Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Борисов Николай Владимирович

 
Борисов Николай Владимирович
20.12.1897 - 22.02.1989
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 05.11.1943 Медаль № 169
Орден Ленина № 16327


Борисов Николай Владимирович – начальник Управления военно-восстановительных работ № 20 Северо-Кавказского фронта, гвардии генерал-майор технических войск.

Родился 7 (20) декабря 1897 года в селе Курманаевка ныне Курманаевского района Оренбургской области в крестьянской семье. Русский. Член КПСС. Окончил церковно-приходскую школу, батрачил. Окончил 2-ю Саратовскую военно-железнодорожную школу техников РККА (1921), Курсы комсостава при Ленинградской школе военных сообщений, Военно-транспортную академию (1933).

В армии с 1916 года, рядовой 3-го Заамурского железнодорожного полка на КВЖД. С 1918 года в 1-м Уральском Самарском железнодорожном батальоне, 46-м железнодорожном дивизионе. Участник боёв с армией Колчака, воевал на Южном фронте, форсировал Сиваш. С 1921 года в 8-м Краснознамённом железнодорожном полку: политрук роты, военком батальона, командир роты, батальона, восстанавливал и строил железнодорожные пути на территории Бухарской НСР, участник боёв с басмачами. Затем начальник штаба 11-й железнодорожной бригады, командир полка. С конца 1930-х годов до 1941 года начальник факультета Военно-транспортной академии, полковник.

С июня 1941 года командир 28-й железнодорожной бригады (с 28 апреля 1942 – 1-я гвардейская, с 1945 – Варшавская ордена Кутузова 2-й степени). С января 1943 года начальник Управления военно-восстановительных работ № 20 на Южном, 4-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах.

В июне 1941 года полковник Н.В.Борисов был назначен командиром 28-й отдельной железнодорожной бригады, которую ему предстояло сформировать. В сжатые сроки были проведены все организационный работы и 28 июля бригада уже убыла на фронт. В конце августа и в первой половине сентября 1941 года на юго-западном направлении вела техническое прикрытие, обслуживала железнодорожные участки Днепропетровский узел и железнодорожные участки Нижнеднепровск – Новомосковск, Нижнеднепровск – Синельниково – Запорожье, Синельниково – Павлоград, Павлоград – Лозовая и соседних. Не имея прямой связи с общевойсковыми соединениями, командиру бригады часто приходилось самостоятельно, исходя из сложившейся обстановки, принимать решения на разрушение железнодорожного пути и объектов. Работы по заграждению нередко велись в условиях непрерывного воздействия противника и без прикрытия полевых войск.

В середине ноября бригада полковника Н.В.Борисова вела заградительные и восстановительные работы на железнодорожных участках Донбасса. 16 ноября гитлеровские части прорвали оборону на ворошиловградском направлении и вклинились на глубину до 20 километров в расположение нашей 12-й армии северо-восточнее города Артёмовска. На этом участке, кроме железнодорожной бригады Н.В.Борисова, других частей не оказалось. Сводный батальон воинов-железнодорожников, при поддержке трёх бронепоездов, четверо суток вёл оборонительные бои в районе станций Водопровод и Сентяновка, сдерживая натиска врага до подхода стрелковых частей. 23 ноября подразделения, участвовавшие в боях, прибыли в город Ворошиловград и после пополнения продолжили заградительные и восстановительные работы на железнодорожных участках в зоне действия 12-й армии. По ходатайству Военного совета Южного фронта 28-я отдельная железнодорожная бригада приказам Народного комиссара обороны СССР от 28 апреля 1942 года был преобразована в 1-ю гвардейскую железнодорожную бригаду.

К началу 1943 года гвардии генерал-майор технических войск Н.В.Борисов был уже начальником Управления военно-восстановительных работ № 20 (УВВР-20) и железнодорожных войск Северо-Кавказского, позднее 4-го Украинского фронтов. Подразделения УВВР-20, в числе которых была и родная бригада Н.В.Борисова, вели восстановительные работы на участках железных дорог, освобождённых нашими частями на Тамани и Ростовской области (темпы работ доходили до 12 километров с сутки), строили мосты через Дон и его рукава на участке Батайск – Ростов, восстановление железнодорожных сооружений у города Запорожья.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени гвардии генерал-майору технических войск Борисову Николаю Владимировичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина (№ 16527) и золотой медали «Серп и Молот» (№ 169).

Весной 1944 года УВВР-20 обеспечивало восстановление железных дорог в полосе наступления 4-го Украинского фронта. С июля 1944 года и до конца войны – начальник Управления военно-восстановительных работ № 20 1-го Белорусского фронта. С прибытием бригад УВВР-20 гвардии генерал-майора Н.В.Борисова темпы и качество восстановления железных дорог в полосе фронта выросло. Восстановительные работы развернулись одновременно на 200-километровом участке. Ко времени выхода войск на реку Вислу железнодорожная линия уже была доведена до Бреста, а после того как ускоренными темпами был восстановлен железнодорожный мост через Буг поездам был открыт путь до станции Седлец в Польше.

Главными железнодорожными направлениями для частей УВВР-20 были: Варшава – Кутно – Познань – Кнесдорф и Демблин – Скаржиска – Каменка – Лодзь – Ландсберг – Кюстрин. Линия Варшава – Познань была перешита на союзную колею. 25 апреля 1945 года воины 1-й гвардейской Варшавской ордена Кутузова 2-й степени железнодорожной бригады, первым командиром корой был Н.В.Борисов, восстановили решающий 70-километровый участок от Кюстрина до Берлина и в 18.00 было открыто движение поездов до станции Берлин.

В 1946-1948 годах командир 4-го железнодорожного корпуса на Урале. С 1949 года начальник управления капитального восстановления пути и сооружений Главного управления военно-восстановительных работ, с 1955 года начальник штаба Главного управления железнодорожных войск – первый заместитель начальника железнодорожных войск.

С мая 1964 года – в отставке.

Был заместителем председателя Президиума Совета ветеранов железнодорожных войск Москвы и Московской области, членом Военно-научного общества при ЦДСА.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 22 февраля 1989 года.

Генерал-лейтенант технических войск (13.09.1944). Награждён 3 орденами Ленина (24.11.1942, № 10682; 5.11.1943, № 16527; 30.04.1945, № 44605), 4 орденами Красного Знамени (2.04.1943, № 65750; 10.08.1944, № 6450/II; 3.11.1944, № 2258/III; 15.11.1950, № 128592), орденом Кутузова 1-й (29.07.1945, № 552) и 2-й (6.04.1945, № 2226) степени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (17.04.1943, № 9527; 11.03.1985), орденами Трудового Красного Знамени (13.09.1943, № 11780), Красной Звезды (11.11.1941, № 20432), медалями, знаком «Почётному железнодорожнику».

Биография дополнена М.В.Музалевским (г. Юбилейный)

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники
 Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001
 Железнодорожные войска России. Кн. 3. - М.: Стэха, 2002
 Золотые звезды железнодорожных войск. Ленинград, 1985
Подводная археология   Т