Дважды Герой Социалистического Труда
Производство: Авиастроение
Сухой Павел Осипович

Сухой Павел Осипович – главный конструктор Государственного опытного завода №51 (ОКБ-51) Министерства авиационной промышленности СССР; генеральный конструктор ОКБ-51 Министерства авиационной промышленности СССР, город Москва.

Родился 10 (22) июля 1895 года в селе ныне городе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии, ныне Витебской области (Белоруссия), в семье учителя народной школы Осипа Андреевича и Елизаветы Яковлевны Сухих. Белорус. В 1914 году окончил с серебряной медалью Гомельскую гимназию. С июня 1915 года учился в Московском технологическом училище.

В 1916 году был призван в армию, окончил 2-ю Петроградскую школу прапорщиков и с августа того же года служил в запасном полку в Екатеринбурге. В 1917 году участвовал в Первой мировой войне на Северо-Западном фронте: младший офицер 733-го пехотного полка, с октября 1917 года – начальник пулемётной команды того же полка. В марте 1918 года демобилизован.

Вернулся в родные края, в 1918–1920 годах работал учителем средней школы в городах Лунинец и Гомель, инструктором промышленной кооперации Гомельского райсоюза.

В сентябре 1920 года снова приехал в Москву и возобновил учёбу. После окончания Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана в 1925 году распределён на работу в отдел АГОС (авиации, гидроавиации и опытного строительства, в будущем стал основой конструкторского бюро А.Н.Туполева) в составе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), инженер-конструктор. Активно участвовал в разработке самолётов А.Н. Туполева АНТ-3, ТБ-1, АНТ-5, ТБ-3, Р-6, Р-7, И-5, АНТ-13, АНТ-14, АНТ-17. С октября 1930 года – начальник бригады АГОС, выезжал в длительные командировки на авиазаводы Германии и Италии.

С мая 1932 года – начальник объединённой бригады №3 ЦАГИ. Именно тогда началась его самостоятельная конструкторская деятельность: им начато создание самолёта АНТ-25, предназначенного для сверхдальних перелётов. Самолёт был спроектирован и построен в сжатые сроки, в июле 1933 года экипаж М.М. Громова совершил на нём сверхдальний перелёт по замкнутому маршруту. Следующим успехом стало создание самолёта АНТ-37бис («Родина»), на которой женский экипаж М. Расковой, П. Осипенко и В. Гризодубовой в 1938 году совершил сверхдальний перелёт Москва – Дальний Восток.

С мая 1936 года – заместитель начальника Конструкторского отдела Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР, работал над ближним бомбардировщиком ББ-1 (в серийное производство запущен не был).

С февраля 1939 года – главный конструктор авиазавода №135 в Харькове. Принимал решающее участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.

С апреля 1940 года – главный конструктор авиазавода №289, на базе конструкторского бюро которого выросло знаменитое на весь мир Конструкторское бюро П.О. Сухого (ныне – ПАО «Компания "Сухой"»). Предприятие базировалось на ряде заводов в Подмосковье и Москве. Одновременно с ноября 1940 года – директор этого завода. В 1942–1943 годах под его руководством был создан бронированный штурмовик Су-6 (Сталинская премия 1-й степени, 1943). В 1949–1953 годах – заместитель главного конструктора в КБ А.Н.Туполева. С 1953 года – главный конструктор вновь воссозданного своего КБ (с 1956 – генеральный конструктор).

В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. После воссоздания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11 и Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолёты. Были также разработаны ряд нереализованных проектов, например Су-13.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за выдающиеся заслуги в области создания новых образцов авиационной техники Сухому Павлу Осиповичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

На самолётах конструкции Сухого установлены два мировых рекорда высоты (1959, 1962) и два мировых рекорда скорости полёта по замкнутому маршруту (1960, 1962).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июля 1965 года за создание новых образцов авиатехники и в связи с семидесятилетием со дня рождения Сухой Павел Осипович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 5–9-го созывов (1958–1974).

Жил и работал в городе Москве. Скончался 15 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён 3 орденами Ленина (16.09.1945; 12.07.1957; 10.07.1975), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Трудового Красного Знамени (02.11.1938), Красной Звезды (22.12.1933), «Знак Почёта» (13.08.1936), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1968), Сталинской премии 1-й степени (1943), Государственной премии СССР (1975, посмертно), Государственной премии Российской Федерации (1996, посмертно).

Доктор технических наук (13.09.1940). Награждён золотой медалью имени А.Н.Туполева АН СССР (1975, №1).

В городе Гомель установлены бюст Героя и мемориальная доска на здании бывшей гимназии, в которой он учился, в Москве – мемориальные доски на доме, в котором он жил, и на здании МГТУ. Его именем названы Гомельский государственный технический университет, улицы в Москве (2004) и Гомеле. В 1985 году в школе №1 города Глубокое был открыт музей П.О.Сухого.


 

Биографию подготовил: © Виталий Смирнов (г. Северодвинск)

Источники

Пономарёв А.Н. Советские авиационные конструкторы. Москва, 1990.