Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Орлов Виталий Дмитриевич

 
Орлов Виталий Дмитриевич
15.04.1923 - 02.09.2014
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 31.05.1945 Медаль № 6778
Орден Ленина № 44703

    Памятники
  Надмогильный памятник


Орлов Виталий Дмитриевич – командир звена эскадрильи истребителей 98-го отдельного корректировочно-разведывательного Пражского ордена Кутузова авиационного полка Главного командования ВВС Советской Армии, старший лейтенант.

Родился 15 апреля 1923 года в посёлке Белые Берега (ныне – посёлок городского типа Фокинского районного совета города Брянск) в семье бригадира заготовителей шахтного леса. Русский. В 1931 – 1933 годах семья жила в Свердловской области. Затем, в связи со смертью отца, переехала обратно в Брянскую область и поселилась в городе Карачев. В 1935 году В.Д.Орлов переехал к брату отца в посёлок Старая Купавна Московской области. Там он в 1940 году после окончания 8-го класса поступил в аэроклуб на станции Чёрная Реутовского района. В марте 1941 года окончил курс обучения на самолёте У-2 и был направлен в Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

После окончания в мае 1943 года Качинской школы воевал на Центральном фронте в составе 133-го истребительного авиационного полка 234-й истребительной авиационной дивизии. В воздушном бою на Курской дуге в июле 1943 года был сбит и тяжело ранен.

После излечения направлен в 98-й отдельный корректировочно-разведывательный авиационный полк. Воевал в нем до конца войны в составе Центрального (впоследствии – Белорусского и 1-го Белорусского) фронта.

За время войны совершил 210 боевых вылетов, из них 187 – на прикрытие своих самолётов-разведчиков и корректировщиков, не потеряв при этом ни одного охраняемого самолёта. В воздушных боях сбил лично четыре самолёта.
В результате работы самолётов-разведчиков и корректировщиков, прикрываемых В.Д.Орловым, было уничтожено и подавлено 65 артиллерийских батарей, разрушено 5 переправ, уничтожено 24 танка и 26 автомашин, сфотографирован 7651 квадратный километр площади обороны противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года за образцовое выполнение заданий командования, проявленное мужество и героизм Орлову Виталию Дмитриевичу присвоено звание героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания Великой Отечественной войны В.Д.Орлов продолжал служить в ВВС на лётно-командных должностях.

В феврале 1946 года его полк был передислоцирован в Грузию, в город Миха Цхакая, где он освоил американские самолёты «Аэрокобра» и «Кингкобра».
В ноябре 1946 года В.Д.Орлов был переведен в парадную дивизию на аэродром в Кубинке (Московская область), где освоил реактивные истребители Як-15, Як-17, Ла-15, МиГ-15 и МиГ-17. На этих самолётах он участвовал в семи воздушных парадах над Красной площадью Москвы.
В 1949 году В.Д.Орлов окончил высшие курсы усовершенствования командного состава ВВС в Таганроге, был аттестован на должность командира полка и направлен в группу советских войск в Китайскую Народную Республику, на полуостров Ляодунь.
В 1952 – 1957 годах учился в Академии ВВС (Монино Московской области) на командно-штабном факультете. После окончания Академии в 1957 – 1960 года командовал полком истребителей в Закарпатье. В 1960 году был назначен помощником командира истребительной авиационной дивизии по огневой и тактической подготовке в Южной группе войск в Венгерской Народной Республике. Там он освоил самолёт МиГ-21 всех модификаций. Затем был переведен в Одесский военный округ на должность заместителя командира истребительной авиационной дивизии для переучивания лётного состава на самолёт МиГ-21.

В 1965 году военный лётчик 1-го класса полковник В.Д.Орлов по состоянию здоровья был уволен в запас, а в 1970 году – в отставку.

После ухода в запас вернулся с семьёй в город Старая Купавна. Работал испытателем авиационных агрегатов на Балашихинском заводе «Рубин», с 1969 года работал в Старой Купавне заместителем директора базы №1 «Химреактив», заместителем директора НИИ по биологическим испытаниям химических соединений, заместителем начальника отдела проектирования природоохранных объектов химико-фармацевтического комбината «Акрихин».

С 1976 года – на пенсии.
В.Д.Орлов принимал активное участие в общественной жизни города и Московской области. Трижды избирался в Совет народных депутатов, возглавлял административную комиссию, был членом клуба Героев Советского Союза, Совета ветеранов города Старая Купавна, Ногинского района и Московской области.
Часто встречался со школьниками, студентами, молодыми воинами, внося свой вклад в патриотическое воспитание молодёжи.
Участвовал в Парадах Победы 1995 и 2005 годов.

Скончался 2 сентября 2014 года.

Награждён орденом Ленина (31.05.1945), двумя орденами Красного Знамени (22.05.1944; 17.07.1944), орденами Красной Звезды (30.12.1956), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985),медалями.
Почётный гражданин Старой Купавны, Ногинска и Московской области.

Ежегодно в Старой Купавне проходит спортивный турнир по борьбе дзюдо Москвы и Московской области имени Героя Советского Союза В.Д.Орлова.

15 апреля 1941 года курсант Качинской авиационной школы летчиков В.Д.Орлов принял военную присягу. С началом Великой Отечественной войны обучение в школе было приостановлено, курсанты были направлены на строительство оборонительных сооружений под Севастополем, были привлечены к несению патрульной службы в Севастопольском оборонительном районе.

В августе 1941 года авиационную школа была перебазирована в посёлок Красный Кут Саратовской области. Курсанты всю осень и зиму использовались для строительства зданий и сооружений своей школы, а в марте 1942 года приступили к освоению истребителя И-16. После окончания курса обучения на этом истребителе они начали освоение британского истребителя «Харрикейн» и параллельно (для желающих) – отечественного истребителя Як-7.

В.Д.Орлов быстро освоил истребитель Як-7. В мае 1943 года он был выпущен из школы и направлен на Центральный фронт в 133-й истребительный авиационный полк 234-й истребительной авиационной дивизии. Через месяц полк прибыл на полевой аэродром под Курском.
В составе полка во время битвы на Курской дуге лейтенант В.Д.Орлов совершил более 20 боевых вылетов на прикрытие наземных войск от ударов авиации противника.
22 июля во время воздушного боя В.Д.Орлов был сбит и упал вместе с самолётом в расположении своих войск. Получил тяжелые ранения обеих ног и был отправлен в госпиталь.

После излечения лётчик в сентябре 1943 года был направлен в 98-й отдельный корректировочно-разведывательный авиационный полк. Воевал в нем до конца войны в составе Центрального (впоследствии – Белорусского и 1-го Белорусского) фронта.

Полк состоял из двух эскадрилий разведчиков-корректировщиков Ил-2 и одной эскадрильи истребителей Як-7 (а впоследствии – и Як-9), задачей которой было прикрытие в воздухе самолётов, выполнявших разведку и корректировку артиллерийского огня.
Ввиду малого количества истребителей прикрытия им приходилось в периоды активных боевых действий совершать до 5-6 полётов в сутки. Полеты производились в составе пары или четвёрки.

В этом полку В.Д.Орлов участвовал в составе 16-й воздушной армии в подготовке и проведении почти всех операций Центрального – Белорусского – 1-го Белорусского фронта, в частности, Черниговско-Припятской, Гомельско-Речицкой, Белорусской («Багратион») на территории Украины и Белоруссии, Висло-Одерской и Берлинской операций на территории Польши и Германии.

Эпизоды боевой деятельности В.Д.Орлова (по материалам наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза):

В самом начале операции «Багратион» 24 июня 1944 года наши войска, наступавшие на рогачёвско-бобруйском направлении, встретили упорное сопротивление противника, задержавшее продвижение войск.
По заданию начальника разведки 1-го Белорусского фронта В.Д.Орлов во главе пары истребителей вылетел на визуальную разведку немецкого переднего края обороны на участке длиной 25 километров. В процессе полёта он многократно снижался до высоты 25-50 метров и с этой высоты определял наличие живой силы, огневых точек, оборонительных сооружений и техники врага. Результаты наблюдений он передавал по радио. Немцы вели огонь по его самолёту их всех видов оружия, но он отлично справился с боевым заданием. По результатам этой разведки были проведены прицельные артиллерийская и авиационная обработка немецкого переднего края, и наступление наших войск было возобновлено.

В тот же день 24 июня 1944 года во время прикрытия корректировщика Ил-2 в районе населённого пункта Новосёлки северо-западнее города Рогачёв В.Д.Орлов получил сообщение о том, что в данном районе находится немецкий самолёт-корректировщик ФВ-189, управляющий огнём артиллерии. В.Д.Орлов разыскал этот самолёт и несколькими очередями сбил его.

25 августа 1944 года при выполнении боевого задания в районе города Вышкув (в 60 км северо-восточнее Варшавы) В.Д.Орлов во главе пары Як-9д прикрывал самолёт Ил-2 и был атакован шестью немецкими истребителями ФВ-190. Умелым маневром В.Д.Орлов отсёк атаки истребителей от штурмовика Ил-2 и связал их боем, дав возможность прикрываемому самолёту без повреждений вернуться на свой аэродром.

10 сентября 1944 года В.Д.Орлов в паре Як-9 прикрывал Ил-2, корректировавший огонь артиллерии по переправе противника через Вислу в районе Прага (пригород Варшавы). Четыре немецких истребителя ФВ-190 атаковали наш корректировщик. Завязался неравный воздушный бой, в котором В.Д.Орлов сбил вражеский истребитель и дал возможность прикрываемому самолёту выполнить боевую задачу. В результате корректирования переправа была разрушена.

21 октября 1944 года В.Д.Орлов, ведущий пары, вылетел на прикрытие самолёта Ил-2, производившего визуальную разведку в районе Панове – Барове северо-западнее Варшавы. Ведомый из-за неисправности своего самолёта вернулся на аэродром. Оставшись один, В.Д.Орлов заметил 10 самолётов ФВ-190, которые, построившись в круг, бомбили боевые порядки наших войск. Используя облачность и преимущество в высоте, В.Д.Орлов сверху атаковал вражеские самолеты и сбил один из них.

8 марта 1945 года В.Д.Орлов прикрывал самолёт Ил-2, производивший визуальную разведку в районе города Кюстрин (Костшин). Два самолёта ФВ-190 пытались атаковать самолёт-разведчик. В.Д.Орлов отразил атаку, завязал воздушный бой и подбил один вражеский самолёт, который с дымом и снижением ушёл на запад. Экипаж разведчика успешно выполнил своё задание, обнаружив 5 батарей противника.

24 марта 1945 года, прикрывая самолёт Ил-2, фотографировавший оборону противника в районе северо-западнее города Кюстрин, В.Д.Орлов в паре с ведомым встретил два ФВ-190 и навязал им воздушный бой, в результате чего самолёты противника сбросили бомбы на расположение своих войск и ушли обратным курсом.


Основные материалы для подготовки биографии – письмо В.Д.Орлова и копия наградного листа предоставлены Александром Куриловым (пос. Белые Берега Брянской области).

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Навечно в сердце народном. 3-е изд., доп. и испр. Минск, 1984
 Шестнадцатая воздушная. Пруссаков Г.К. и др. – М.: Воениздат, 1973.