Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Плятт Ростислав Янович

 
Плятт Ростислав Янович
13.12.1908 - 30.06.1989
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 02.03.1989

    Памятники
  Надгробный памятник
  Мемориальная доска в Москве


Плятт Ростислав Янович (настоящее имя – Плят Ростислав Иванович) – советский актёр театра и кино, народный артист СССР.

Родился 30 ноября (13 декабря) 1908 года в городе Ростов-на-Дону в семье адвоката. В 1928 году окончил драматические курсы под руководством Ю.А.Завадского. С 1927 года – актёр Московского театра-студии под руководством Ю.А.Завадского, с 1936 года – Ростовского драматического театра имени М.Горького, с 1938 года – Московского театра имени Ленинского комсомола, с 1941 года – Московского театра драмы, с 1943 года – Московского академического театра имени Моссовета.

Первыми ролями молодого актёра стал Человек в пенсне и офицер на вечеринке в спектакле «Простая вещь» (1927). Плятт сыграл ярко, броско. Он вообще в молодости тяготел к гротесковой характерности, любил грим, тщательно искал внешний рисунок роли. Его нелепые, долговязые юноши были уморительно смешны: пижон Гарри Компас в эксцентрической комедии «Компас» (1928), сын нэпмана Илюшка в «Нырятине».

Долгое время актёр играл откровенно отрицательных персонажей, таких как Нинкович в «Госпоже министерше» или Гастон Вальтье из «Школы неплательщиков», с удовольствием находя для них разнообразные сатирические краски. В этих лёгких, изящных комедиях Плятт чувствовал себя абсолютно свободно. А каким смешным был его Скалозуб в «Горе от ума» (1938) или Болингброк в «Стакане воды» (1937; в 1944 был повторён в театре имени Моссовета и долго шёл с неизменным успехом). И какие точные характеристики нашёл молодой актёр для своего фон Ранкена – солидного, брезгливого господина, важно «покупающего» продажную любовь.

Плятт мог играть всё. Но «увидели» в нём актёра на положительные роли только в Театре имени Ленинского комсомола, где Плятт принял участие в спектаклях «Окна» по Д.Голсуорси (мойщик окон мистер Блэй) и в «Парне из нашего города» К.М.Симонова (военврач Аркадий Бурмин). Перейдя в Московский театр драмы, актёр с огромным успехом продолжал играть Аркадия. И одна за другой пошли роли «хороших людей», интеллигентных, умных, достойных.

Плятт был идеальным актёром Ю.А.Завадского, соединяя в своём творчестве две актёрские школы – Е.Б.Вахтангова, с её стремлением к яркой театральности, изысканной иронии, и метод К.С.Станиславского, с его углублением в психологию персонажа. Плятт считался мастером перевоплощения, он с удовольствием придумывал своим персонажам самые невероятные обличья, и в то же время был необычайно выразителен в незамысловатых психологических сюжетах, как, например в чеховском «Тапере», вошедшем в спектакль «Пёстрые страницы», – грустной истории несостоявшегося таланта, погубленной жизни. С удовольствием играл актёр в «Шторме», «Волках и овцах», «Норе», «Чайке», «Лешем», «Маскараде», «Братьях Карамазовых» и других спектаклях.

На протяжении всей своей творческой жизни актёр снова и снова обращался к образу Б.Шоу, что отчасти было следствием их внешнего сходства. Впервые он сыграл его в спектакле «Ученик дьявола» (1933), появившись в финале в гриме Б.Шоу. Позже в «Цезаре и Клеопатре» Плятт в образе Б.Шоу начинал действие, а потом уже играл самого Цезаря. Но особый успех в роли писателя актёр имел в спектакле Г.В.Александрова «Милый лжец» Д.Килти, в котором в паре с Л.П.Орловой проникновенно проживал историю удивительной любви, связавшей жизни великого драматурга и знаменитой актрисы П.Кэмпбел. В 1970-е годы на телевидении был подготовлен цикл передач о Б.Шоу («Театр Бернарда Шоу»), в которых Б.Шоу (Ростислав Плятт) беседовал с Литературоведом (А.А.Аникст).

В 1969 году вместе с Ф.Г.Раневской Плятт пронзительно нежно сыграл в трогательном спектакле «Дальше – тишина». Эта тема прощания с жизнью, достойного ухода появится в его творчестве ещё не раз, в том числе и в фильме М.М.Хуциева «Послесловие» (1983).

В кино Плятт пришёл поздно, почему-то кинематографисты не сразу разглядели в нём возможного киноактёра. Первая роль была совсем крохотной – военспец в фильме «Ленин в 1918 году» (1939). Зато следующая роль – чудаковатый холостяк в трогательной комедии «Подкидыш» (1939) – сразу полюбилась зрителям. С тонким юмором и дальше играл он роли обаятельных, добрых чудаков: извозчик Янек в «Мечте» (1941), сосед-холостяк в фильме «Слон и верёвочка» (1945), пассажир в «Первокласснице» (1948), честный добропорядочный господин Грин в «Убийстве на улице Данте» (1956), вдохновенный учёный Данкевич в фильме «Иду на грозу» (1965), мудрый пастор Шлаг в телесериале «Семнадцать мгновений весны» (1973). Зато для завхоза Бубенцова из фильма «Весна» (1947) актёр не пожалел сатирических красок, от души высмеяв самовлюбленного проходимца.

Всего Плятт снялся более чем в 50 фильмах, среди которых: «Ветер с востока» (1940), «Сердца четырёх», «Счастье», «Парень из тайги» (все – 1941), «Зоя» (1944), «Крейсер «Варяг» (1946), «Свет над Россией», «Сельская учительница» (оба – 1947), «Драгоценные зёрна» (1948), «Сталинградская битва» (1949), «Заговор обречённых», «Смелые люди» (оба – 1950), «Серебристая пыль» (1953), «Безумный день» (1956), «Жених с того света» (1958), «Беззащитное существо», «Совершенно серьёзно» (оба – 1960), «Орлиный остров», «История с пирожками» (оба – 1961), «Деловые люди», «Коллеги» (оба – 1962), «Короткие истории», «Монета» (оба – 1963), «Лёгкая жизнь», «Москва – Генуя» (оба – 1964), «Дорога к морю» (1965), «Ошибка резидента» (1968), «Судьба резидента» (1970), «Двенадцать стульев», «Вся королевская рать» (оба – 1971), «Ольга Сергеевна» (1975), «Авария» (1976), «Однофамилец», «Истцы и ответчики», «Дальше – тишина» (все – 1978), «Активная зона» (1979), «Тайна Эдвина Друда» (1980), «На Гранатовых островах» (1981), «Визит к минотавру» (1987).

С 1931 года Плятт активно работал на радио, с удовольствием участвуя как в серьёзных передачах, так и в детских, без устали озвучивая разных зверюшек. Озвучивал также мультфильмы, среди которых: «Когда зажигаются ёлки» (1950), «Стрела улетает в сказку» (1954), «Снеговик-почтовик» (1955), «Слово имеют куклы» (1957), «Букет», «Главный звёздный» (оба – 1966), «Как львёнок и черепаха пели песню» (1974), «Тайна запечного сверчка» (1977), «Алиса в стране чудес» (1981), «Алиса в Зазеркалье» (1982), «Каменные музыканты» (1986).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 марта 1989 года Плятту Ростиславу Яновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Жил и работал в Москве. Скончался 30 июня 1989 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Народный артист СССР (4.04.1961). Награждён 2 орденами Ленина (13.12.1978, 2.03.1989), орденом Октябрьской Революции (28.06.1982), 2 орденами Трудового Красного Знамени (19.04.1949, 13.12.1968), орденами Дружбы народов (12.12.1983), «Знак Почёта» (6.09.1947), медалями.

Лауреат Государственной премии СССР (1982).

В Москве на доме, где жил Плятт (улица Большая Бронная, 2), установлена мемориальная доска.

 

© Биография предоставлена В.С.Смирновым (г. Северодвинск)