Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Манукян Акоп Балабекович

Манукян Акоп Балабекович

16.08.1916 - 15.12.1981

Герой Советского Союза

Даты указов

15.05.1946

Медаль № 7017

Манукян Акоп Балабекович - помощник командира 402-го Севастопольского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе 265-й Мелитопольской истребительной авиационной дивизии 3-го истребительного авиационного корпуса 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, капитан.

Родился 16 августа 1916 года в городе Армавир Краснодарского края в семье крестьянина. Армянин. Окончил 6 классов армянской школы. После шестилетки учился в школе ФЗУ при «Армхлеботресте». В 1933 году вместе с семьёй переехал в Ереван. Трудовую жизнь начал лаборантом хлебозавода, потом стал мастером.

В Красной Армии с октября 1935 года. В 1937 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. Служил на Дальнем Востоке лётчиком, командиром звена и заместителем командира эскадрильи в 402-м истребительном авиационном полку. В 1938 году участвовал в боевых действиях с японскими милитаристами у озера Хасан.

На фронтах Великой Отечественной войны с апреля 1943 года. Воевал заместителем и командиром эскадрильи, помощником командира авиаполка по воздушно-стрелковой службе на Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 3-м и 1-м Белорусских фронтах. Член КПСС с 1943 года. В боях дважды ранен.

Участвовал:
- в воздушном сражении на Малой Земле и Кубани, в освобождении Донбасса, в боях за город Мелитополь, на реке Молочная, в Северной Таврии – в 1943 году;
- в боях над Сивашским плацдармом, в освобождении Крыма, Белоруссии, Литвы, в воздушных боях над Магнушевским плацдармом на Висле – в 1944;
- в Висло-Одерской операции, в боях над Кюстринским плацдармом на Одере, в Берлинской операции – в 1945.

Помощник командира 402-го истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе капитан Манукян к февралю 1945 года совершил 207 боевых вылетов на самолётах Як-1, Як-7, Як-9, Як-3, в 55 воздушных боях сбил 22 самолёта противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Манукяну Акопу Балабековичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Всего за годы войны совершил свыше 250 боевых вылетов, в 60 воздушных боях лично сбил 26 самолётов противника. Во время штурмовых ударов уничтожил на земле ещё 13 самолётов, 17 автомашин, паровоз, 15 повозок, порядка 100 вражеских солдат и офицеров.

После войны служил командиром эскадрильи в Группе советских оккупационных войск в Германии (ГСОВГ). С 1949 года майор А.Б.Манукян - в запасе. Жил в Ереване, затем в Харькове. Окончил институт пищевой промышленности, работал директором хлебозавода. Последние годы возглавлял Харьковскую фабрику вторсырья. Умер 15 декабря 1981 года. Похоронен в Харькове на кладбище № 2.

Награждён орденом Ленина (15.05.1946), 3 орденами Красного Знамени (22.04.1943; 24.12.1943; 27.03.1944), орденами Александра Невского (29.06.1945), Отечественной войны 1-й степени (02.06.1943), медалью «За боевые заслуги» (06.11.1945), другими медалями.


В 1937 году после выпуска из Качинской авиашколы лейтенант Акоп Манукян был направлен на Дальний Восток, где в составе 402-го авиаполка 265-й истребительной авиадивизии совершенствовал технику пилотирования и изучал боевые возможности истребителя. В 1938 году в районе озера Хасан он участвовал в боевых действиях против японских милитаристов. Вскоре Манукян был назначен командиром звена, а затем заместителем командира эскадрильи.

С первых дней войны Манукян просился в действующую армию, но лишь в апреле 1943 года 402-й истребительный авиаполк прибыл на Северо-Кавказский фронт и расположился на аэродроме в Багай-Барановке. Боевые действия предстояло вести над прославленной Малой Землёй – плацдармом Мысхако.

20 апреля 1943 года, в день рождения Гитлера, фашистское командование поставило на карту всё, чтобы окончательно сломить сопротивление советской авиации, и подняло в воздух лучшие эскадры Люфтваффе. В этот же день 16 Як-1 402-го авиаполка совершали свой первый боевой вылет на сопровождение наших штурмовиков и были встречены 25 Ме-109. Первый «мессер» в полку в 11.00 сбил лейтенант Манукян, второй через 15 минут воздушной круговерти – старший лейтенант А.Рубахин, третий в 16.15 (во время третьего вылета за день) – младший лейтенант В.Скорняков. Всего же за день боевого крещения лётчиками полка было выполнено 4 боевых вылета. Вскоре за отличие в этих воздушных боях Манукян и Рубахин были награждёны орденами Красного Знамени. Ещё несколько лётчиков получили ордена Отечественной войны 1-й степени. Это были первые награды прославленного 402-го истребительного авиаполка – самого результативного из всех истребительных полков ВВС (881 сбитый за войну самолёт), по разным не боевым причинам так и не ставшего гвардейским…

Бои на Кубани и в районе Новороссийска продолжались с не меньшим драматизмом. Лётчикам приходилось не только одерживать победы, но и терять боевых товарищей. В бою 27 апреля 1943 года Манукян получил лёгкое ранение в правую ногу, но, несмотря на него, продолжал участвовать в боевой работе полка. К середине июня 1943 года Акоп Манукян совершил 30 боевых вылетов, провёл 23 воздушных боя и сбил 6 вражеских самолетов. В числе первых 6-и лётчиков он был представлен к званию Героя Советского Союза, но командование пока ограничилось только орденом Отечественной войны 1-й степени. Всего за войну Манукян представлялся к этому званию 4 раза, и лишь последнее было реализовано…

После огненного смерча на Кубани в июне 1943 года 402-й авиаполк был выведен на отдых и пополнение в город Липецк. Здесь лётчики пробыли до начала сентября. В этот период Манукяну было присвоено звание старшего лейтенанта, и он был назначен командиром эскадрильи.

В сентябре 1943 года старший лейтенант Манукян в составе полка перебазировался в район города Новошахтинск на Южный фронт. Здесь началось изгнание оккупантов из Донбасса, и немецкое командование для препятствования этому увеличило свою авиационную группировку до 750 самолётов. Манукяну и его товарищам предстояло обеспечивать надёжное прикрытие с воздуха боевые действия 5-й ударной и 2-й гвардейской армий генералов В.Цветаева и Г.Захарова, а также 4-го Кубанского кавалерийского корпуса генерала Н.Кириченко.

25 сентября 1943 года шестёрка «яков» под командованием старшего лейтенанта Манукяна патрулированием на высоте 2000-2500 метров прикрывала боевые порядки наземных войск в районе Большого Токмака. Через 10 минут лётчики заметили на высоте 3000 метров вражеский самолёт ФВ-189 «рама», корректировавшего артиллерийский огонь. Манукян приказал лейтенанту Г.Новикову атаковать корректировщика, и тот сбил «раму». Одновременно была замечена группа Хе-111 в составе 9 самолётов, следовавшая на северо-запад. Манукян отдал по радио приказ атаковать и сам первым бросился на врага. Меткой очередью он сбил один бомбардировщик. Второй Хе-111 сбил лейтенант Г.Новиков, третий – младший лейтенант С.Шпуняков. Таким образом, сбив в воздушном бою 3 Хе-111 и 1 ФВ-189, группа без потерь возвратилась на аэродром. Спустя 2 дня эта же группа старшего лейтенанта Манукяна, произведя штурмовку вражеского аэродрома, уничтожила на земле ещё 11 самолётов.

В октябре 1943 года разгорелись бои за город Мелитополь, превращённый гитлеровцами в форпост своей обороны выхода в Крым через неглубокий Сиваш и единственный перешеек. 7 октября 1943 года группа А.Рубахина встретила 12 Хе-111, и командир сбил одного из них. В это время по радио передали информацию о появлении трёх девяток бомбардировщиков, держащих курс в район восточнее Мелитополя к нашему переднему краю. Группа Рубахина «занялась» первой девяткой, группа Манукяна – второй. Третью девятку атаковала пара наших истребителей Н.ПавлушкинШ.Абдрашитов. Совместными усилиями наши лётчики в этот день сбили 4 вражеских бомбардировщика и 1 истребитель.

23 октября 1943 года наши войска полностью овладели городом Мелитополь. За отличие в боях за него 265-я ИАД получила почётное наименование «Мелитопольской». В следующем месяце войска 4-го Украинского фронта вышли к низовьям Днепра и Перекопу, неожиданно для врага форсировав Сиваш и захватив при этом плацдарм уже на Крымском берегу. Для защиты этого плацдарма 402-й ИАП перебазировался в Северную Таврию на аэродром в заповеднике Аскания-Нова. Здесь комэск Манукян получил звание капитана и за отличие в осенних боях был награждён вторым орденом Красного Знамени.

Переправа, наведённая нашими войсками на Сивашский плацдарм, стала объектом почти 2-месячной охоты гитлеровской авиации, и, разумеется, лётчики 402-го ИАП ежедневно вылетали на её прикрытие.

25 февраля 1944 года Манукян в паре со старшим лейтенантом Н.Куликовым вылетел на поиск не вернувшегося самолёта капитана Рудченко. В 13.25 в районе переправы через Сиваш на высоте 2500 метров лётчики встретили 18 Ю-87 под прикрытием 10 ФВ-190 и, несмотря на такое численное превосходство, вступили с ними в бой. Из группы бомбардировщиков только несколько самолётов сбросили бомбы, но попадания в переправу не было. Манукян атакой сверху сзади с дистанции 60 м сбил Ю-87, Куликов сбил второй бомбардировщик. После этого лётчики вели бой с истребителями прикрытия, в результате которого Манукян атакой сзади с дистанции 50 м сбил Ме-109, а Куликов атакой на встречных курсах сбил второй Ме-109. Вражеские самолёты развалились в воздухе и упали в Сиваш, остальные поспешно ретировались в сторону Крыма, а наши лётчики благополучно вернулись на свой аэродром.

11 марта 1944 года прошёл ещё один знаменательный бой над Сивашской переправой. Шестёрка «яков» в составе А.Манукяна, Н.Куликова, П.Гаврилина, С.Шпунякова, Н.Конукоева и А.Малашина встретилась с большой группой Ю-87 в сопровождении более 10 истребителей. При виде наших самолётов вражеские бомбардировщики стали поспешно сбрасывать бомбы. Манукян прорезал огненной очередью ведущий «Юнкерс», и тот упал в Сиваш. Гаврилин точно попал в бензобак второго и чуть сам не пострадал от его взрыва в воздухе. В это время происходил бой с истребителями прикрытия, и Конукоев, Шпуняков и Малашин сбили по одному ФВ-190. Неожиданно один из «фоккеров» пристроился в хвост к Шпунякову, и спасая товарища, Малашин таранил его, а при пламенном падении ещё и направил свой самолёт во вражескую зенитную батарею… Так за геройскую гибель младшего лейтенанта Малашина гитлеровцы заплатили 6-ю сбитыми самолётами…

За бои над Сивашом капитан Манукян был награждён третьим орденом Красного Знамени. А с 8 апреля 1944 года он участвовал в боях по полному освобождению Крыма, в которых увеличил свой счёт ещё на 5 сбитых самолётов. Лётчики 402-го ИАП поддерживали прорыв 19-го танкового корпуса и освобождение нашими войсками Севастополя, за что полк получил почётное наименование «Севастопольского».

Но, несмотря на успехи и близкую победу в Крыму, дни 4 и 5 мая 1944 года стали «чёрными» в боевой биографии капитана Манукяна и всего полка. На исходе 4 мая в воздушном бою над Чёрным морем был сбит друг Акопа Шамиль Абдрашитов. Связанный боем с вражескими истребителями Манукян не смог помешать этому, как и увидеть, куда упал самолёт товарища (он упал в море). А на следующий день Манукян вылетел на поиски Абдрашитова, но так его и не нашёл, зато встретил четвёрку «мессершмиттов» и, мстя за погибшего друга, ввязался в бой, в котором получил тяжёлые ранения в левое бедро и обе руки. Несмотря на большую потерю крови, превозмогая боль, он всё-таки привёл свой самолёт на аэродром, после чего был направлен в госпиталь.

Пока Манукян лечился, 402-й ИАП перебазировался на 3-й Белорусский фронт, и лётчики занялись прикрытием от налётов вражеской авиации железнодорожных узлов восточнее Витебска. А когда он вернулся, как раз началась операция «Багратион». В ней капитан Манукян с боевыми товарищами сначала поддерживал 3-й гвардейский механизированный корпус генерала В.Обухова и конно-механизированную группу генерала Н.Осликовского, а затем – стрелковые подразделения, ведущие бои за города Вильнюс и Каунас. Участвуя в боях в районе переправ через Неман, Манукян и другие лётчики полка неоднократно выполняли боевые задания совместно с французскими лётчиками из авиаполка «Нормандия».

В конце сентября 1944 года 402-й ИАП вошёл в состав 6-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта и перелетел в район города Владимир-Волынский. Но после непродолжительного пребывания в резерве 17 ноября 1944 года 402-й ИАП в составе 45 лётчиков и 48 самолётов Як-3 и Як-9 вошёл в состав 16-й воздушной армии того же фронта и перебазировался на польский аэродром Вышницы. Здесь Манукян выполнял боевые вылеты на прикрытие наземных войск на Магнушевском плацдарме на западном берегу Вислы.

В январе 1945 года началась Висло-Одерская операция, в которой лётчики полка «сопровождали» войска 5-й ударной армии. Много боевых вылетов капитану Манукяну, ставшему к тому времени помощником командира 402-го ИАП по воздушно-стрелковой службе, пришлось провести над Кюстринским плацдармом. В разгар этих боёв в феврале 1945 года командование в 4-й раз написало представление на капитана Манукяна к званию Героя Советского Союза. Вот скупые строчки его боевой работы:

За время боевых действий на Кубани совершил 30 успешных боевых вылетов, провёл 23 воздушных боя, в которых лично сбил 6 самолётов противника. Б/з выполнял на Як-1.
На 4-м Украинском фронте совершил 125 боевых вылетов, провёл 28 воздушных боёв, в которых лично сбил 16 самолётов. Б/з выполнял на Як-1 и Як-9.
На 3-м Белорусском фронте совершил 25 боевых вылетов, провёл 4 воздушных боя и 12 успешных штурмовок.
На 1-м Белорусском фронте с 14.01 по 5.02.1945 года совершил 27 боевых вылетов на Як-3.
Всего выполнил 207 боевых вылетов, из них: 120 – на прикрытие своих войск, 9 – на сопровождение своих бомбардировщиков, 23 – на свободную охоту, 13 – на разведку войск противника, 42 – на штурмовку войск и аэродромов; из общего числа 17 – ночью.
Провёл 55 воздушных боёв, в которых лично сбил 22 самолёта: Хе-111 – 4, Ю-87 – 6, Савои – 1, ФВ-190 – 2, Ме-109 – 9, один сбит ночью.
Кроме того на штурмовках уничтожил: самолётов – 4, паровоз – 1, автомашин – 17, подвод – 5, солдат – до 40.
Будучи командиром эскадрильи, умело руководил подразделением, в результате за время его командования эскадрилья совершила 1092 боевых вылета, в воздушных боях сбито 69 самолётов противника. Свои потери на всех фронтах – 9 лётчиков и 12 самолётов.


Этот, ушедший «в верхи» список, капитан Манукян ещё увеличил в последней, Берлинской операции. Он участвовал в прикрытии прорыва войсками 5-й ударной армии обороны противника. Уже в первый день наступления, 16 апреля 1945 года, две четвёрки «яков» встретили девятку «юнкерсов», причём первым их увидел и передал по радио Манукян. Он же сбил и первый из 4 сбитых бомбардировщиков. Вечером того же дня командир 3-го ИАК Е.Савицкий получил от командующего 5-й ударной армии генерала Н.Берзарина благодарность лётчикам за хорошую работу.

В последующие дни лётчики 402-го ИАП участвовали в воздушных боях непосредственно на подступах к Берлину и в уничтожении окружённых гитлеровских войск в районе гитлеровской столицы. В самом последнем бою войны 2 мая 1945 года Акоп Манукян потерял ещё одного своего друга, с которым в далёком 1943 году приехал с Дальнего Востока на Кубань и прошёл всю войну – Николая Дугина… За отличие в битве за Берлин капитан Манукян был награждён орденом Александра Невского.

Представления на звания Героя Советского Союза целому ряду лётчиков полка, в том числе и Акопу Манукяну, «проходили» по инстанциям ещё целый год. Несмотря на свою результативность, в полку были дисциплинарные нарушения, и его не очень жаловало командование. Он так и не стал гвардейским… В этом полку Акоп Манукян служил ещё до 1949 года, стал майором. Однако ранения и перенесённые операции дали о себе знать, и он вышел в запас.

На «гражданке» Акоп Балабекович Манукян вернулся к своей довоенной «хлебной» профессии. Жил в Ереване, затем в Харькове. Окончил институт пищевой промышленности, работал директором хлебозавода. Хлеб и сдоба, произведённые на его предприятии, были такими же мягкими и добрыми, как и заслуженный ветеран войны…

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации