Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Марецкая Вера Петровна

 
Марецкая Вера Петровна
31.07.1906 - 17.08.1978
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 30.07.1976

    Памятники
  Надгробный памятник
  Мемориальная доска в Москве


Марецкая Вера Петровна – советская актриса театра и кино, народная артистка СССР.

Родилась 18 (31) июля 1906 года в деревне Барвиха ныне Одинцовского района Московской области. Училась в Московском университете на философском факультете, а также в Шаляпинской студии. В 1924 году окончила Школу-студию при театре имени Е.Вахтангова. В 1924-1939 годах актриса Театра-студии (затем – Театра) под руководством Ю.А.Завадского в Москве и Ростове-на-Дону (1936-1940). С 1940 года актриса театра имени Моссовета. В студии юная актриса начала с возрастных характерных ролей, переиграв много смешных старух, среди которых особо запоминались мадам Соковнина, забавная степенная тетка из первого публичного спектакля студии «Простая вещь» (1927) и шепелявая толстуха фрау Шнютхен из комедии «Компас».

Темперамент Марецкой, её чувство юмора, безудержная фантазия сказались и на её дальнейшем репертуаре. В спектакле «Нырятин» она весело сыграла бойкую беспризорницу Степку, в «Волках и овцах» на выразительном контрасте ложной скромности и алчности «подала» свою лицемерку Глафиру, придумала забавный характер для проститутки Бетти Дорланж в «Школе неплательщиков», её Мирандолина («Трактирщица») привлекала своим жизнелюбием (Марецкая долго потом играла её и в Театре имени Моссовета), Катарина («Укрощение строптивой») была раскованна и смела. С главным режиссером актриса связало не только творчество, но и чувство. Марецкая стала женой Ю.А.Завадского, у них родился сын. Но брак оказался неудачным, и вскоре они расстались.

Склонность к гротесковому рисунку не помешала проявиться и лирическому и драматическому дарованию актрисы. В Ростове-на-Дону Марецкая с успехом попробовала себя в героической роли («Любовь Яровая»), в Театре имени Моссовета (с 1940) проникновенно сыграла нежную робкую, юную Машеньку («Машенька») и напористо – лихую кавалерист-девицу Дурову («Надежда Дурова»; Сталинская премия, 1942).

В Театре имени Моссовета Марецкая была одной из ведущих актрис, ей удавались роли самого разного плана: пышущая здоровьем крестьянка Розетта («Любовью не шутят»), актриса Кручинина («Без вины виноватые», 1948), Маргарет Чалмерс («Кража», 1954), Леди («Орфей спускается в ад»). За исполнение драматической роли директора фабрики Капитолины Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» (1950) и Живки («Госпожа министерша», 1946), очерченной остросатирическими красками, актриса в 1951 году вновь была удостоена Сталинской премии.

В 1949 году ей было присвоено звание «Народный артист СССР».

Несмотря на стабильную успешную работу в театре, подлинное признание она получила именно как киноактриса, хотя на её счету не так уж много фильмов – всего она снялась в 25 фильмах. Сразу запомнилась ее трогательная простушка Катя из комедии Я.А.Протазанова «Закройщик из Торжка» (1925). Острая характерность, лиризм, обаяние молодой актрисы проявились и в комедии Б.В.Барнета «Дом на Трубной» (1928), где Марецкая сыграла скромную деревенскую девушку Парашу. Приглашения на небольшие роли следовали одно за другим: проститутка («Земля в плену», 1927), дамочка («Живой труп», 1929), секретарь ревкома («Два-Бульди-Два», 1929), Софочка («Стыдно сказать», 1930).

Звуковой же кинематограф принес актрисе главные роли (хотя у нее встречались и колоритные острохарактерные эпизоды, такие как в фильме «Свадьба», 1944, где она с блеском сыграла акушерку Змеюкину, или в «Зорях Парижа», 1936). В фильме «Любовь и ненависть» (1935) Марецкая сыграла бойкую шахтерку Веру, подбившую баб принять бой против белых. После этого фильма тема становления женского характера становится основной для актрисы. А так как часто при этом её героинями были женщины из народа, немало пережившие, прежде чем они нашли свой путь в жизни, то понятно, почему Марецкая оказалась в центре внимания и зрителей и прессы. Фильмы, в которых она снималась, находились в русле соцреализма. Тем не менее в её героинях, таких узнаваемых, близких простому зрителю, жизнь била ключом, они привлекали своей трепетной искренностью, непридуманностью переживаний. Именно такой была её Варя Постникова из фильма «Поколение победителей» (1936), Александра Соколова («Член правительства», 1939), Лукьянова («Она защищает Родину», 1943; Сталинская премия, 1946).

А вот жизнь скромной сельской учительницы Варвары Мартыновой («Сельская учительница», 1947; Сталинская премии, 1948), была показана Марецкой просто, без надрыва и аффектации, свой маленький личный подвиг служения людям её милая, интеллигентная Варя совершала просто и естественно. Последней ролью Марецкой в кино стал телевизионный фильм «Ночной звонок» (1969), в котором она пронзительно сыграла восьмидесятилетнюю бабушку.

В 1970-е годы актриса с успехом играла в грустно-смешном спектакле «Странная миссис Сэвидж» (это была её последняя роль в театре).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1976 года Марецкой Вере Петровне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Жила в Москве. Скончалась 17 августа 1978 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 2).

Награждена двумя орденами Ленина (27.10.1967, 30.07.1976), тремя орденами Трудового Красного Знамени (14.04.1944), орденом «Знак Почета» (23.05.1940), медалями.

Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1942, 1946, 1948, 1951).

Актрисе Марецкой посвящен телевизионный фильм «Что вы знаете о Марецкой?».

 

© Биография предоставлена В.С.Смирновым (г. Северодвинск)