Герой Социалистического Труда
Производство: Авиастроение
Лаврентьев Пётр Денисович

Лаврентьев Пётр Денисович

11.01.1905 - 04.10.1979

Герой Социалистического Труда

Даты указов

16.09.1945

Медаль № 250

Орден Ленина № 55092

Памятники

Плита колумбария

Лаврентьев Петр Денисович - главный инженер завода №26 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР (город Уфа Башкирской АССР).

Родился 11 января 1905 года в городе Таганрог ныне Ростовской области. Из рабочей семьи. Русский. Жил в городе Горловка (ныне Донецкой области, Украина), где на шахте работал его отец. Трудовую деятельность начал в 1919 году рассыльным на частной паровой мельнице в Корсуново, с 1919 по 1922 годы работал учеником электромонтера шахты «Буроз». В 1925 году окончил Горловскую горную школу и поступил в институт.

В 1930 году окончил Харьковский технологический институт, авиационный факультет. По собственной просьбе был направлен на производство - поступил работать инженером на завод №26 в городе Рыбинске Ярославской области. Завода по существу не было, были мастерские, в которых собирались немецкие двигатели BMW, основные детали для них получали из Германии. Молодой инженер начал работать в отделе подготовки производства технологом по сборочному цеху. С 1933 года завод уже полностью перешел на выпуск двигателей из деталей, изготовленных своими силами.

С февраля по декабрь 1938 года Лаврентьев добровольцем участвовал в национально-революционной войне в Испании. Как авиационный инженер обслуживал авиационные части, в 1939 году был награжден орденом Ленина. По возвращению в СССР вновь работал на заводе в Рыбинске. В 1939 году стал главным инженером завода, а в 1940 году – директором.

В октябре 1941 года, крупнейший завод в стране по производству авиационных моторов из Рыбинска был эвакуирован в город Уфа (Башкирская АССР). Здесь уже находились Уфимский моторный завод-дублер, два эвакуированных ленинградских завода-дублёра (№ 234 и № 451), частично эвакуированный московский № 219, другие предприятия из западных областей страны. Все они были объединены в единое производство, получившее номер головного - 26-й. В дальнейшем оно было переименовано в Уфимский моторостроительный завод. 

Директором объединенного завода был назначен заместитель Наркома авиационной промышленности В.П.Баландин, П.Д.Лаврентьев назначен его главным инженером. На этом посту всесторонне раскрылся талант инженера и организатора Лаврентьева. На заводе уже в декабре 1941 года было организовано крупное поточное производство авиамоторов моторов конструкции В.Я.Климова для боевых самолетов Як-3, Як-9, Пе-2. Многие конструктивные решения, предложенные главным инженером, позволили значительно повысить выпуск продукции на заводе. Поточное производство явилось новым словом в моторостроении и открыло путь к повышению производительности труда.

Уфимские моторостроители полностью обеспечили потребности боевой авиации в моторах М-105 и М-107 и их модификациях. Всего заводом за годы войны было выпущено свыше 97 тысяч моторов. На каждом третьем боевом самолёте стоял уфимский мотор. 23 раза коллективу присуждалось переходящее Красное знамя ГКО и по окончании войны оно оставлено заводу на вечное хранение. Завод был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года "за выдающиеся заслуги в деле организации и производства самолётов, танков, моторов, вооружения и боеприпасов, а также за создание и освоение новых образцов боевой техники и обеспечение ими Красной Армии и Военно-Морского флота в голы Великой Отечественной войны" в группе выдающихся руководителей оборонной промышленности Лаврентьеву Петру Денисовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1946-1947 годах - директор Уфимского моторостроительного завода. В эти годы Уфимский моторостроительный завод первым в стране освоил выпуск нескольких марок новых реактивных двигателей. В 1947-1961 годах был директором завода №24 в городе Куйбышеве (Самара). В последующем перешел на преподавательскую деятельность: в 1961-1969 годах - профессор Куйбышевского авиационного института, заведующий кафедрой организации производства; в 1969-1977 годах преподавал в Московском авиационном институте. В 1978 году вышел на заслуженный отдых.

Жил в Москве. Скончался 4 октября 1979 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Награждён 4 орденами Ленина (05.03.1939; 02.07.1945; 16.09.1945; 29.07.1960), 2 орденами Трудового Красного Знамени (30.12.1943; 12.07.1957), орденом Красной Звезды (23.08.1941), медалями.

Лауреат Сталинской премии второй степени (1952).


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Герои труда. – Уфа: Китап, 2011.

Подводная археология   Т