Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Потапов Пётр Матвеевич

Потапов Пётр Матвеевич

19.12.1917 - 06.01.1945

Герой Советского Союза

Даты указов

15.05.1946

Потапов Пётр Матвеевич - заместитель командира эскадрильи 873-го штурмового авиационного полка 231-й штурмовой авиационной дивизии 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта, старший лейтенант.

Родился 19 декабря 1917 года в селе Обшаровка Приволжского района Самарской области в семье железнодорожника. Русский. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал токарем на заводе имени Масленникова в городе Куйбышев (ныне Самара).

В Красной Армии с 1940 года. Член ВКП(б) с 1940 года. В 1942 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов.

В действующей армии с октября 1942 года. Был старшим лётчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи, штурманом авиаполка. Воевал на Калининском, Западном, 2-м и 3-м Украинских фронтах. В воздушных боях 1 раз ранен.

Участвовал:
- в боях под городом Великие Луки – в 1942-43 годах;
- в Смоленской наступательной операции, в том числе в освобождении городов Рославль и Кричев – в 1943;
- в Ясско-Кишинёвской операции, в освобождении Румынии и Венгрии, в боях за город Будапешт – в 1945.

Заместитель командира эскадрильи 873-го штурмового авиаполка старший лейтенант Потапов к сентябрю 1944 года совершил 146 боевых вылетов, из них 37 – на разведку, 109 – на штурмовку скоплений живой силы и техники противника, в которых им уничтожено: 24 танка, 42 автомашины с грузами и живой силой, 48 повозок, 3 склада с боеприпасами, 7 вагонов, 1 паровоз, 11 артиллерийских орудий, до 480 солдат и офицеров противника.

Погиб в 220-м боевом вылете при выполнении боевого задания в Венгрии 6 января 1945 года, направив горящий самолёт на зенитную батарею и скопление вражеской пехоты на берегу Дуная.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Потапову Петру Матвеевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Имя Героя носит в городе Самара бывшая 4-я Радиальная улица, переименованная 6 мая 1965 года. Оно высечено на монументе в Будапеште среди имён воинов-освободителей венгерской столицы. На здании управления завода имени Масленникова в Самаре установлена мемориальная доска.

Награждён орденами Ленина (15.05.46), Красного Знамени (05.07.44), Отечественной войны 1-й степени (13.10.43), Красной Звезды (27.04.43), медалями.


Пётр Потапов родился в селе Обшаровка Приволжского района в семье рабочего-железнодорожника. Закончив семилетку, поступил в 1933 году в школу ФЗУ при заводе имени Масленникова. В апреле 1935 года молодой токарь Пётр Потапов пришёл в заводской цех и вскоре овладел ещё и специальностью шлифовщика. Мечтая стать пилотом, посвятить себя авиации, Потапов поступил в Куйбышевский аэроклуб и закончил его без отрыва от производства.

В конце мая 1940 года Потапов стал курсантом военной школы пилотов в городе Энгельс. С первых же дней Великой Отечественной войны он вместе с другими курсантами стал подавать рапорты с просьбой отправить его на фронт, но будущим лётчикам предстоял ещё один год обучения. В мае 1942 года после окончания с отличием военной школы старший сержант Потапов был направлен в запасной авиаполк, где овладел боевой машиной - штурмовиком Ил-2.

26 октября 1942 года старший сержант Потапов в составе 873-го штурмового авиаполка прибыл на Калининский фронт, на котором совершил 18 боевых вылетов на Великолукском направлении. В апреле 1943 года он был награждён орденом Красной Звезды, а в июне получил офицерское звание младшего лейтенанта. Вот один из боевых эпизодов этого периода.

29 июня 1943 года 6 штурмовиков Ил-2 получили задание нанести удар по объектам противника в городе Великие Луки. Советские самолёты были атакованы группой вражеских истребителей Ме-109. Младший лейтенант Потапов сражался мужественно, умело отбивая атаки врага и защищая командира и товарищей. Врагу удалось поджечь самолёт Потапова, осколком снаряда его ранило в руку. Превозмогая боль, он с трудом сумел перетянуть горящий самолёт через линию фронта и совершить благополучную посадку, после чего со стрелком добрался до своей части и, несмотря на ранение, остался в строю.

В июле 1943 года 873-й штурмовой авиаполк перебазировался на Западный фронт. Здесь 1 августа 1943 года Потапов стал лейтенантом, и его назначили командиром звена. На Западном фронте в ходе начавшегося наступления советских войск Потапов совершил 36 боевых вылетов. Его звено участвовало в штурмовках гитлеровской обороны на рубеже рек Снопоть, Десна, Сож, помогало наземным войскам в овладении многими населёнными пунктами Смоленской и Могилёвской областей, в том числе городами Рославль и Кричев. За отличие в этих боях лейтенант Потапов был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени и назначен заместителем командира эскадрильи.

В апреле 1944 года авиаполк, в котором служил лейтенант Потапов, был передан в состав 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта. Войска фронта после проведения Уманско-Ботошанской операции вышли на территорию Румынии на подступы к городу Яссы.

На 2-м Украинском фронте лейтенант Потапов, как высококвалифицированный лётчик, зарекомендовал себя умелым воздушным разведчиком, выполняя накануне начала Ясско-Кишинёвской операции ответственные разведывательные полёты по заданию штабов армии и фронта. Как лучшему лётчику дивизии, командование доверило Потапову 1000-й боевой вылет дивизии, который он выполнил отлично.

2 мая 1944 года Потапов с ведомым выполнял боевое задание по разведке переднего края противника в районе Мовилени – Бултурул – Чужа Вода. Из-за низкой облачности полёт проходил на небольшой высоте ниже кромки облаков вдоль линии фронта. Несмотря на неистовый огонь зениток, командованию были доставлены ценные сведения. При заходе на 2-й круг для штурмовки зарытых в землю танков, пара была атакована 4-я Ме-109. Лётчики применили метод «ножницы», «предоставив» воздушным стрелкам хорошие мишени, 2 из которых, оставляя шлейф чёрного дыма, врезались в землю.

19 мая 1944 года Потапов получил задание на разведку подходящих резервов противника в районе Поду – Роман – Пашкани и наличия самолётов на аэродроме Роман. На переправе у населённого пункта Джирову пара штурмовиков заметила автоколонну противника в 70-80 машин. Произведя фотографирование, Потапов с ведомым не отказали себе в удовольствии «маленькой трёпки», совершив по 2 захода и пушечно-пулемётным огнём и бомбами уничтожив 10 вражеских автомашин, после чего успешно отразили атаки «зазевавшейся» группы ФВ-190.

1 июня 1944 года Потапов выполнял боевое задание в качестве заместителя ведущего группы по штурмовке обнаруженного им ранее аэродрома севернее города Роман. Несмотря на плотный зенитный огонь, дымку, спускающиеся сумерки, Потапов точно сбросил бомбы на бочки с бензином, находившиеся вблизи стоянки самолётов. Бочки взорвались, создав большой очаг пожара. Затем лётчик пушечно-пулемётным огнём уничтожил 2 самолёта на северо-западной окраине аэродрома и вывел из строя одно крупнокалиберное орудие и его прислугу.

5 июня 1944 года Потапов выполнял штурмовку 20 немецких танков, прорвавшихся в Маинешти. При выходе из атаки ведущий группы был атакован 2-я ФВ-190, которые взяли его в «клещи». Потапов, несмотря на то, что также был атакован парой ФВ-190, бросился на выручку командира и отбил атаки вражеских истребителей. В это время его воздушный стрелок «завалил» своего очередного фашиста.

14 июня 1944 года в паре с лётчиком Д.Коркоценко Потапов выполнял задание по разведке танков и мотопехоты противника в районе Брелешты – Воешты – Бутя-Фикуцы. На станции Маричешть разведчики обнаружили 2 разгружающихся эшелона с боеприпасами. Несмотря на сильный заградительный огонь зениток, которым был повреждён самолёт и тяжело ранен воздушный стрелок, Потапов произвёл атаку на эшелон с последующим фотографированием результатов своего «труда». Нашей парой штурмовиков были повреждены несколько вагонов и взорвано железнодорожное полотно, что дало возможность другим лётчикам уничтожить эшелоны. За эту боевую работу в мае-июне 1944 года Потапов был награждён орденом Красного Знамени, также он получил воинское звание старшего лейтенанта.

В августе 1944 года старший лейтенант Потапов участвовал в развернувшейся Ясско-Кишинёвской операции. Перед самым её началом, 17 августа он выполнил боевое задание по фотографированию большого скопления танков противника в районе города Тыргу-Фрумос, куда по данным его разведки «наведалась» 7-я штурмовая авиадивизия почти в полном составе ! Действия штурмовиков существенно облегчили нашим танковым частям задачу освобождения города и последующего глубокого стремительного наступления в Румынии.

7 сентября 1944 года командир авиаполка гвардии майор Валенюк, заполняя наградной лист на старшего лейтенанта П.М.Потапова, писал: "За успешное выполнение 92 боевых вылетов, в результате которых врагу нанесен значительный урон, доставлены ценные развед-данные, за мужество, самоотверженность и героизм, проявленные при выполнении боевых заданий, достоин высшей правительственной награды - присвоения звания Героя Советского Союза".

Командир несколько «ошибся»: 92 – это только на 2-м Украинском фронте, а с учётом Калининского и Западного фронтов Потапов к этому времени совершил уже 146 боевых вылетов. В связи с «недостижением» цифры 100 в количестве боевых вылетов, наградной материал вышестоящие командиры решили несколько попридержать… И лётчик-штурмовик, совершивший исключительный подвиг, повторивший огненный таран Гастелло, не стал Дважды Героем, хотя бы посмертно…

…Войска 3-го Украинского фронта вели ожесточённые бои в восточной части города Будапешта. 6 января 1945 года штурману полка капитану Потапову было поручено ввести в бой группу молодых лётчиков. Противник встретил нашу группу самолётов зенитным огнём, и лётчики выполнили противозенитный манёвр. Бомбы были сброшены точно в цель. На втором заходе при выходе из пикирования отстал от группы ведомый лётчик 2-го звена. Враг сосредоточил весь зенитный огонь на отставшем самолёте. Видя эту ситуацию, Потапов выполнил крутой левый разворот и направил свой самолёт на зенитную батарею противника, приняв весь огонь на себя. По рации он успел передать: "Ранен. Кровь за кровь, смерть за смерть! Да здравствует любимая Родина!" Самолёт Ил-2, управляемый Потаповым врезался в расположение зенитной батареи противника на берегу Дуная, похоронив под обломками десятки фашистских солдат…

Это был 220-й по счёту боевой вылет Героя…

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации