Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Тарасова Алла Константиновна

 
Тарасова Алла Константиновна
06.02.1898 - 05.04.1973
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 07.02.1973

    Памятники
  Надгробный памятник
  Мемориальная доска в Киеве
  Мемориальная доска в Москве


Тарасова Алла Константиновна – актриса Московского Художественного академического театра Союза ССР имени М. Горького, народная артистка СССР.

Родилась 25 января (6 февраля) 1898 года в Киеве в семье Константина Прокофьевича (1865-1931) и Леониллы Николаевны (1870-1966) Тарасовых. С 1914 года училась в частной Школе драматического искусства Н.О.Массалитинова, Н.Г.Александрова и Н.А.Подгорного в Москве, посещала лекции в народном Университете А.Л.Шанявского. В 1916 году Школа была преобразована во вторую Студию Московского художественного театра (МХТ; с 1919 – Московский художественный академический театр, МХАТ). Дебют молодой студийки в роли гимназистки Финочки («Зелёное кольцо» З.Н.Гиппиус) был замечен. Она поразила зрителя умением «играть одним движением лица, передавая самые интимные переживания наболевшей души, стоя молча у стола». Критики уловили черты неповторимой индивидуальности актрисы, впоследствии сумевшей воплотить на сцене идеал русской женщины во всей его цельности и духовной высоте.

С 1916 года играла в спектаклях МХТ, а в годы Гражданской войны, до 1922 года участвовала в гастролях группы артистов МХТ в Одессе и городах Западной Европы. Это были в основном, роли во втором составе, с небольшим количеством репетиций (Аня в «Вишнёвом саде» А.П.Чехова, Офелия в «Гамлете» У.Шекспира). До середины 1930-х годов основные её роли составляли вводы. Её героини всегда оказывались именно «горячими сердцами», особенно в сравнении с обычной мягкой, «мхатовской» интонацией, приглушенными тонами и полутонами, свойственными иным исполнительницам.

Настоящий творческий взлёт Тарасовой произошёл в 1933 году, с выходом на сцену МХАТ в роли Негиной («Таланты и поклонники» А.Н.Островского). Впервые в полную силу прозвучала истинная тема актрисы – трагическая драма любви, принесённой в жертву. В данном случае – искусству сцены, своему высокому призванию.

Своё творческое становление Тарасова связывала, прежде всего, с опытом совместной работы с К.С.Станиславским, глубокое проникновение и тщательное изучение основ его «системы». В творческой системе МХТ теоретически утверждался принципиальный отказ от амплуа. Но в живой сценической практике артиста с данными «героя» или «героини» были необходимы театру. Эта потребность вывела её на авансцену театра в 1930-1940-е годы. Её можно назвать продолжательницей традиций, связанных с именем М.Н.Ермоловой, но в иной системе художественных и общественных координат. Неслучайно её второй учитель, В.И.Немирович-Данченко, поставивший с ней самые важные спектакли, мечтал увидеть её в античной трагедии, и начал работу над шекспировской Клеопатрой.

28 апреля 1937 года ей было присвоено звание «Народный артист СССР».

Самые значительные художественные создания Тарасовой – центральные женские образы в классическом русском репертуаре: Татьяна Луговая («Враги» М.Горького, 1935), Анна Каренина (по одноимённому роману Л.Н.Толстого, 1937), Маша («Три сестры» А.П.Чехова, 1940), Юлия Тугина («Последняя жертва» А.Н.Островского, 1944). В созданных образах было немало объединяющего. Прежде всего, вера в прекрасные силы жизни и самого человека. Она высвечивала самое лучшее в душе своей героини, отталкивая черты приземлённости, расчётливости, ограниченности. Отрицательные характеры и характеры вялые, неопределенные актрисе не удавались. В работе над ролью всегда шла «от себя» в сторону возвышающую чувства и мысли, облагораживающую иногда спорные, нравственно противоречивые поступки. Идеальность её героинь не была внешней, ходульной, но всегда проникнута искренним убеждением актрисы в выстраданной правоте своих созданий, их неумением, органической невозможностью жить в масштабах бытовых, «низких истин».

В этом важнейшем для себя смысле актриса часто спорила как с автором, так и с режиссёром, утверждая свою правду – правду огромного, исключительного чувства, сметающего любые социальные и бытовые преграды. В «Анне Карениной» она отвергала морализм Л.Н.Толстого, обозначившего нравственный тупик переживаний героини. В Анне актрисе был важен подвиг любви, трагически не вписавшейся в жесткие жизненные реалии. Защищая право Анны на большое чувство, Тарасова исключает мысль о компромиссе для своей героини. В образе чеховской Маши её волнует, прежде всего, её любовная драма. Тарасовские женщины по природе своей совсем не страдалицы. Напротив, её Негина, Татьяна Луговая, её Анна и Маша изначально созданы для любви к жизни. Они, как никто, умеют радоваться, смеяться и мечтать, обладая необыкновенной жизнестойкостью.

Одним из лучших созданий Тарасовой признана её Юлия Тугина из пьесы А.Н.Островского «Последняя жертва». Вновь актриса очищает образ женщины из купеческой среды от объективной социально-психологической характеристики. Правда, также поступали и знаменитые её предшественницы, М.Н.Ермолова, М.Г.Савина, настаивая, что главное в образе Юлии – её искренняя, жертвенная любовь. Тарасова оттеняла и другие, не менее важные качества героини: её веру в человеческую чистоту и порядочность, искреннюю убеждённость в благородстве людей, сохранившуюся даже вопреки их настоящим поступкам.

Обладая ярко выраженным лирическим складом дарования, она далеко не во всяком драматургическом материале чувствовала себя органически. Не всегда удавались ей роли из совремённой жизни, особенно в годы репертуарного кризиса, переживаемого МХАТ в 1940-1950-е годы. Трудно по разным причинам давались роли из зарубежного материала. В разные годы играла Дездемону («Отелло» У.Шекспира), Марию Стюарт («Мария Стюарт» Ф.Шиллера), Сюзанну («Женитьба Фигаро» П.Бомарше).

В то же время её кинематографическая судьба запечатлела вдохновенно созданные близкие ей по духу образы: Катерина («Гроза», 1934), Катерина («Пётр I», 1937-1939), Кручинина («Без вины виноватые», 1945). В кино с особой силой раскрылись театральные качества актрисы. Снялась также в фильмах: «Раскольников» (1923), «Кто ты такой?» (1927), «Василисина победа» (1928), «Мечтатели» (1934), «Бабы» (1940), «На дне» (1952), «Анна Каренина» (1953), «Долгая счастливая жизнь» (1966), «Царская милость» (1973).

В последние годы в её репертуаре вновь появляется А.П.Чехов. Ею сыграны Раневская и Аркадина («Вишнёвый сад» и «Чайка»), завершая чеховский цикл актрисы, в разные годы сыгравшей также Соню и Елену Андреевну («Дядя Ваня»), Аню («Вишнёвый сад»). Среди них непревзойдённым шедевром остается её Маша.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 февраля 1973 года за выдающиеся заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с семидесятипятилетием со дня рождения Тарасовой Алле Константиновне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Несмотря на долгую творческую жизнь, характерные, возрастные роли были в репертуаре актрисы нечастым явлением. Стилистика современной пьесы 1960-х годов не была ей близка, а устаревшие классические спектакли МХАТ не могли принести творческого удовлетворения. Актриса в последние годы посвящала себя работе с молодёжью, педагогической деятельности. С 1967 года педагог в Школе-студии МХАТ (с 1968 – профессор).

Депутат Верховного Совета СССР 3-5-го созывов (1952-1960).

Жила и работала в городе Москве. Скончалась 5 апреля 1973 года, не успев получить высшие награды. Похоронена на Введенском кладбище в Москве.

Награждена 3 орденами Ленина (26.10.1948; 18.02.1967; 07.02.1973), орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (03.05.1937), орденом «Знак Почёта» (23.03.1938), медалями.

Лауреат Сталинской премии (1941, 1946 – дважды, 1947, 1949).

В Москве на доме 5/7 по улице Немировича-Данченко (ныне – Глинищевский переулок), где в 1938-1973 годах жила А.К.Тарасова, установлена мемориальная доска. Её именем названа одна из улиц Киева и Театральный музей в школе № 9 города Дмитров Московской области. Имя «Алла Тарасова» носил теплоход Мурманского пароходства (1977-1998).

В Киеве в помещении бывшей гимназии (ныне - вечерняя общеобразовательная школа №8), где училась А.К.Тарасова, в 1981 году открыта комната-музей актрисы. В музее развёрнута экспозиция материалов, посвященная жизни и творчеству актрисы. В музее представлены её личные вещи, театральные костюмы, в которых актриса играла роли Кручининой («Без вины виноватые» А.Островского), Раневской («Вишнёвый сад» А.Чехова), Анны Карениной («Анна Каренина» по Л.Н.Толстому); гримировальный столик с принадлежностями, а также книги, посвященные творчеству актрисы, афиши гастрольных спектаклей и прочее. В создании экспозиции комнаты-музея деятельное участие принял коллектив московского Художественного театра. На фасаде здания в 1974 году была установлена мемориальная доска. В 2008 году дом был снесен.

Первый брак (1916-1930) – с офицером флота царской армии Александром Петровичем Кузьминым. Второй брак (1932-1943) – с актёром МХАТ народным артистом СССР Иваном Михайловичем Москвиным. Третий брак (1945-1973) – с генерал-майором авиации Александром Семёновичем Прониным.

 

© Биография предоставлена В.С.Смирновым (г. Северодвинск)