Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Райзман Юлий Яковлевич

 
Райзман Юлий Яковлевич
15.12.1903 - 11.12.1994
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 20.12.1973 Медаль № 12935
Орден Ленина № 421704

    Памятники
  Надгробный памятник
  Мемориальная доска в Москве


Райзман Юлий Яковлевич – режиссёр-постановщик киностудии «Мосфильм», народный артист СССР, город Москва.

Родился 2 (15) декабря 1903 года в Москве. Еврей. В 1924 году окончил факультет общественных наук Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, по окончании которого работал на студии «Межрабпом-Русь» литературным консультантом, затем ассистентом режиссёра у Я.А.Протазанова. Дебютировал в режиссуре, сняв вместе с А.О.Гавронским современную бытовую драму «Круг» (1927). Затем самостоятельно поставил революционные по духу и экспрессивные по стилю ленты «Каторга» (1928) и «Земля жаждет» (1930). И в дальнейшем в творчестве Райзмана будут как раз сочетаться истории из частной жизни и более пафосные, идеологически ангажированные фильмы.

В 1935 году снял фильм «Лётчики» (1935; Почётная грамота на Международном кинофестивале в Москве) о «величии обыденных дел советских людей». Кажется, режиссёру в этой картине удалось соблюсти весь необходимый романтический антураж, но непередаваемое обаяние заключено отнюдь не в перипетиях борьбы между чувством и долгом и не только в тонкой и деликатной игре исполнителей, среди которых солировал впервые снявшийся в кино Б.В.Щукин, непривычно лиричный, душевный и по-человечески притягательный. Очарование «Лётчиков» даже не столько в удивительной поэзии будней лётной школы, запечатлённой благодаря выверенным и изысканным медленным проездам камеры Л.В.Косматова. Фильм пронизан светом, проникнут отнюдь не победным, фанфарным апофеозом 1930-х годов, а неким застенчивым мотивом безмятежного счастья от того, что все эти молодые люди просто живут и летают.

Потом режиссёр сделал историко-революционную (хотя по-своему камерную) ленту «Последняя ночь» (1937; Сталинская премия 2-й степени, 1941; Гран-при Международной выставки декоративных искусств в Париже, 1937) и считающуюся не очень удачной экранизацию первой части романа М.А.Шолохова «Поднятая целина» (1940).

Новым взлётом в творчестве Райзмана стала «Машенька» (1942; Сталинская премия 2-й степени, 1943), запущенная в производство еще до войны, – это одна из проникновеннейших, нежнейших картин не только в советском, но и в мировом кино. Особая прелесть «Машеньки» – именно в том, что будничная, ничем вроде бы непримечательная довоенная жизнь скромной служащей на телеграфе и её парня, шофёра такси, видится как в дочиста вымытом стекле, буквально пронизана светом и поэзией бытия, словно таит в себе непостижимую и манящую тайну человеческого мироздания. Сама Машенька действительно проста, подчас наивна и доверчива, открыта и в то же время смущена в проявлении своих чувств к Алексею. И нельзя не поразиться тому, что дарование сценариста Е.И.Габриловича и режиссёра Райзмана слилось с редким талантом изумительной молодой актрисы В.И.Караваевой. Простота без простодушия, кротость, лишённая жертвенности, милая привлекательность женской натуры, не исключающая наличия живого и естественно проявляющегося ума, жизнерадостность будто светящегося лица и уникальное излучение доброты, даже не позволяющие заподозрить блаженного или, напротив, по-советски всегда оптимистичного расположения духа (как в тогдашних комедиях Г.В.Александрова и И.А.Пырьева).

Название фильма «Машенька» – точнейшее выражение трогательной сути досконально понятного и неминуемо загадочного женского русского характера. Она типично городской человек, а фильм ближе к эстетике городского романса, тоже склонного к мелодраматизации жизни простых людей, которые любят, страдают и радуются с не меньшей силой, чем исконные жители российской глубинки, но и с таким же тактом и изяществом, как и утончённые представители элиты.

В годы войны Райзман создал ещё одну ленту, в которой героическое неотделимо от будничного, а пафосное вовсе не противоречит человеческому – «Небо Москвы» (1944), своего рода продолжение «Лётчиков». И в то же время выполняет два политических заказа – документальные картины «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944; Сталинская премии, 1946) и «Берлин» (1945; Сталинская премия, 1946; Большая Международная премия «За лучший полнометражный документальный фильм» на Международном кинофестивале в Канне, 1946). Порой, даже, трудно поверить в то, что именно Райзман – самый щедро одарённый сталинского времени художник (лауреат шести Сталинских премий), автор верноподданнических лент: «Райнис» (1949; Сталинская премия 2-й степени, 1950) и «Кавалер Золотой Звезды» (1950; Сталинская премия 1-й степени, 1951; Большая премия на Международном кинофестивале в Карловых Варах, 1951; Большая премия на Международном кинофестивале в Картахене, 1951).

В 1948 году режиссёр вынужден был работать на маломощной Рижской киностудии, не угодив И.В.Сталину лирической комедией «Поезд идёт на Восток» (1947). Эту внешне непритязательную ленту поспешно стали ругать за мелкотемье, облегчённое решение идеи возвращения советских людей к мирной жизни после войны и их вдохновенного строительства нового общества, тем более на территории «далеко от Москвы». В этом фильме звучит просто немыслимая для сталинской эпохи послевоенного возрождения фраза: «Не надо про семилетку. Расскажите про любовь». Неведомое чувство свободы, охватившее людей в День Победы, 9 мая 1945 года, словно охватывает ещё непокорённый Восток. Но прежде всего кинематографическое и смысловое значение ленты Райзмана выражено и в ритмически звучащем названии и в самом эффекте вольной смены «движущихся картинок». По-своему закономерно, что «поколение победителей», познавшее на Западе восторг краткого избавления от сковывающих оков режима, споткнулось по возвращении домой именно на пути следования в поезде, идущем на Восток. Некоторые же проследовали прямиком в советские лагеря.

Райзман в начале 1950-х годов вновь впал в немилость уже из-за своего еврейского происхождения, попав в общую компанию «безродных космополитов», отстранённых от работы в кино на несколько лет. В 1955 году Райзман, вернувшись к творчеству, снял семейно-бытовую драму, но со знаменательным названием «Урок жизни» и с необычной по тем временам постановкой моральных проблем в трактовке образа героя, главного инженера крупного строительства, который должен был бы по статусу быть непременно положительным героем.

В 1958 году режиссёр снял культовый фильм советского времени «Коммунист» (Почётный диплом на Международном кинофестивале в Венеции, 1958; Первая премия по разделу художественных фильмов и Первая премия за лучшую режиссёрскую работу на Всесоюзном кинофестивале, 1959), сделанный честно и с искренней верой в жертвенный подвиг скромного кладовщика Василия Губанова. Следующая картина Райзмана «А если это любовь?» (1962) вызвала резкие споры, само название фильма уже предполагало дискуссию. Принципиально прозвучал и «Твой современник» (1967; премия за лучшую режиссёрскую работу на Всесоюзном кинофестивале, 1968; премия «Варшавская сирена» жюри клуба критиков на Международном кинофестивале в Лагове, 1969) о сыне Василия Губанова, герое фильма «Коммунист». К сожалению, некоторая отвлечённость, умозрительность или идеалистичность свойственна последующим лентам Райзмана – «Визит вежливости» (1973), «Странная женщина» (1978), «Время желаний» (1984; Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых, 1986).

17 апреля 1964 года ему было присвоено звание «Народный артист СССР».

А вот фильм «Частная жизнь» (1982; Государственная премия СССР, 1983; Приз «Золотой лев» «За артистическое и профессиональное сотрудничество» на Международном кинофестивале в Венеции, 1982; Главный приз Всесоюзного кинофестиваля, 1983) о внезапном ощущении выброшенности из жизни и собственной бесполезности, что испытывает оказавшийся на время не у дел крупный советский чиновник, директор большого предприятия (его блистательно сыграл М.А.Ульянов), оказалась не так уж проста. Некое почти запрограммированное отторжение от образа большого начальника мешало оценить проявленное создателями настоящее «новое мышление» как раз в канун смерти первого из «кремлёвских геронтократов». Но понадобились ещё два с половиной года, в течение которых сменились два тоже престарелых партийных вождя, чтобы явился «новый назначенец», окончательно доконавший «колосса на глиняных ногах» – партийную империю, в которой идеологическое превалировало над разумным, общественное – над личным. Приметы благосостояния, разнообразные привилегии, достижения карьеры, полученные награды и премии – всё становится безразличным, когда человек уже не узнает в себе себя и готов променять что угодно на так необходимое чувство внутреннего равновесия, без которого вообще не стоит ни жить, ни работать.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1973 года Райзману Юлию Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

У Райзмана, много сделавшего для кино и для своих учеников (он в течение нескольких десятилетий преподавал во ВГИКе), а главное – на посту художественного руководителя одного из творческих объединений «Мосфильма», такое чувство внутреннего равновесия было. И то, что именно он стал первым обладателем самой почётной «Ники» в номинации «Честь и достоинство», говорит само за себя.

Жил в городе Москве. Скончался 11 декабря 1994 года, на 91-м году жизни. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве рядом с женой.

Награждён 2 орденами Ленина (04.11.1967; 20.12.1973), орденом Октябрьской Революции (22.06.1971), 2 орденами Трудового Красного Знамени (06.03.1950; 14.12.1963), орденом Дружбы народов (14.12.1983), орденом «Знак Почёта» (23.05.1940), медалями.

Лауреат Сталинской премии (1941, 1943, 1946 – дважды, 1950, 1951), Государственной премии СССР (1983), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1986), Национальной премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (1987).

 

© Биография предоставлена В.С.Смирновым (г. Северодвинск)