Герой Социалистического Труда
Искусство: Музыканты, певцы
Биешу Мария Лукьяновна

Биешу Мария Лукьяновна

03.08.1935 - 16.05.2012

Герой Социалистического Труда

Даты указов

03.08.1990

Медаль № 21019

Орден Ленина № 460127

Биешу Мария Лукьяновна – солистка Молдавского государственного академического театра оперы и балета имени А.С.Пушкина, народная артистка СССР, город Кишинёв.

Родилась 3 августа 1935 года (по другим данным – 5 мая 1934 года) в селе Волонтировка жудеца Четатя-Албэ Бессарабии в составе Румынии (ныне – село Волинтирь Штефан-Водского района Молдавии) в семье Луки Савельевича и Татьяны Степановны Биешу. Певческий талант и огромную любовь к пению она унаследовала от матери, лучшей на селе певицы. Профессионалы не раз отмечали, что у М.Л.Биешу природная постановка голоса. Это вполне объяснимо, поскольку с самого детства она была окружена народной песней, а именно у народных певцов, как известно, на редкость сильно развито чувство свободного, естественного пения.

В родном селе она окончила школу и в 1951 году поступила на факультет агролесомелиорации сельскохозяйственного техникума в городе Леова. Здесь она активно участвовала в студенческой самодеятельности – пела, танцевала, руководила хором. После одного из художественных смотров талантливая девушка в 1955 году была принята без экзаменов в Кишинёвскую государственную консерваторию в класс педагога С.Зарифьян, у которой проучилась четыре года. Еще во время учёбы она стала популярной в стране солисткой оркестра молдавской народной музыки «Флуераш». В 1961 году она окончила консерваторию по классу профессора П.А.Ботезат и сразу после государственных экзаменов получила приглашение в Молдавский государственный театр оперы и балета.

Успешный дебют М.Л.Биешу на оперной сцене состоялся весной 1962 года, когда она спела партию Тоски в одноимённой опере Д.Пуччини. В 1965-1967 годах молодая солистка молдавской оперы стажировалась в миланском театре «Ла Скала», где под руководством известного педагога Э.Пьяццы подготовила на итальянском языке партии Тоски, Аиды, Чио-Чио-сан и Леоноры в операх Д.Пуччини и Д.Верди. В этот же период она успешно выступает на международных конкурсах: стала лауреатом первого состязания вокалистов в рамках 3-го Международного конкурса имени П.И.Чайковского (1966, третья премия), блистательно победила на 1-м Международном конкурсе памяти Миуры Тамаки в Японии, где завоевала звание лауреата, первую премию, «Золотой кубок» и титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира».

После этого для М.Л.Биешу началась напряжённая жизнь оперной певицы мирового уровня: новые роли, премьеры, гастроли на всех континентах, грамзаписи, съёмки в фильмах. Она пела на сцене Большого театра, на оперных сценах ведущих театров бывшего СССР, в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, в театрах Чехословакии, Германии, Болгарии, Югославии, Румынии, Венгрии, Польши, Финляндии и Австрии. Совершила концертные турне по городам Японии, Австралии, Кубы и Израиля. Выступала с сольными концертами в Рио-де-Жанейро, пела в парижском зале «Олимпия».

К певице пришёл большой настоящий успех, но не всё было ясным и безоблачным. Ей, человеку честному и прямодушному, пришлось почувствовать и зависть именитых коллег, и злую недоброжелательность далеких от искусства чиновников, запретивших долгосрочный контракт с «Метрополитен-опера», в труппу которого она была приглашена для исполнения 10 ведущих партий, то есть всего сопранного репертуара, на смену завершившим свою карьеру певицам.

Перечень ролей, сыгранных М.Л.Биешу на оперной сцене, говорит о том, что она – выразитель единой широкой темы, темы трагической женской судьбы, пути своей героини по кругам любви, жертвенности, страданий. По нему проходят почти все её персонажи – Флория Тоска, Чио-Чио-сан, ставшая своеобразной визитной карточкой певицы, Аида, Адриенна Лекуврер и, наконец, Норма – безусловная вершина её оперного творчества, роль, в которой все грани личности певицы получили наиболее полное и гармоничное выражение. Она с блеском преодолела вокальные и драматургические трудности этой партии, создав образ величественной галлской жрицы и одновременно страдающей земной женщины. После этого спектакля на молдавской оперной сцене появились такие редко идущие оперы, как «Сила судьбы», «Бал-маскарад», «Дон Карлос», «Набукко» Д.Верди, «Адриенна Лекуврер» Ф.Чилеа, «Турандот» Д.Пуччини, главные партии в которых исполнила М.Л.Биешу.

Оперная певица М.Л.Биешу будто бы была создана для исполнения итальянской романтической оперы XIX века, и эти произведения преобладали в её репертуаре. Однако он не ограничивался героинями Д.Верди и Д.Пуччини и включал в себя несколько любимых ею героинь опер П.И.Чайковского (Татьяна, Лиза, Иоланта, Кума). Для исполнения этих партий певица всегда находила особо точные и яркие средства выражения. Её можно смело назвать оперной музой молдавских композиторов: все сопрановые партии начиная с 1960-х годов написаны в расчёте на её участие («Героическая баллада» А.Стырчи, «Сергей Лазо» Д.Гершфельда, «Александру Лэпушняну» Г.Мусти).

Всего же в творческом репертуаре певицы было около трёх десятков сопрановых партий в шедеврах мировой оперной классики и произведениях современных композиторов, исполненных ею на сценах лучших оперных театров мира. Среди них: Флория Тоска («Тоска» Д.Пуччини, 1962), Татьяна («Евгений Онегин» П.И.Чайковского, 1963), Чио-Чио-сан («Мадам Баттерфляй» Д.Пуччини, 1963), Лиза («Пиковая дама» П.И.Чайковского, 1965), Аида («Аида» Д.Верди, 1966), Дездемона («Отелло» Д.Верди, 1967), Леонора («Трубадур» Д.Верди, 1969), Домника («Героическая баллада» А.Стырчи, 1970), Недда («Паяцы» Р.Леонкавалло, 1971), Земфира («Алеко» С.В.Рахманинова, 1973), Глира («Глира» Ш.Няги, 1974), Настасья («Чародейка» П.И.Чайковского, 1974), Норма («Норма» В.Беллини, 1975), Мими («Богема» Д.Пуччини, 1977), Турандот («Турандот» Д.Пуччини, 1979), Иоланта («Иоланта» П.И.Чайковского, 1979), Ольга («Сергей Лазо» Д.Гершфельда, 1980), Сантуцца («Сельская честь» П.Масканьи, 1980), Наталья («В бурю» Т.Н.Хренникова, 1980), Леонора («Сила судьбы» Д.Верди, 1981), Серафина («Виват, маэстро» Г.Доницетти, 1981), Дидона («Дидона и Эней» Г.Персела, 1984), Рита («А зори здесь тихие» К.В.Молчанова, 1985), Елизавета («Дон Карлос» Д.Верди, 1985), Руксанда («Александру Лэпушняну» Г.Мусти, 1987), Амелия («Бал-маскарад» Д.Верди, 1989), Абигайль («Набукко» Д.Верди, 1995).

Широк был и камерный репертуар М.Л.Биешу, насчитывавший свыше 20 концертных программ и включавший произведения мировой оперной классики, старинной классической, духовной и современной музыки. Само звучание её голоса завораживало неповторимой красотой, свежестью, полнотою звука. Она – певица редкой музыкальной одарённости, с безошибочным чувством музыкальной правды. Её исполнение дышало сердечным теплом и непосредственностью выражения. Образно-эмоциональная сущность музыкальной интонации раскрывалась в пении с предельной выразительностью и яркостью. Вокал певицы не имел «пустых нот». Каждый звук, каждый изгиб мелодии становился откровением, исполненным глубоких искренних эмоций и художественного смысла.

Природа наградила её помимо необыкновенного голоса и тонкой музыкальности ещё и самобытным, сильным актёрским талантом, соединив, таким образом, в её личности те три главных качества, единство которых и создает настоящего оперного артиста. Её артистическое мастерство не просто дар лицедейства. В творческом активе певицы не только спетые ею вокальные партии, но и семь кино- и телефильмов с её участием, а также многочисленные грамзаписи арий, песен и романсов в её исполнении и оперных спектаклей, где она пела главные партии.

Указом Президента СССР от 3 августа 1990 года за выдающиеся заслуги в развитии и пропаганде советского музыкального искусства, плодотворную общественную деятельность солистке Молдавского государственного академического театра оперы и балета имени А.С.Пушкина Биешу Марии Лукьяновне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Она являлась одним из самых видных авторитетов в вокальном мире. Об этом говорит постоянное участие её в жюри многочисленных международных вокальных конкурсов. Заботясь о сохранении и развитии молодёжью лучших традиций вокального искусства, профессор Академии музыки имени Музическу М.Л.Биешу вела вокальный класс. В 1999 году она была приглашена в Японию, где провела серию мастер-классов для студентов-вокалистов.

Наряду с высочайшим творческим авторитетом она снискала уважение как организатор. С её личностью связаны многие важные дела и события в культурной жизни Молдавии. Она была единогласно избрана председателем Союза музыкальных деятелей Молдавии и в этом качестве неустанно заботилась о состоянии и процветании национального музыкального искусства. Особое внимание она уделяла музыкальной молодёжи и детям. Фестиваль молодых певцов имени А.Стырчи, фольклорные фестивали, праздники детского музыкального творчества – во всём этом много личного участия и заботы М.Л.Биешу. Но главное её детище последних лет – известный ныне во многих странах фестиваль оперного и балетного искусства «Приглашает Мария Биешу». Ежегодно лучшие певцы, солисты балета, дирижёры из многих театров слетаются осенью в столицу Молдавии город Кишинёв, чтобы выступить в спектаклях национальной оперы.

Жила в Кишинёве. Скончалась 16 мая 2012 года. Похоронена на центральном кладбище Кишинёва.

Народная артистка СССР (15.05.1970). Награждена советскими 2 орденами Ленина (4.05.1984, 3.08.1990), орденами Трудового Красного Знамени (23.03.1976), «Знак Почёта» (8.06.1960), медалями, а также высшей наградой Молдавии – орденом Республики (1992).

Лауреат Ленинской премии (1982), Государственной премии СССР (1974) и Молдавской ССР (1968). Почётный член Академии наук Молдавии (1999).

Почётный гражданин Кишинёва. На доме, где она жила, установлена мемориальная доска.

О ней сняты документальные фильмы: «Мария» (1969), «Мой голос для тебя» (1971), «Поёт Мария Биешу» (1975), «Песнь любви» (1979). По операм с её участием сняты фильмы «Чио-Чио-Сан» (1980) и «Флория Тоска» (1981).

Член КПСС с 1979 года. Депутат Верховного Совета СССР 7-11-го созывов (1966-1989).


 

Биографию подготовил: © Виталий Смирнов (г. Северодвинск)