Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Моргунов Юрий Васильевич

 
Моргунов Юрий Васильевич
17.08.1921 - 23.10.2003
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 04.02.1944 Медаль № 2843

    Памятники
  Надгробный памятник


Моргунов Юрий Васильевич – командир звена 48-го гвардейского отдельного разведывательного авиационного полка Главного Командования ВВС Красной Армии, гвардии младший лейтенант.

Родился 17 августа 1921 года в селе Ясенево (ныне – в черте Москвы) в крестьянской семье. Русский. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал токарем на Московском станкостроительном заводе имени С.Орджоникидзе. Без отрыва от производства учился в аэроклубе, получил диплом пилота Осоавиахима. В армии с 1940 года, поступил в Чкаловскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1942 году, получив звание сержанта. Был направлен в запасной авиационный полк для освоения нового самолёта – пикирующего бомбардировщика и разведчика Пе-2.

В действующей армии с января 1943 года. Сражался на Западном, Юго-Западном, Степном, 2-м Украинском фронтах в разведывательном авиационном полку. Летал на отлично освоенной им машине – разведчике Пе-2, в экипаже с будущим Героем Советского Союза штурманом Ю.М.Ткачевским и воздушным стрелком П.Петровым, а после гибели последнего – с В.Литвиновым. Первое боевое разведывательное задание Ю.В.Моргунов получил на Юго-Западном фронте – разведка вражеской обороны на берегах Северского Донца, в полосе между городами Змиев и Ворошиловград (ныне – Луганск). Задание было успешно выполнено. Далее последовала многочисленная череда разведывательных полётов, длившаяся до конца войны.

В процессе подготовке к Курской битве экипаж Ю.В.Моргунова летал глубоко за линию фронта. С помощью визуального наблюдения и фотографирования с больших высот разведчики фиксировали интенсивность железнодорожных перевозок противника, направление и количество перемещающихся войск противника, районы сосредоточения боевой техники, в том числе авиации.

С началом Курского сражения экипаж Ю.В.Моргунов почти непрерывно находился над районами, где развёртывались бои, и по радио докладывал командованию 3-го смешанного авиационного корпуса обстановку на поле боя, сведения о подходе и сосредоточении резервов противника. Замеченная им на шоссе мотоколонна немедленно подверглась атаке штурмовиков Ил-2, железнодорожный состав с цистернами горючего был разгромлен пикирующими бомбардировщиками.

Когда в Курском сражении произошёл перелом и наши войска перешли в наступление, экипаж Ю.В.Моргунова вёл глубокую разведку на Орловском и Брянском направлениях. Накануне освобождения Харькова Ю.В.Моргунов со своим экипажем прибыл на Степной фронт, в район Белгорода, где вёл разведку на маршрутах, пролегающих на глубину 400-500 километров в направлении к Днепру и на правобережной Украине.

Разведывательные полёты выполнялись, в зависимости от обстановки, одиночным самолётом либо в сопровождении истребителей. Неоднократно самолёт Ю.В.Моргунова атаковали вражеские истребители, однако, благодаря высокому лётному мастерству, ему всегда удавалось отбиться огнём бортового стрелка, стремительным маневром уйти из-под огня и сохранить полученные ценные разведывательные данные.

8 октября 1943 года Ю.В. Моргунов вылетел на разведку группировки танков противника а районе Большая Кушковка, которая концентрировалась для удара по нашим частям на правом берегу Днепра. Из-за плохих метеоусловий ему пришлось лететь на малой высоте. При перелёте через линию фронта он был обстрелян зенитной артиллерией и ружейно-пулемётным огнём. Однако он прорвался к цели, где обнаружил группу танков, заправляющихся горючим, о чём по радио немедленно сообщил на командный пункт.Сам же атаковал танковую группу. После второго захода на земле вспыхнули четыре пожара – это горели цистерны с горючим, подожжённые Моргуновым. У самолёта был подбит мотор. На горящем самолёте пилот перетянул через Днепр и мастерски посадил его на своей территории. По его данным наши самолёты произвели штурмовку танковой группировки.

24 октября 1943 года Ю.В.Моргунову было дано задание сфотографировать аэродром Кировоград. При выполнении задания он был встречен тремя «мессершмиттами». Умелым манёвром он вышел из боя, зашёл на цель с юга, прорвался через зенитный огонь и произвёл фотографирование аэродрома, на котором было обнаружено 150 двухмоторных самолётов. При возвращении на свою территорию он был атакован двумя вражескими истребителями. Один истребитель воздушному стрелку удалось сбить. Однако второй поджёг левый двигатель самолёта-разведчика. Ю.В.Моргунов, сбив пламя пикированием, привёл на одном работающем двигателе машину на свой аэродром.

К декабрю 1943 года Ю.В.Моргунов совершил 98 боевых вылетов на разведку объектов и коммуникаций в глубоком тылу противника, а также на фотографирование его переднего края обороны.Он летал на самолётах Пе-2 и Пе-3 в районы Орла, Брянска, Конотопа, Киева, Харькова, Полтавы, Сталино (Донецка), Лозовой, Краматорска, Краснограда, Днепропетровска, Запорожья, Кременчуга, Кривого Рога, Кировограда.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм младшему лейтенанту Моргунову Юрию Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2843).

Когда наши войска вышли на южную государственную границу СССР с Румынией, Ю.В.Моргунов со своим экипажем участвовал в подготовке Ясско-Кишинёвской операции на 2-м Украинском фронте. Он летал за реку Прут – над Румынией, Восточными и Южными Карпатами. Потом ему пришлось летать над Венгрией, Австрией, Югославией и Чехословакией. Последние боевые вылеты Ю.В.Моргунов произвёл на разведку группировки Шернера, уклонившейся от капитуляции после 8-го мая и разгромленной 2-м Украинским фронтом. Самый последний, 120-й боевой вылет заместитель командира эскадрильи капитан Ю.В.Моргунов совершил 13 мая.

После Великой Отечественной войны Ю.В.Моргунов продолжил службу в ВВС. В 1954 году окончил Военно-воздушную академию. Командовал авиационным полком. В 1963 году вместе Г.Т.Береговым и В.А. Шаталовым Ю.В.Моргунов проходил отбор в отряд космонавтов. По состоянию здоровья он не был зачислен в отряд, но долгие годы работал вместе с П.Р.Поповичем, В.Ф.Быковским, Г.С.Титовым и многими другими космонавтами.

С мая 1977 года полковник Ю.В.Моргунов – в запасе. Жил в Москве, работал с 1977 по 1992 год в Научно-экспериментальном центре автоматизации управления воздушным движением (ныне филиал «НИИ Аэронавигации» ГосНИИ Гражданской Авиации)..

Скончался 23 октября 2003 года. Похоронен на Митинском кладбище в Москве (участок 16а).

Награждён орденом Ленина (04.02.1944), двумя орденами Красного Знамени (30.07.1943; 16.06.1945), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (21.01.1944; 11.03.1985), орденом Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени и медалями, в том числе «За боевые заслуги».

 

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Герои огненных лет. Книга 4. М.: Московский рабочий, 1980
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Подвиг народа»