Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Батенчук Евгений Никанорович

 
Батенчук Евгений Никанорович
28.02.1914 - 30.05.1999
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 14.09.1981

    Памятники
  г. Набережные Челны, бюст


Батенчук Евгений Никанорович – начальник управления строительством «Камгэсэнергострой».

Родился 28 февраля 1914 года в городе Балта, ныне Одесская область Украины в рабочей семье. Украинец. В 1925 году семья переехала в Одессу, где служил отец, ставший в Гражданскую войну красным командиром.

Здесь Евгений закончил школу семилетку и пошел работать слесарем. В 1931 году вступил в комсомол. Дважды в качестве уполномоченного выезжал в сельскохозяйственные районы. В первый раз – для участия в раскулачивании и создании колхозов, другой – для организации помощи голодающим. В 1932 году был избран членом одного из райкомов комсомола Одессы.

В восемнадцать лет был назначен директором Одесского завода имени второй пятилетки, выпускавшего поршневые кольца для американских тракторов «Фордзон», на которых держалось тогда сельское хозяйство. К тому времени Батенчук уже имел двухлетний стаж работы слесарем и считался квалифицированным специалистом. В результате его недолгого директорства завод преодолел отставание и довел выпуск колец до 120 тысяч в месяц. Затем семья переехала в Донбасс, в город Рубежное. Здесь Евгений продолжил учебу, окончил вначале рабфак, а потом - Рубежанский химико-технологический институт. Получил диплом инженера-механика.

В 1940 году был призван в Красную Армию. Служил в Латвии. Весной 1941 года его часть перевели на границу. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. За мужество проявленное в приграничный боях был награжден орденом Красной Звезды, но получить не успел… Отступление, окружение и плен. Находясь в плену принял участие в создании подпольной организации «Комитет самозащиты», главной целью которой было препятствовать вступлению военнопленных в армию генерала Власова. Выпускал газету, подписанную номером его партбилета. После войны, хоть и не сразу, все это подтвердилось, его восстановили в партии с сохранением партийного стажа. А позднее и вручили боевой орден.

В первые послевоенные годы освоил новую профессию – строителя-гидротехника. Оставался ей верен до последних дней. На первом объекте, строительстве Краснополянской ГЭС, многому учился сам и обучал других, работал механиком, заведующим механической мастерской, главным механиком управления строительства «Сочигэсстрой». В 1955 году, уже как опытный инженер-строитель, Батенчук был приглашен на строительство Иркутской ГЭС. Будучи заместителем главного инженера, стал крупным специалистом по механизации гидротехнического строительства. Он создал новую систему использования машин и механизмов на стройке, которая резко повысила коэффициент техники и ее производительность.

Летом 1958 года в ЦК КПСС Е. Н. Батенчуку предложили возглавить в Якутии строительство алмазодобывающего комплекса и Вилюйской ГЭС – строительное управление «Вилюйгэсстрой». Стройка была уникальной и по масштабам, и по географии. Во всем мире не было опыта строительства гидроэлектростанции на вечной мерзлоте и надо было первыми начинать величайшую стройку в суровых условиях Севера. Через восемь лет с начала строительства был пущен в эксплуатацию первый гидроагрегат ГЭС, а через три года, в 1970, была введена в действие первая очередь Вилюйской ГЭС. Успешное завершение строительства гидроэлектростанции позволило обеспечить энергоснабжение алмазодобывающей промышленности и электрификацию Западной Якутии. В Якутии Е.Н.Батенчук самоотверженно трудился в Якутии, был награжден орденом Ленина.

В феврале 1971 года Е.Н. Батенчук был назначен начальником «Камгэсэнергострой» - организации, осуществляющей строительство промышленных объектов Камского автомобильного завода (КАМАЗа), объектов жилья и инфраструктуры нового современного города Набережные Челны на реке Кама. Здесь он проработал четверть века - с 1971 по 1996 годы. Его опыт и энергия, умение работать с людьми, позволили справиться с самыми сложными задачами в период строительства автомобильного гиганта и нового города. При его активном участии на строительстве огромных корпусов будущего завода применялись буронабивные фундаменты и крупноблочный монтаж металлоконструкций, давший мощный эффект и выигрыш во времени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1981 года Батенчуку Евгению Никаноровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот».

Создание Камского территориально-промышленного комплекса, пуск гиганта современной автомобильной индустрии на полную мощность - главная вершина в его жизни. С именем этого легендарного человека связано строительство как самого города на Каме, так и крупнейших предприятий Набережных Челнов - комплекса заводов КамАЗа, Нижнекамской ГЭС, ТЭЦ, предприятия «Татэлектромаш».

Заслуженный строитель РСФСР, Татарской АССР и Якутской АССР. Заслуженный энергетик СССР. Почетный гражданин городов Мирный (Якутия) и Набережные Челны (Татарстан).

Жил и работал до последних дней в городе Набережные Челны. Скончался 30 мая 1999 года. Похоронен в городе Набережные Челны.

Награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалями; в т.ч. Золотой медалью ВДНХ СССР

Имя Е.Н. Батенчука увековечено в названии каскада Вилюйских ГЭС, там же установлен мемориальный знак. В городе Мирный на доме, где он жил, и на здании АК «Вилюйгэсстрой» установлены мемориальные доски, в поселке Чернышевский – бюст, в городе Ленске - памятник. В Набережных Челнах именем Батенчука названы площадь (1999), улица (2004), в 2002 году был открыт памятник заслуженному строителю, в 2005 году на доме где он жил установлена мемориальная доска. Имя «Евгений Батенчук» носит ювелирный алмаз весом 64,47 карата.


Биография подготовлена по материалам сайтов
«SakhaNews», «Татэнерго» и других.

 

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

Подводная археология   Т