Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Webalta

Амиров Фикрет Мешади Джамиль оглы

 
Амиров Фикрет Мешади Джамиль оглы
22.11.1922 - 20.02.1984
Герой Соц.Труда


    Даты указов
1. 19.11.1982


Амиров Фикрет Мешади Джамиль оглы – советский азербайджанский композитор и общественный деятель, педагог, народный артист СССР, член-корреспондент АН Азербайджанской ССР.

Родился 22 ноября 1922 года в городе Гянджа (Азербайджан) в семье известного таркста и пезцаханенде (исполнителя мугамов) Мешади Джамиля Амирова. Азербайджанец. Огромную роль в формировании композиторской личности Амирова сыграли корифеи азербайджанской музыки – композитор У.Гаджибеков и певец Бюль-Бюль.

В 1948 году окончил Азербайджанскую консерваторию, где занимался в классе композиции у Б.И.Зейдмана. В 1942-1945 годах директор и художественный руководитель филармонии и директор музыкального училища в городе Гянджа. В 1946-1947 годах художественный руководитель Азербайджанской государственной филармонии имени А.М.Магомаева, в 1956-1959 годах директор Азербайджанского академического театра оперы и балета имени М.Ф.Ахундова.

В годы учёбы в консерватории молодой композитор работал в кабинете народной музыки (НИКМУЗ), теоретически постигая фольклор и искусство мугама. В это время формируется горячая приверженность молодого музыканта творческим принципам У.Гаджибекова – основоположника азербайджанской профессиональной музыки и, в частности, национальной оперы. «Меня называют одним из продолжателей дела Узеира Гаджибекова, и я горжусь этим», – писал Амиров. Подтверждением этих слов стала поэма «Посвящение Узеиру Гаджибекову» (для унисона скрипок и виолончелей с фортепиано, 1949).

Под воздействием оперетт У.Гаджибекова (среди которых особой популярностью пользуется «Аршин мал алан») у Амирова возникла идея написать собственную музыкальную комедию «Похитители сердец» (1943). Работа протекала под руководством У.Гаджибекова. Он способствовал и постановке этого произведения в открывшемся в те тяжёлые военные годы Государственном театре музыкальной комедии. Вскоре Амиров написал вторую музыкальную комедию – «Радостная весть» (1946). Затем появились опера «Улдиз» (1948), симфоническая поэма «Памяти героев Великой Отечественной войны» (1943), двойной Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром (1946).

В 1947 году композитор написал симфонию «Низами» – первую в азербайджанской музыке симфонию для струнного оркестра. И наконец, в 1948 году Амиров создал свои знаменитые симфонические мугамы «Шур» и «Кюрд-овшары», представляющие новый жанр, суть которого заключается в синтезе традиций азербайджанских народных певцов-ханенде с принципами европейской симфонической музыки. Оба сочинения составляют диптих, будучи самостоятельными и в то же время соединенными друг с другом ладово-интонационным родством, наличием мелодических связей и единым лейтмотивом. Оба произведения стали выдающимся событием в музыкальной жизни Азербайджана. Они получили поистине международное признание и положили начало появлению симфонических макомов в Таджикистане и Узбекистане.

Амиров проявил себя новатором и в написанной по мотивам одноимённой драмы Д.Джабарлы опере «Севиль» (1953) – первой национальной лирико-психологической опере. Важное место в творчестве Амирова 1950-1960-х годов занимают произведения для симфонического оркестра: ярко красочная сюита «Азербайджан» (1950), «Азербайджанское каприччио» (1961), «Симфонические танцы» (1963), пронизанные национальным мелосом. Линию симфонических мугамов «Шур» и «Кюрд-овшары» спустя 20 лет продолжает третий симфонический мугам Амирова – «Гюлистан Баяты-шираз» (1968), навеянный поэзией двух великих поэтов Востока – Хафиза и Сзади. В 1964 году композитор сделал вторую редакцию симфонии для струнного оркестра «Низами».

По случаю 600-летия другого выдающегося азербайджанского поэта – Насими – Амиров написал хореографическую поэму для симфонического оркестра, женского хора, тенора, чтецов и балетной труппы «Сказание о Насими», а позже сделал оркестровую редакцию этого балета.

2 марта 1965 года ему было присвоено звание «Народный артист СССР».

Новой вершиной в творчестве Амирова стал балет «Тысяча и одна ночь» (1979) – красочная хореографическая феерия, словно излучающая волшебство арабских сказок. Ярко колористична партитура балета, основанная на игре тембров, имитирующих звучание народных инструментов. Важную роль в ней играют ударные, они несут важную смысловую нагрузку. Амиров ввёл в партитуру еще одну тембровую краску – голос (сопрано), поющий тему любви и становящийся символом этического начала.

В 1980 году Амиров был избран членом-корреспондентом Академии наук Азербайджанской ССР.

Музыка композитора Амирова отличалась широким мелодическим дыханием, колористической щедростью, яркой эмоциональностью. Творчески используя мелодические и ритмические возможности народной музыки, композитор создал произведения, оригинальные по содержанию и форме, наделенные высокими художественными достоинствами.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1982 года за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения композитору Амирову Фикрету Мешади Джамилю оглы присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Амиров наряду с композиторской активно занимался и музыкально-общественной деятельностью. Он был секретарём правлений Союза композиторов Азербайджана (с 1956) и Союза композиторов СССР (с 1975).

Депутат Верховного Совета Азербайджанской ССР 4-7-го созывов.

Жил и работал в Баку. Скончался 20 февраля 1984 года. Похоронен в Баку в «Аллее почётного захоронения».

Награждён двумя орденами Ленина (9.06.1959, 19.11.1982), двумя орденами Трудового Красного Знамени (27.10.1967, 1971), медалями.

Лауреат Сталинской премии (1949), Государственной премии СССР (1980), Государственной премии Азербайджанской ССР (1974), премии Ленинского комсомола Азербайджанской ССР (1967).

Автор книги «В мире музыки» (1983).

 

© Биография предоставлена В.С.Смирновым (г. Северодвинск)