Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Светланов Евгений Фёдорович

 
Светланов Евгений Фёдорович
06.09.1928 - 03.05.2002
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 25.04.1986

    Памятники
  Надгробный памятник
  Мемориальная доска в Москве


Светланов Евгений Фёдорович – выдающийся российский советский дирижер, пианист и композитор, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра СССР, народный артист СССР.

Родился 6 сентября 1928 года в Москве в семье солистов оперы Большого театра Фёдора Петровича и Татьяны Петровны Светлановых. Русский. После окончания школы Светланов поступил в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, а, окончив его, в 1951 году стал студентом дирижерского факультета Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Еще будучи студентом Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, Светланов начал свой творческий путь как пианист и на этом поприще проявил себя ярчайшей индивидуальностью. Его исполнительство поражало глубиной интерпретации, постижением авторского замысла.

Светланов-пианист – достойный продолжатель традиций русской фортепианной школы. В Московской консерватории по фортепианному исполнительству Светланов занимался у Г.Г.Нейгауза, позже, по композиции, – у Ю.А.Шапорина. Первые сочинения Светланова – кантата «Родные поля», Первая рапсодия «Картины Испании», Три русские песни для голоса и оркестра, Симфония си-минор – сразу обратили на себя внимание и заставили заговорить об авторе как о достойном преемнике великих русских композиторов. Позже, в середине 1970-х годов, он сочинил крупные симфонические произведения, среди них – «Романтическая баллада», Симфоническая поэма «Даугава», Концерт для фортепиано с оркестром, «Сибирская фантазия», Поэма для скрипки и оркестра (памяти Д.Ф.Ойстраха), поэма «Калина красная» (памяти В.М.Шукшина), Вторая рапсодия, Русские вариации для арфы, «Деревенские сутки» – квинтет для духовых инструментов, Лирический вальс. Ему также принадлежит большое количество камерных произведений. Светланов смело использовал традиции русской музыкальной классики, самобытно развивая их в своём творчестве. Это в полной мере относится ко всем его сочинениям.

В 1954 году, будучи студентом 4-го курса консерватории, Светланов стал ассистентом своего профессора по классу дирижирования АВ.Гаука, который в то время руководил Большим симфоническим оркестром (БСО) Всесоюзного радио. Наконец главная мечта осуществилась: дирижируя Второй симфонией С.В.Рахманинова, Виолончельным концертом Н.Я.Мясковского, сюитой «Дафнис и Хлоя» М.Равеля в исполнении БСО, Светланов защитил диплом.

Дебют оперного дирижера Светланова состоялся в 1955 году, когда он представил свою первую работу в Большом театре – оперу «Псковитянка» Н.А.Римского-Корсакова. С этого года судьба вновь связала великого дирижера с великим театром. Сначала дирижер-стажер, затем в течение 10 лет – дирижер, а с 1962 года – главный дирижер Большого театра. Светланов вел за пультом театра репертуар из 25 оперных и балетных спектаклей (16 опер и 9 балетов), из них в 12 Светланов является дирижером-постановщиком: это оперы «Псковитянка», «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова (1955), «Чародейка» П.И.Чайковского (1958), «Не только любовь» Р.К.Щедрина (1961), «Октябрь» В.И.Мурадели (1964), «Отелло» Дж.Верди (1978), «Сказание о невидимом граде Китеже» (1983), «Золотой петушок» (1988) Н.А.Римского-Корсакова; балеты «Тропою грома» К.А.Караева (1959), «Паганини» на музыку С.В.Рахманинова (1960), «Ночной город» на музыку Б.Бартока (1961), «Страницы жизни» А.М.Баланчивадзе (1961).

В 1964 году Светланов принимает участие в первых гастролях оперной труппы Большого театра в Италии. В миланском театре «Ла Скала» он с огромным успехом дирижирует оперными спектаклями «Борис Годунов», «Князь Игорь» и «Садко», а также симфоническими концертами, в одном из которых по просьбе публики «Три русские песни» С.В.Рахманинова были исполнены на «бис». Светланов был первым русским дирижером, вошедшим в когорту Великих, работавших в знаменитой «Ла Скала», среди которых – А.Тосканини, Б.Вальтер, Г. фон Караян.

Светланов записывает фонограммы для фильмов-опер «Хованщина» М.П.Мусоргского и «Пиковая дама» П.И.Чайковского, дирижирует концертным исполнением оперы-балета «Млада» Н.А.Римского-Корсакова и множеством праздничных и юбилейных концертов.

В 1965 году Светланов стал художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР. По существу, Светланов, около 45 лет работая с коллективом, преобразовал его в уникальный, грандиозного размаха и мощных творческих возможностей оркестр, который под его управлением вышел на международную арену и получил статус одного из самых лучших оркестров мира.

В 1968 году ему было присвоено звание «Народный артист СССР».

В 1960-е годы записью всех симфоний П.И.Чайковского Светланов начинает свой подвижнический труд по созданию «Антологии русской симфонической музыки», продолжавшийся три десятилетия. Сам Светланов считал эту работу своим жизненным долгом, так же, как и запись 20 симфоний Н.Я.Мясковского. В 1980-1983 годах он провел цикл концертов «Избранные шедевры западноевропейской музыки».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1986 года за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства и плодотворную общественную деятельность художественному руководителю и главному дирижеру Государственного академического симфонического оркестра СССР Светланову Евгению Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Светланов принадлежит к числу гениальных творцов не только XX века, но и всей истории мирового музыкального искусства. Музыкант редкой одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры, выразителем общечеловеческих духовных ценностей. Встречи с его искусством воочию или по аудио- и видеозаписи стали насущной потребностью людей, вдохновляющим источником, дарящим радость и жизненную силу. Личность и творчество Светланова охватывают многие сферы жизнедеятельности. Он был талантлив во всем: как дирижер, композитор, пианист, публицист, теоретик, критик, общественный деятель, просветитель и рецензент. Им написано более 150 статей, очерков и эссе. Он глубоко и тонко рассматривает и анализирует творчество классиков, современников, музыкантов-коллег.

Жил в Москве. Скончался 3 мая 2002 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Награжден советскими тремя орденами Ленина (1971, 5.09.1978, 25.04.1986), орденом Трудового Красного Знамени (27.10.1967), орденом Дружбы народов (1977), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й (9.10.1998) и 3-й (27.07.1996) степени, медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе болгарским орденом «Кирилла и Мефодия» 1-й степени (1971).

Лауреат Ленинской премии (1972), Государственной премии СССР (1983), Государственной премии РСФСР имени М.И.Глинки (1975), премии Президента РФ (1998), Международной премии Андрея Первозванного «За веру и верность».

В 2006 году Государственному академическому симфоническому оркестру было присвоено имя Е.Ф.Светланова. В его честь назван Большой зал Московского международного Дома музыки, открытый в 2004 году. С 2004 года проводятся Международный конкурс дирижеров имени Е.Ф.Светланова. Его имя получила малая планета № 4135. В Москве на доме, в котором жил Е.Ф.Светланов, установлена мемориальная доска.

 

© Биография предоставлена В.С.Смирновым (г. Северодвинск)

    Источники
 Народные артисты Советского Союза. Том 2. – Москва, 2007.