Герой Советского Союза
ВМФ: Надводные
Емельяненко Анатолий Дмитриевич

Емельяненко Анатолий Дмитриевич

10.10.1918 - 11.10.1985

Герой Советского Союза

Даты указов

22.01.1944

Медаль № 2897

Емельяненко Анатолий Дмитриевич - старшина десантных мотоботов № 13 и № 6 (дивизион десантных мотоботов, Новороссийская военно-морская база, Черноморский флот), старшина 2-й статьи.

Родился 10 октября 1918 года в посёлке Богдановка ныне Табунского района Алтайского края в семье крестьянина. Украинец. Окончил 7 классов школы и Бакинский морской техникум. Работал рулевым и помощником капитана танкера «Будённый» Каспийского пароходства.

В Военно-Морском флоте с октября 1939 года. Служил рулевым на полуглиссере в составе Килийской группы кораблей Дунайской военной флотилии.

Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Воевал матросом полуглиссера, командиром отделения рулевых бронекатера, старшиной двух мотоботов на Черноморском флоте. Член КПСС с 1944 года. В боях трижды ранен.

Участвовал:
- в боях на реке Дунай, в обороне портов Николаев, Очаков, в Керченской десантной операции – в 1941 году;
- в многочисленных рейсах на Керченский полуостров, в обороне черноморского побережья Кавказа – в 1942;
- в десантной операции и многочисленных рейсах на Малую землю, в Новороссийской и Керченско-Эльтигенской десантных операциях – в 1943.

С начала 1943 года и в течение 7-и месяцев старшина десантного мотобота № 13 Новороссийской ВМБ Черноморского флота старшина 2-й статьи Емельяненко доставлял десантникам Малой земли в районе Новороссийска боеприпасы, продукты, эвакуировал раненых.

В ноябре 1943 года период Керченско-Эльтигенской десантной операции сделал 15 выходов на мотоботе № 6. В ночь на 8 ноября 1943 года мотобот штормом выбросило на берег. Экипаж присоединился к десанту и до 25 ноября сражался в его составе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшине 2-й статьи Емельяненко Анатолию Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В сентябре 1944 года Емельяненко окончил морские курсы младших лейтенантов и был переведён на Тихоокеанский флот, где служил помощником командира сторожевого катера. В августе 1945 года участвовал в десантах на Курильские острова и боях с японскими милитаристами.

После войны продолжал службу в ВМФ. С 1946 года лейтенант А.Д.Емельяненко — в запасе. Жил и работал в городе Ялта (Крым). Умер 11 октября 1985 года. Похоронен на Старом кладбище в Ялте.

Именем Героя названа улица в райцентре Табуны Алтайского края. Он увековечен на Мемориале Славы в городе Барнаул.

Награждён орденами Ленина (22.01.1944), Красного Знамени (06.11.1943), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), медалями «За отвагу» (16.04.1943), «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За победу над Японией» и другими.


С детских лет Анатолий Емельяненко мечтал стать моряком. Ещё в школьные годы во время каникул он неоднократно с товарищами пускался в плаванья на самодельных плотах и различных лодках по Большому Яровому озеру, что находится недалеко от посёлка Богдановка Табунского района Алтайского края. Ребята заплывали на озёрные островки, строили себе временные жилища и отсюда «ходили» по озеру во всех направлениях. Приходилось Емельянову плавать и по Кулундинскому озеру. Но его влекли большие плаванья, когда не видно берега.

Мечта стала осуществляться, когда Емельяненко поехал в город Баку и поступил в морской техникум. Здесь изучил морское дело и навигацию, мог быть и кочегаром котлов, и мотористом, но душа больше лежала к специальности вахтенного. После окончания техникума Емельяненко направили на танкер «Будённый», где вскоре он стал за его штурвал. Возил бакинскую нефть во все части Каспийского моря, бывал в и Махачкале, и Красноводске, и в Астрахани, но особенно часто ходил в город Гурьев. В 1939 году способного матроса выдвинули на должность помощника капитана танкера.

Осенью того же, 1939 года, Анатолия Емельяненко призвали в армию. Вернее в ВМФ, учитывая его гражданскую специальность. Попал он в состав Одесской ВМБ, где окончил морскую учебку, а в 1940 году в связи с формированием Дунайской военной флотилии был переведён на полуглиссер в её состав. Служил рулевым в Килийской группе кораблей. На этой должности и застало его начало Великой Отечественной войны.

Ещё задолго до 22 июня 1941 года моряки Дунайской флотилии были приведены в боевую готовность – румынские войска стали сосредотачиваться в районе города Галац и южнее дельты Дуная. Первую неделю войны Емельяненко вместе с другими моряками, бойцами и пограничниками препятствовали форсированию румынами Килийского гирла. Но в июле 1941 года, когда начались нещадные налёты авиации, и положение на Южном фронте ухудшилось, Дунайская флотилия начала прорыв в Одессу. Полуглиссер Емельяненко 11 июля от артиллерийского огня получил серьёзные повреждения и затонул, а экипаж был спасён бронекатером № 205, при этом Емельяненко был легко ранен. С этого дня он стал членом экипажа этого бронекатера. 19 июля 1941 года корабли и катера Дунайской флотилии перешли в порт Николаев, где в следующем месяце Емельяненко участвовал в огневой поддержке наших отступающий войск при переправе через реку Ингул. После оставления Николаева Емельяненко перебазировался в порт Очаков, а 21 сентября 1941 года вместе с группой других бронекатеров совершил опасный переход в Севастополь. Но и здесь долго задержаться моряку было не суждено. В октябре 1941 года Дунайскую флотилию расформировали, и уцелевшие корабли и катера убыли в Керчь, войдя в состав Азовской военной флотилии.

В декабре 1941 года Емельяненко в составе экипажа катера участвовал в первой Керченской десантной операции, а после овладения нашими войсками Керченским полуостровом, неоднократно совершал рейсы по подвозу боеприпасов и оружия в порты Керчь и Камыш-Бурун. Опасные походы в Керченском проливе длились до мая 1942 года. Суда в нём подвергались бомбардировкам с воздуха, немецкая авиация сбрасывала глубинные мины, появлялись подводные лодки с их торпедными атаками.

Тяжелейшим выдался май 1942 года. Гитлеровские войска 8 мая прорвали оборону войск Крымского фронта на Ак-Монайских позициях и уже 15 мая овладели Керчью. Тысячи советских бойцов спешно эвакуировались на Таманский полуостров. Наибольшая тяжесть перевозок в эти дни выпала на долю моряков. Катер Емельяненко в эти майские дни трудился без передышки. Моряки несли большие потери от всех видов вражеского огня – многие малые и большие суда и поныне покоятся на дне Керченского пролива. Бронекатер Емельяненко остался на плаву, но получил многочисленные повреждения. В одном из последних рейсов командир отделения рулевых Емельяненко был тяжело ранен и эвакуирован в госпиталь в город Геленджик, а затем и в город Батуми.

Вышел из госпиталей Емельяненко только осенью 1942 года, когда гитлеровские войска уже прорвались на Кавказ и захватили большую часть Новороссийска. После 2-месячного пребывания в дивизионе мотоботов в городе Туапсе Емельяненко стал старшиной мотобота № 13, другими словами, командиром мотобота с экипажем в 3 человека, и получил воинское звание старшины 2-й статьи.

Ещё осенью 1942 года была задумана десантная операция в район города Новороссийск. В связи с этим началась длительная подготовка к ней на суше и на море, и дивизион мотоботов, каждый из которых мог перевозить до 60 человек с оружием, получил дополнительное наименование десантного. В январе 1943 года началось изгнание гитлеровцев с Кавказа. Одновременно началась Краснодарская операция Черноморской группы войск Закавказского фронта, командование которой параллельно с ней решило провести и Новороссийскую десантную операцию.

Основной десант планировалось высадить в районе посёлка Южная Озерейка, вспомогательный – в районе посёлка Станичка и демонстрационный - в районе реки Сукко и города Анапа. Операция началась в ночь на 4 февраля 1943 года. Из-за неувязок в организации взаимодействия боевых действий разных родов войск, включая войска 47-й армии, которые не смогли вовремя занять надлежащие ей рубежи, авиации, не подавившей полностью огневые точки врага, и морского флота, часть из которого пришла с большим опозданием из Батуми и Геленджика, основной десант не увенчался успехом. Зато удался вспомогательный десант, и отряд майора Ц.Л.Куникова высадился в районе Станички.

В этом десанте участвовал и мотобот Емельяненко. Уже после закрепления первой десантной группы на берегу и сообщения Куникова о возможности высылки второго эшелона, мотобот № 13, ожидавший начала операции у 7-го километра Цемесской бухты, в числе других плавсредств пошёл к Станичке. На малых судах перевозились подразделения морской пехоты старших лейтенантов И.В.Жернового, В.А.Ботылева, И.М.Ежель, причём командир 3-го боевого участка Ботылев первым занял место в мотоботе № 13 старшины Емельяненко, невозмутимо показав, что номер мотобота совершенно не ассоциируется с несчастливым числом…

После высадки «своей» десантной группы Емельяненко благополучно вернулся на свой берег. 6 февраля 1943 года, когда первый десант с тяжёлыми боями окончательно закрепился на заданном участке, началась вторая волна десантирования – перевозились подразделения 255-й бригады морской пехоты, 83-й морской стрелковой бригады, 165-й стрелковой бригады, 29-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка и других десантных отрядов, которые участвовали в основном десанте и не сумели высадиться у Южной Озерейки. И здесь мотобот Емельяненко переправил «свою» группу десантников.

А затем начались бесконечные рейсы по подвозу на захваченный плацдарм, прозванный «Малой землёй», боеприпасов, оружия, продовольствия, эвакуации на Большую землю раненых. Десятки раз старшина Емельяненко мастерски приставал к «причалу», оборудованному сапёрами из наполовину затонувшей у берега в районе горы Мысхако канонерской лодки «Красный Аджаристан». Множество раз приставал он к двум другим причалам. Многие защитники Малой земли запомнили героический «Тринадцатый» мотобот и восторженно встречали его и его командира, ведь он, несмотря на вражеский обстрел и штормовую погоду, всегда привозил им самое необходимое для продолжения их героической борьбы.

В апреле 1943 года старшина 2-й статьи Емельяненко был награждён медалью «За отвагу». Но ещё вплоть до августа 1943 года он выполнял грузовые рейсы к бойцам 18-й десантной армии на Малую землю и, благодаря своему мастерству, ни разу не был за это время ранен.

9 сентября 1943 года началась Новороссийская десантная операция. В ней мотобот № 13 старшины Емельяненко должен был обеспечить высадку одного из подразделений первого десантного отряда - 255-й бригады морской пехоты. Прорвавшись к Новороссийску и высадив моряков в районе Западного мола, Емельяненко увидел, что большие десантные корабли из-за малой глубины не могут подойти к берегу, и устремился к ним. Десантники пересаживались на мотоботы, и их героические командиры, в том числе и Емельяненко, под огнём противника почти 4 часа курсировали к берегу в районе мыса Любви. От сильнейшего артиллерийского огня в мотоботе № 13 были потери среди десантников, он получил несколько пробоин и начал тонуть вблизи берега. С этого момента старшина 2-й статьи Емельяненко стал одним из десантников и с автоматом в руках вступил в уличные бои с противником. К 11 сентября 1943 года он практически израсходовал все боеприпасы и с одной из поредевших рот из 255-й морской бригады пробился к войскам западной сухопутной группы, наступавшей с Малой земли. До 16 сентября 1943 года, дня полного освобождения Новороссийска, Емельяненко сражался в пешем строю за этот город-герой. Впоследствии за свои героические действия в ходе десантной операции и боёв в самом Новороссийске старшина 2-й статьи Емельяненко был награждён орденом Красного Знамени.

После поднятия со дна повреждённый мотобот № 13 был отправлен на ремонт, и Емельяненко «пересел» на мотобот № 6. Вскоре был освобождён весь Таманский полуостров, и войска Северо-Кавказского фронта стали готовиться к десантной операции на Керченский полуостров. Подготовка это была очень кропотливой. В первые штурмовые десантные отряды отбирались только добровольцы, а среди моряков – наиболее опытные бойцы. Поскольку старшина Емельяненко почти 2 года назад участвовал в переправах через Керченский пролив, он и его мотобот одним из первых был отобран в состав отряда морского обеспечения Керченского десанта.

Керченско-Эльтигенская десантная операция началась в ночь на 1 ноября 1943 года. Несмотря на бушующий шторм, мотобот Емельяненко преодолел водное пространство и без потерь высадил свою группу в районе посёлка Эльтиген. К утру этого первого дня под ураганным огнём противника мотобот № 6 выполнил ещё один рейс к вражескому, а теперь нашему берегу. С 1 ноября Емельяненко делал по 2-3 рейса через Керченский пролив и перевёз не только несколько подразделений 318-й стрелковой дивизии, но и большое количество боеприпасов, оружия и медикаментов героическим защитникам Эльтигена. В эти дни на Таманский полуостров он вывез порядка 180 раненых бойцов.

8 ноября 1943 года, в штормовую погоду совершая свой 15-й поход, мотобот Емельяненко уже вблизи крымского берега был атакован вражеским самолётом. Пулемётная очередь пришлась по моторному отсеку, и он был выведен из строя. Мотобот стал неуправляемым, и гигантские штормовые волны выбросили его на берег в районе Эльтигена. Старшина 2-й статьи Емельяненко и его 2 подчинённых взяли в руки личное оружие и влились в ряды защитников плацдарма.

К этому времени гитлеровское командование подтянуло к керченским плацдармам дополнительные силы, вражеские катера, быстроходные десантные баржи (БДБ) и корабли усилили свой нажим на коммуникации в Керченском проливе, а авиация с множественных крымских аэродромов завладела численным превосходством в воздухе. Началась длительная блокада Эльтигенского десанта с моря и воздуха. Старшина Емельяненко, влившись в отряд майора С.А.Борзенко, до 25 ноября сражался на самом южном участке плацдарма и участвовал в отражении всех контратак противника, в том числе и танковых, со стороны мыса Такиль, Тобечика и Камыш-Буруна. 25 ноября он был тяжело ранен, но ввиду изоляции Эльтигенского десанта ещё до 10 декабря 1943 года находился на плацдарме, и в ночь на 11 декабря пробившимися катерами в числе других защитников плацдарма был эвакуирован в район Опасное на плацдарм Отдельной Приморской армии, а затем и на Таманский полуостров. Долгий путь в госпиталь у тяжелораненого старшины Емельяненко продолжался более полумесяца. За мужество и героизм, проявленные в ходе двух Новороссийских и Керченско-Эльтигенской десантных операций, старшине 2-й статьи Емельяненко в январе 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Об этом отважный моряк узнал в Сочинском госпитале, где долгое время находился на лечении. После выхода из госпиталя он получил в Новороссийске от командования ВМФ высшие награды Родины и… на советско-германский фронт больше не попал, а был направлен сначала на курсы младших лейтенантов, а затем, уже в сентябре 1944 года – на Тихоокеанский флот.

На ТОФе младший лейтенант Емельяненко был назначен помощником командира сторожевого катера в составе Петропавловской ВМБ. 18 августа 1945 года экипаж его катера участвовал в десантной операции по высадке десанта на остров Сюмусю, 23 августа – на остров Парамушир, а в последующие дни, вплоть до 1 сентября 1945 года – на другие острова Курильской гряды. Здесь, на острове Итуруп, Емельяненко и встретил день капитуляции милитаристской Японии - 2 сентября 1945 года.

После окончания войны лейтенант Емельяненко служил на флоте меньше года. Два тяжёлых ранения, полученные в разное время в районе Керчи, давали о себе знать. В 1946 году он вышел в запас и уехал в город Ялта, где прожил всю оставшуюся жизнь в труде и домашних заботах.

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)

Источники

Боевая слава Алтая. - Барнаул: Алтайское кн. изд., 1978

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации