Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Покачалов Николай Николаевич

Покачалов Николай Николаевич

28.11.1910 - 24.04.1952

Герой Советского Союза

Даты указов

13.03.1944

Медаль № 3595

Покачалов Николай Николаевич – штурман эскадрильи 101-го авиационного полка (1-я авиационная дивизия, 7-й авиационный корпус, АДД), майор.

Родился 15 (28) ноября 1910 года в селе Кривка 2-я ,с 1978 года в составе села Сошки, ныне Грязинского района Липецкой области, в крестьянской семье. Русский. С детских лет жил в городе Ровеньки Ворошиловградской (ныне Луганской) области Украины. Окончил 7 классов, советскую партийную школу в 1931 году в Одессе.

В армии с 1932 года. Окончил в 1934 году Одесскую пехотную школу, а затем в 1936 году военную авиационную школу штурманов в Харькове.

В действующей армии во время Великой Отечественной войны – с июня 1941 года. Боевой путь начала на Южном фронте, в составе 250-го тяжело-бомбардировочного авиаполка 50-й дальне-бомбардировочной дивизии.

С мая 1942 года воевал в 101-м авиационном полку дальнего действия, 5 ноября 1944 года преобразованном в 31-й гвардейский авиационный полк дальнего действия, а 26 декабря 1944 года – в 31-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк дальнего действия. Полк был вооружён самолётами Ли-2.

Штурман Н.Н.Покачалов в составе полка выполнял боевые задания по заданиям ряда фронтов, а также Центрального штаба партизанского движения. Участвовал в защите Ленинграда и в прорыве блокады.

Н.Н.Покачалов принимал участие в нанесении бомбардировочных ударов по войскам и военным объектам противника в глубоком тылу и на передовой, снабжении регулярных частей и партизанских соединений оружием, боеприпасами и медикаментами, вывозе раненых, больных, женщин и детей из вражеского тыла, в выполнении специальных заданий. Летал штурманом в разных экипажах, в том числе и с командиром полка Валентиной Гризодубовой, и с будущим Героем Советского Союза Виталием Масленниковым.

К ноябрю 1942 года капитан Покачалов имел на своем счету 209 боевых вылетов (104 в составе 250-го авиаполка и 104 – в 101-го авиаполка), из них 50 – на доставку грузов к партизанам. Был представлен к присвоению звании Герой Советского Союза, но награжден орденом Красного Знамени.

К марту 1944 года совершил 331 боевой вылет, среди которых 70 боевых вылетов в тыл противника для доставки боеприпасов партизанам, 30 вылетов с посадками на партизанских площадках и эвакуацией оттуда раненых, 170 вылетов на бомбардирование военных объектов в тылу врага. Только раненых партизан он вывез из тыла врага более 900 человек.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм Покачалову Николаю Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1944 и 1945 годах принимал участие в нанесении бомбовых ударов по противнику в Латвии, Литве, Восточной Пруссии, Германии, в штурме Берлина.

С 1947 года – в запасе. Жил в городе Райчихинск Амурской области. Работал начальником участка Сорокинского разреза «Дальвостокуголь».

Скончался 24 апреля 1952 года. Похоронен на кладбище города Райчихинск.

Награждён орденами Ленина (13.03.1944), Красного Знамени (21.12.1942), Отечественной войны 1-й степени (21.07.1943), двумя орденами Красной Звезды (05.11.1941, 19.08.1942), медалями.

На доме по улице 30 лет ВЛКСМ, где с 1947 по 1952 года жил Н.Н.Покачалов, установлена мемориальная доска Его имя увековечено на Аллее Героев в городе Грязи Липецкой области..

При составлении биографии, кроме приведённых источников, использованы материалы, предоставленные Райчихинским краеведческим музеем.

* - дата рождения исправлена по сведениям на сайте Управления записи актов гражданского состояния и архивов Липецкой области. В большинстве публикаций и справочников – 25 февраля.


Старший лейтенант Н.Н.Покачалов начал свою боевую деятельность на Южном фронте в 250-м тяжелобомбардировочном полку 50-й дальнебомбардировочной дивизии в качестве штурмана отряда. Совершил в составе этого полка на самолете ТБ-3 105 успешных боевых вылетов на бомбардировку противника. Бомбил войска и технику врага, военные объекты в захваченных немцами городах Знаменка, Мариуполь, Таганрог, Матвеев Курган, Киев и других. В сентябре 1941 года прямым попаданием разрушил переправу через Днепр в районе Каховки, зажег лесопильный завод в Днепропетровске, Прямыми попаданиями разрушил железнодорожный вокзал и зажег эшелон на станции Знаменка. Был награжден орденом Красной Звезды.

На Калининском фронте произвел 23 вылета по спецзаданию на обеспечение боеприпасами и продовольствием конной группы генерала Белова, действовавшего в тылу врага. Награжден вторым орденом Красной Звезды.
14 февраля 1942 года в одном из вылетов на выброску боеприпасов окружённым немцами частям 133-й стрелковой дивизии генерала Шевцова при подходе к району разгрузки самолёт, в экипаже которого находился штурман Н.Н.Покачалов, был поражён 14-ю прямыми попаданиями зенитных снарядов, штурманская рубка была разбита, Н.Н.Покачалов ранен. Однако он продолжал выполнять свои обязанности. Все тюки с боеприпасами были сброшены на парашютах в заданном месте.

С мая 1942 года Н.Н.Покачалов воевал в авиационном полку, которым командовала прославленная лётчица Герой Советского Союза В.С.Гризодубова.

В середине июня 1942 года самолеты 101-го авиационного полка вошли в оперативную группу транспортных самолетов для обеспечения частей 2-ой Ударной Армии Волховского фронта, находившейся в окружении. Экипажи полка совершили более 100 вылетов и доставили окруженным частям десятки тонн боеприпасов и продовольствия. За успешное выполнение этого задания личный состав полка получил благодарность от командующего фронтом.

С 24 июня по 19 августа 1942 года с аэродрома базирования (Чкаловский) полк наносил бомбардировочные удары по коммуникациям противника, главным образом, по железнодорожным узлам Вязьма, Льгов, Полтава, Ржев.

В последних числах июня противник прорвал оборону советских войск на Брянском и Юго-Западном фронтах и развивал наступление на Воронеж. Полк в полном составе летал бомбить фашистские войска южнее Курска. Каждую ночь вылетала на боевые задания и командир полка В.С. Гризодубова. Штурманом в её экипаже нередко был капитан Н.Н.Покачалов.

В конце июля 1942 года В.С.Гризодубова во главе тридцати самолетов летала бомбить скопление вражеских эшелонов на железнодорожной станции Орел-Товарная. Эту цель гитлеровцы обороняли, как важный фронтовой объект, мощными средствами противовоздушной обороны. Однако В.С.Гризодубова вывела свой самолет точно, и штурман Н.Н.Покачалов сбросил тяжелые фугасные бомбы на воинские эшелоны. На станции возникло пять пожаров.

В.С.Гризодубова вспоминала после войны /4/: «Конечно, слепнешь от прожекторных лучей, колотят по обшивке воздушные волны близких разрывов. А штурман, наш неумолимый Коля Покачалов, ворчит, как дед, что прицелиться, мол, невозможно. Это у него манера такая была — ворчит, бывало, при каждом бомбометании, а сам по-хозяйски зло и верно метит. Ну, и я стою на курсе, как вкопанная... Качнется машина — значит, бомба оторвалась. «Зажгли! Зажгли!» — восторженно кричит бортмеханик Федя Балашов. А Покачалов уже снова с прибором для наведения прицела. И так все четыре раза — ведь бомб четыре. Не было такого случая, чтобы Покачалов сразу все четыре бомбы сбросил. Нет! Чем огонь сильнее, тем он тщательнее прицеливается! А после Покачалова весь полк бомбит точно!»

В июле-августе полк выполнял также вылеты в тыл врага по заданиям Центрального штаба партизанского движения. 28 июля 1942 года состоялся первый массовый вылет в партизанские соединения, расположенные в Брянских лесах, как с выброской вооружения и боеприпасов на парашютах, так и с посадкой. 11 августа 1942 осуществляется первая посадка на партизанский аэродром (площадка Салтановка-Борки).

В сентябре 1942 года перед личным составом полка была поставлена задача выполнять боевые задания Украинского, Белорусского и Центрального штабов партизанского движения, а также НКВД СССР.

Полеты к партизанам выполнялись ночью, в основном, с аэродромов Чкаловская и Монино, а также с оперативных аэродромов Липецк, Ленинск, Дулово, Кашин, Лебедин. Наряду с выполнением спецзаданий, экипажи полка летали на бомбардировку железнодорожных узлов Ярцево, Брянск, Сычевка, Орел, Рославль, а также бомбили боевые порядки германских войск на Курской дуге.

В большинстве этих полётов Н.Н.Покачалов летал штурманом в экипаже В.И.Масленникова. В ночных условиях, без радиосвязи, ориентируясь только по компасу, он обеспечивал точность выхода на цель, сброса парашютных грузов и эффективность бомбометания.

В ночь с 16 на 17 сентября экипажи Васильченко и Масленникова доставили в Брянский лес 14 руководителей партизанского движения оккупированных районов РСФСР, Украины и Белоруссии — участников совещания в Кремле. Обратно экипажи вывезли раненых, по 20 человек в самолете. Эти два экипажа садились на партизанском аэродроме и в последующие две ночи.

В сентябре же Масленников, Васильченко и Попович выбрасывали группы партизан в район озера Черемнецкое, Ленинградской области. Отдельные самолеты выбрасывали группы руководителей партизанских отрядов.

Позднее самолеты полка дважды вылетали на партизанский аэродром под деревней Смелиж Брянской области. На посадочной полосе садились самолеты Масленникова, Слепова и Лунца. Задание было выполнено успешно, без потерь. Партизанам были доставлены сотни тонн боеприпасов, взрывчатки, пулеметов, автоматов и противотанковых ружей. Одновременно с полетами в Смелиж лётчики Масленников, Васильченко и Слепов выбросили группы партизан западнее Харькова.

Лётчики обеспечили тяжёлым оружием знаменитые рейды партизанских соединений Ковпака и Сабурова на правобережье Днепра. Артиллерией были обеспечены и другие партизанские отряды. Экипаж В.И.Масленникова доставил Ковпаку пушки, а отряду Медведева — противотанковые ружья. На обратном маршруте он произвел посадку в Смелиже, где взял на борт самолета 12 раненых партизан и 14 детей-сирот.

В первую же погожую ночь, с 22 на 23 ноября 1942 года, экипажи В.И.Масленникова, Б.Г.Лунца и Н.И.Слепова вывезли из брянских лесов 36 детей в возрасте от четырех до десяти лет.

В ночь на 17 декабря экипажи Масленникова и Слепова сели в Смелиже и вывезли оттуда 10 детей и 23 раненых партизана. В следующую ночь в Мглин, в соединение А.Ф.Фёдорова, вылетели с посадкой экипажи В.Асавина и В.И.Масленникова. Последний доставил боеприпасы и вывез на Большую землю 20 раненых и детей.

Украинский штаб партизанского движения за отличное выполнение заданий по обеспечению развития партизанского движения на Украине ходатайствовал о награждении государственными наградами ряда лётчиков 101-го полка, в том числе капитана Н.Н.Покачалова.

В апреле 1943 года экипаж В.И.Масленникова доставил двумя рейсами в Кожушки (Новоградо-Волынский район Житомирской области, Украина) пушки в соединение Ковпака.

Почти каждую ночь В.И.Масленников летал в партизанское соединение А.Н.Сабурова.

В мае 1943 года экипаж В.И.Масленникова, где штурманом был Н.Н.Покачалов, по заданию Правительства СССР на самолёте Ли-2 совершил полёт по маршруту Москва – Сибирь – Фербенкс (Аляска, США), доставив туда группу высокопоставленных дипломатов Министерства иностранных дел СССР.

Через десять дней он на том же самолете, в составе того же экипажа летел на боевое задание, в тыл врага. Пятнадцать посадок к партизанам совершил Масленников за лето, много раз летал бомбить вражеские объекты. Приходилось выполнять и более сложные задания. Например, В.И.Масленников ночью вылетел на поиски попавшей в окружение партизанской бригады, которой командовал М.И.Дука. Несколько часов кружил его самолет над районом предполагаемого местонахождения бригады, пока по вспышкам выстрелов В.И.Масленников и Н.Н.Покачалов не определили место, где находилась бригада. На следующую ночь лётчики полка сбросили партизанам боеприпасы.

В сентябре 1943 года экипаж В.И.Масленникова выполнял задание по доставке противотанкового вооружения в партизанское соединение Сабурова. Самолёт был обстрелян, члены экипажа получили ранения. Во время выброски грузов на парашютах стропами парашютного мешка был задет стабилизатор, машина резко пошла на снижение, управляемость самолёта ухудшилась. Пилот В.И.Масленников с трудом вывел машину в горизонтальный полёт, и Н.Н.Покачалов, который тоже был ранен, сам выбросил 18 стокилограммовых мешков. Задание было выполнено.

В период с 8 по 26 января 1944 года в составе полка Н.Н.Покачалов летал с аэродрома Левашово, принимая участие в операции по окончательной ликвидации блокады Ленинграда. Выполнялись боевые вылетов на плацдарм у Ораниенбаума, куда перевозились грузы, артиллерийские орудия и личный состав сухопутных войск. С 14 января полк наносил бомбовые удары по укреплениям и артиллерийским батареям противника в районе населённых пунктов Красное село, Дудергоф, Ропша, Волосово, поддерживая наступление частей Красной Армии. Экипажи выполняли по четыре - пять боевых вылетов за ночь.

С 26 февраля по 15 мая 1944 года полк действовал в интересах Ленинградского фронта, выполняя боевые вылеты на бомбардировку переднего края противника у города Нарва и железнодорожных узлов Псков, Тарту, Таллин, Тапа, Нарва.

За успешную боевую деятельность по прорыву блокады Ленинграда полку было присвоено почетное наименование «Красносельский».

В феврале 1944 года экипажи полка вылетали на бомбардировку военно-промышленных центров Финляндии: Хельсинки, Котка, Турку.

Летом 1944 года полк действовал на центральном участке советско-германского фронта. С 23 июня по 10 июля 1944 года экипажи полка наносили бомбовые удары в интересах 1-го и 3-го Белорусских фронтов по переднему краю противника в районах Орши и Рогачева. После прорыва обороны противника полк переключился на нанесение ударов по железнодорожным узлам Оболь, Толчий, Полоцк, Борисов, Лида, по переправам через реки Западная Двина и Дрисса.

С 11 июля по 21 октября 1944 года полк бомбил объекты, расположенные на территории Восточной Пруссии, Латвии и Литвы – железнодорожные узлы Тильзит (Советск), Инстербург Черняховск), Даркемен (Озёрск), Шталлупёнен (Нестеров), порты Мемель (Клайпеда), Рига, Виндава (Вентспилс).

С 23 октября 1944 года по 9 февраля 1945 года полк действовал в интересах 1-го, 2-го и 3-го Белорусских фронтов, бомбардировал железнодорожные узлы Инстербург, Данциг, Кёнигсберг (Калининград), Даркемен, скопления германских войск и техники в районе Пиллкаллен (Добровольск).

С 10 апреля по 2 мая 1945 года полк бомбил порт Пиллау Балтийск).

В последние дни войны экипажи полка бомбили германские войска в окрестностях Берлина, 21 и 26 апреля – непосредственно Берлин. Самый последний боевой вылет в Великой Отечественной войне выполнен полком 2 мая 1945 года по бомбардировке порта Свинемюнде в Померанской бухте.

Во всех вышеперечисленных боевых действиях полка принимал участие Н.Н.Покачалов.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Булкин С.П. Герои Отечества. - 2-е изд. - Донецк: Донбасc, 1977.

Верхозин А.М. Самолёты летят к партизанам. - М.: Политиздат, 1964

Герои Социалистического Труда: биобиблиогр. слов. Т.2. – Москва, 2008.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Центр авиационного спорта. - М.: Изд. ДОСААФ, 1989.