Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Соколов Борис Макарович

 
Соколов Борис Макарович
19.08.1927 - 20.06.2001
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 02.04.1981

    Памятники
  Мемориальная доска в Мурманске
  Надгробный памятник (вид 1)
  Надгробный памятник (вид 2)


Соколов Борис Макарович – капитан атомного ледокола «Ленин» Мурманского морского пароходства Министерства морского флота СССР.

Родился 19 августа 1927 года в деревне Большая Каменка ныне Кологривского района Костромской области в семье столяра. Русский.

В 1950 году окончил судоводительский факультет Ленинградского высшего арктического морского училища имени С.О.Макарова. Проходил практику на ледоколе «В.Молотов», парусных шхунах «Академик Шокальский» и «Профессор Визе», на ледоколе «Илья Муромец».

Трудовую деятельность начал в 1951 году. Был третьим, вторым и старшим помощником капитана на ледоколах «Илья Муромец» и «Сибиряков» в Ленинградском морском агентстве Главсевморпути. За проявленные профессиональные знания, инициативу и трудолюбие в 1954 году он был назначен старшим помощником капитана ледокола «Сибиряков».

Начиная с 1957 года, в связи с передачей ледокола «Сибиряков» в Мурманское государственное морское арктическое пароходство, вся трудовая деятельность Б.М.Соколова была связана с городом Мурманск и Мурманским морским пароходством. В 1957-1959 годах старший помощник капитана и капитан дизель-электрохода «Обь». На этом судне в ноябре 1958 - апреле 1959 годов принял учстие в 4-й советской Антарктической эскпедиции.

В ноябре 1959 года он был назначен дублёром капитана первого в мире атомного ледокола «Ленин», а 4 ноября 1961 года – капитаном. Когда Б.М.Соколова назначили капитаном атомохода, ему было всего 34 года. В 1961 году перед экипажем была поставлена одна из сложнейших задач – пробиться на атомоходе в район тяжёлых льдов в Чукотском море, доставить на паковую льдину экспедицию, построить дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-10» и расставить вдоль кромки многолетних льдов шестнадцать дрейфующих автоматических радиометеостанций. В условиях полярной ночи ледокол поднялся за восьмидесятую параллель и на восточных подходах к мысу Арктический выставил самую северную радиометеостанцию.

В 1970 году было принято решение о проведении продлённых навигаций. Б.М.Соколов был непосредственным исполнителем экспериментального рейса и первой продлённой арктической навигации по вывозу норильской руды из порта Дудинка.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1974 года за большой вклад в обеспечение арктических перевозок народно-хозяйственных грузов и использование атомной энергии в мирных целях атомный ледокол «Ленин» награждён орденом Ленина.

Серьезным вкладом в расширение сроков арктической навигации был первый Ямальский экспериментальный рейс. В феврале 1976 года атомоход «Ленин» под командованием Б.М.Соколова успешно совершил сверхраннюю проводку дизель-электрохода «Павел Пономарёв» к полуострову Ямал. С этого года рейсы на Ямал стали проводиться регулярно. Всего на капитанском мостике "Ленина" Б.М. Соколов провёл во льдах более 2.000 судов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1981 года за выдающиеся производственные достижения по выполнению заданий десятой пятилетки Соколову Борису Макаровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Атомный ледокол «Ленин» в период эксплуатации являлся кузницей кадров для атомоходов. При участии капитана Б.М.Соколова формировалось большинство специалистов атомного ледокольного флота. Со дня вывода из эксплуатации атомохода «Ленин» в 1989 году и до конца жизни Б.М.Соколов много сделал для сохранения первенца гражданского атомного флота страны и его преобразования в музей освоения Арктики.

Был почётным председателем Мурманского областного отделения Всероссийского общественно-политического движения «Духовное наследие». Избирался депутатом Ленинского районного Совета Мурманска.

Жил в городе-герое Мурманске. Скончался 20 июня 2001 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

Награждён двумя орденами Ленина (1963, 2.04.1981), орденом Октябрьской Революции (25.10.1976), медалями.

Удостоен званий «Почётный работник морского флота» и «Почётный полярник». Почётный гражданин города-героя Мурманска (1996) и города Кологрив Костромской области.

17 августа 2002 года в городе Мурманск на доме, в котором жил Б.М.Соколов (улица С.Перовской, 19) была открыта мемориальная доска.

__________________________________________________________________

«Ленин» – атомный ледокол, первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в СССР, в первую очередь, для обслуживания Северного морского пути. В декабре 1957 года спущен на воду, в декабре 1959 года сдан Министерству морского флота СССР, в 1960 году вошёл в состав Мурманского морского пароходства. Обладал хорошей ледопроходимостью. Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманск. За всю историю ледокола «Ленин» на нём было два капитана – П.А.Пономарёв (1959-1961) и Б.М.Соколов (1961-2001).

 

© Биография предоставлена В.С.Смирновым (г. Северодвинск)

    Источники
 Доценко В.Д. Морской биографический словарь. ‒ Санкт-Петербург, 1995.