала пять заходов на вражеские позиции. В результате нанесённого удара было уничтожено 9 танков, 15 автомашин, 4 артиллерийских и 5 миномётных батарей, 2 батареи зенитных орудий и 6 точек малокалиберной зенитной артиллерии, взорван склад боеприпасов, уничтожено более 50 солдат.

В радиограмме, присланной командиром стрелкового полка, отмечалось: «Группа штурмовиков над целью работала грамотно и дерзко. Удары по танкам противника нанесены точно, передайте благодарность лётчикам-штурмовикам».

Ударами с воздуха 3-я воздушная армия препятствовала прорыву в Восточную Пруссию блокированных на Курляндском полуострове немецких войск группы армий «Север». В феврале 1945 года армия перебазировалась на Кёнигсбергское направление и вошла в оперативное подчинение командующему 1-й воздушной армией в составе 3-го Белорусского фронта.

В Восточно-Прусской операции (13 января— 25 апреля) армия содействовала разгрому и уничтожению группировки противника, прижатой к Балтийскому морю юго-западнее Кёнигсберга, и овладению этим городом-крепостью.

Во время Земландской операции (этапе Восточно-Прусской операции) штурмовики вели активную боевую работу. Они летали на воздушную разведку войск противника по всему Земландскому полуострову, отыскивали и атаковали гитлеровские суда в Балтийском море, фотографировали боевые порядки и цели врага, способствовали разгрому вражеской земландской группировки в районе Пиллау.

7 мая 1945 года 3-я воздушная армия была передана в оперативное подчинение командующему войсками Ленинградского фронта и во взаимодействии с 15-й воздушной армией до окончания войны принимала участие в ликвидации курляндской группировки противника.

Во всех этих боевых действиях принимал участие С.М.Ковальчик.

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза Тов. Ковальчик в составе 683 штурмового авиационного полка находится с 18 мая 1943 года. Всего произвел 118 боевых вылетов, из них в 74 вылетах водил в бой группы из 4. 6 и 8 самолетов Ил-2. Бомбардировочными и штурмовыми действиями нанес большие потери противнику в живой силе и технике.
Им лично уничтожено танков – 21, автомашин – 88, бронетранспортеров – 6, артиллерийских батарей – 11, батарей зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии – 7, разрушен 1 мост, взорван 1 паровоз, уничтожено железнодорожных вагонов с боеприпасами и военным имуществом – 19. В стане врага вызвал 40 крупных взрвыов, пушечно-пулеметным огнем расстрелял свыше 400 солдат и офицеров противника. Тов. Ковальчик за период своей боевой работы участвовал в сложных боевых операциях, прорывая глубоко эшелонированную оборону противника под Духовщиной, Смоленском и городом Невель в 1943 году.
В 1944 году непрерывно ведет боевую работу на Витебско-Полоцком, Мемельском и Либавском направлениях.
Весь боевой путь, пройденный тов. Ковальчуком, прославил его далеко за пределами части. В напряженные дни боевых действий на Витебском и полоцком направлениях он проявил себя неутомимым в боях, совершая в день по 3 – 4 боевых вылета.
Так, 24 июня 1944 года в течение дня он произвел 3 боевых вылета на бомбардировку и штурмовку крупного скопления автомашин и обозов противника на дорогах в районе Витебск – Бешенковичи. В каждом боевом вылете, несмотря на интенсивный заградительный огонь зенитной артиллерии из всех видов оружия противника, производил по нескольку заходов на цель и лично уничтожил16 автомашин с боеприпасами и военным имуществом, 9 повозок с лошадьми и свыше 25 солдат и офицеров противника.
27 июня 1944 года произвел 4 боевых вылета на бомбардировку и штурмовку крупной автоколонны противника протяженностью 6 - 8 километров на дороге Камень – Лепель. Бомбардировал автоколонну, а затем, с бреющего полета расстреливая живую силу и технику противника, уничтожил 11 автомашин, 14 повозок с лошадьми и имуществом, расстрелял свыше 18 солдат и офицеров.
Совершенствуясь в каждом боевом вылете, приобрел богатый боевой опыт в руководстве штурмовиками над полем боя и в успешном проведении воздушных боев с превосходящими силами истребителей противника. Всего под его командованием проведено 32 воздушных боя, в которых групповым огнем летчиков и воздушных стрелков было сбито 6 самолетов «Фокке-Вульф – 190».
Так, например, 23 августа 1944 года ведущим группы из 6 самолетов Ил-2 бомбардировал и штурмовал скопление танков и живой силы противника в районе Пайляй. В результате бомбардировки был взорван склад боеприпасов, и в районе цели вознимкло 3 крупных пожара – предположительно, горели танки.
При отходе от цели группа была атакована шестью ФВ-190. В завязавшемся воздушном бою, которым умело руководил капитан Ковальчик, лобовым пушечно-пулеметным огнем, а также огнем воздушных стрелков было сбито 3 истребителя ФВ-190. Штурмовики при этом потеряли 1 самолет, который, будучи поврежден, совершил вынужденную посадку на своей территории.
Сбитые самолеты противника подтверждают наземные войска 325-го отдельного истребительно-противотанкового батальона.
Тов. Ковальчик является отличным мастером воздушной разведки, выполняя важные и ответственные задания с высоким мастерством и героизмом. Данные разведки и своих штурмовых действий непременно фотографирует, чем доставляет важные сведения о противнике и подтверждает отличную работу своей группы.
За проявленный героизм и высокое мастерство летчика-штурмовика в выполнении боевых заданий командования достоин высшей правительственной награды – присвоения звания Героя Советского Союза.
Командир 683 штурмового авиационного Полоцкого ордена Суворова полка майор Сокин
3 января 1945 года

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Александров С.С. Крылатые танки. — М.: Воениздат, 1971
 Герои Советского Союза - кировчане. Выпуск 4. Киров, 1988
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Документы на сайте «Подвиг народа»