Герой Социалистического Труда
Искусство: Артисты
Анненков (Кокин) Николай Александрович

Анненков (Кокин) Николай Александрович

21.09.1899 - 30.09.1999

Герой Социалистического Труда

Даты указов

13.12.1990

Медаль № 21057

Орден Ленина № 460193

Анненков (псевдоним; настоящая фамилия Кокин) Николай Александрович – выдающийся российский советский актер театра и кино, артист Государственного академического Малого театра СССР, педагог, народный артист СССР, профессор.

Родился 9 (21) сентября 1899 года в селе Инжавино, ныне посёлок городского типа Тамбовской области в купеческой семье Александра Ивановича и Анны Николаевны Кокиных. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Начальное образование Анненков получил в родном селе Инжавино. В 1910 году отец, мечтавший дать сыну серьезное образование, отвез его в Тамбов и определил в реальное училище, учебный план которого, по существу, совпадал с образовательной программой российских гимназий того времени, что означало высокий уровень предоставляемого подросткам большого объема знаний. В 1917 году Анненков окончил Тамбовское реальное училище и начинает самостоятельную взрослую жизнь и поиск своего пути в новых исторических условиях.

В декабре 1919 года вступил в ряды Красной Армии. В годы армейской службы играл в спектаклях, проходивших на сцене полкового клуба. В 1922 году Анненков поступил в Высшие театральные мастерские при Малом Театре (ныне Театральное училище имени М.С.Щепкина в Москве) и в 1924 году окончил их. С 1925 года и до последних дней жизни, а прожил Анненков ровно сто лет (!), вся его творческая деятельность была связана с «Домом Островского» и его театральной школой – Щепкинским училищем.

После вступления в основной состав труппы роли посыпались одна за другой. Только в сезоне 1925-1926 годов в первый год его работы в качестве артиста основного состава, он исполнил четыре роли. Следующий сезон принес еще пять новых, больших ролей, среди которых была роль Жадова в «Доходном месте» А.Н.Островского – одна из труднейших в классическом репертуаре. Так продолжалось и в последующие годы. В первое десятилетие своего служения Малому театру, продолжая выступать в спектаклях текущего репертуара, Анненков каждый новый сезон создавал по три-четыре, а иногда по пять-шесть новых сценических работ.

В первые годы сценической карьеры артиста в Малом театре, на афишах и программах спектаклей с его участием писали настоящую фамилию Анненкова – Кокин. Но старшие коллеги, в особенности А.И.Южин (А.И.Сумбатов) и А.А.Остужев (А.А.Пожаров), говорили, что ему стоит сменить не слишком благозвучную, совсем нетеатральную фамилию на более подходящий сценический псевдоним. У Николая Кокина маму звали Анной, одна из сестер – тоже Анна, и первой его любовью оказалась женщина по имени Анна. А в спектакле Малого театра «Аракчеевщина», где был занят молодой Кокин, С.В.Айдаров, играющий Аракчеева, все время говорил о декабристе Анненкове, к которому Кокин испытывал большой интерес и симпатию. Так и возник его новый псевдоним. Николай Кокин стал Николаем Анненковым (хотя по паспорту, и во всех остальных документах народный артист СССР Н.А.Анненков до сих пор остался Н.А.Кокиным).

В ранний период своего творчества, как потом всю свою феноменально долгую профессиональную жизнь, Анненков играл много, упоенно, с огромным желанием и радостью. Он работал упорно, настойчиво, терпеливо, оттачивая и совершенствуя свою исполнительную технику, отыскивая новые средства выразительности, новые приемы и способы игры. В репертуаре Анненкова были и созданные им современные образы и роли классического репертуара.

В те годы, по строгим правилам Малого театра серьезные, значительные роли начинающим артистам поручали крайне редко. Роль Мити в комедии «Бедность не порок» Анненков получил из рук самого А.А.Остужева. В 1925 году, как-то раз он сыграл Митю, заменив заболевшего А.А.Остужева. Но роль за ним не закрепили. И только через пару лет, после упорного ходатайства А.А.Остужева, доказывавшего, что Анненков может играть Митю, молодого артиста официально назначили на эту роль. А.А.Остужев же помог Анненкову в работе над образом А.Н.Островского и ввел его в уже идущий спектакль.

23 сентября 1937 года ему было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР». Впервые он снялся в кино в 1938 году в роли руководителя партизанского отряда в фильме «Одиннадцатое июля». Перед самой войной, в войну, и в первые послевоенные годы он снялся в фильмах: «Гибель «Орла» (1939), «Тимур и его команда» (1940), «Мальчик с окраины» (1948), «Суд чести» (1949). Позднее, он будет гораздо реже работать в кино, отдавая явное предпочтение сценическому творчеству как более полноценному, предоставляющему максимальные возможности для художественного поиска, раскрытия индивидуальности артиста, его профессионального роста, дальнейшего углубления и совершенствования его искусства.

1940-е годы – звездная пора творческой биографии Анненкова. К этим годам Малый театр подошел с репертуаром, который украшали имена А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, У.Шекспира, со спектаклями, говорившими о значительных актерских достижениях и высокой постановочной культуре старейшей сцены, с интересными замыслами и серьезной творческой программой, разрабатываемой режиссурой, Художественной коллегией Малого театра и его художественным руководителем И.Я.Судаковым.

Перед Великой Отечественной войной, в июне 1941 года, Малый театр выехал на гастроли на Украину. 21 июня 1941 года военно-шефская бригада Малого театра давала концерт в красноармейских лагерях, расположенных на Западной Украине, под Ковелем, недалеко от польской границы. Завершить концерт не удалось, поскольку командование получило известие о надвигающейся опасности. Зрители прерванного концерта – бойцы и командиры армии включились в военные действия. А участники военно-шефской бригады Малого театра во главе с Анненковым, с самых первых дней войны оказались на фронтовой территории и испытали на себе всю тяжесть фронтовой обстановки. В годы войны Анненков в составе труппы Малого театра выступал на заводах и госпиталях Челябинска и Москвы. С 1943 года проводили концерты практически на всех фронтах. Концерты проходили с большим воодушевлением, в атмосфере всеобщего подъема, демонстрируя содружество актеров и воинов, единство фронта и тыла.

В 1946 году Анненков начинает преподавать актерское мастерство в Театральном училище имени М.С.Щепкина при Малом театре. И этому новому для себя делу он отдает все свои знания, силы и энергию, вкладывает в воспитательную деятельность всю свою творческую страсть и беспокойную душу художника.

После войны пришло и официальное признание работы Анненкова в театре и кино. За роль Максимова в спектакле «За тех, кто в море!», в 1947 году Анненков был удостоен Сталинской (Государственной) премии 2-й степени. Следующая сценическая работа артиста, посвященная современной теме, тоже вызывала широкий общественный резонанс и получила высокую правительственную оценку. За роль профессора Лаврова в спектакле «Великая сила» Б.С.Ромашова в 1948 году Анненкову была присуждена Сталинская премия 1-й степени.

А следующий, 1949 год принес Анненкову еще одну, третью подряд Государственную премию. Он вновь был удостоен высокой оценки за работу над образом современника, только на этот раз, созданный им современный персонаж был воплощен не на сцене Малого театра, а на киноэкране. Сталинская премия 1-й степени была присуждена артисту за роль профессора Добротворского в фильме «Суд чести» (1949). Вновь, как и в спектакле «Великая сила», на киностудии «Мосфильм» Анненкову была предложена роль человека, занимающегося наукой, выдающегося ученого, профессора-химика. Фильм, поставленный известным режиссером А.М.Роомом по сценарию А.П.Штейна, повествовал об открытии мирового значения, сделанном Добротворским и его молодым коллегой, о пристальном интересе, возникшем за рубежом к изобретению советских ученых и о бурной полемике, развернувшейся по поводу этого события в московской научной среде, в коллективе, где работал профессор, и его ближайшем окружении.

26 октября 1949 года ему было присвоено звание «Народный артист РСФСР».

Несмотря на большую общественную и художественную значимость некоторых сценических свершений Анненкова в 1950-е годы, на фоне всей его яркой, чрезвычайно насыщенной актерской биографии, это время выглядит некоторым затишьем в творчестве мастера. Он был уже не так много загружен работой. В кино сыграл Черкуна, в перенесенном на пленку режиссером Л.Д.Луковым спектакле Малого театра «Варвары» (1953). Снялся в фильме «Первый эшелон» режиссера М.К.Калатозова (1955). В театре получал одну, в лучшем случае две новых роли в сезон. И далеко не каждая из этих ролей позволяла актеру углублять и совершенствовать свое искусство, предоставляла возможности для полноценного раскрытия его сценической индивидуальности. Качество создаваемых ролей, порой, уступало уже созданному прежде, поскольку нередко приходилось опираться на несовершенный драматургический материал. Хотя, всегда стремившемуся в работе к идеалу, Анненкову часто удавалось в большей или меньшей степени преодолеть недостатки литературной деятельности основы, обогатить прямолинейно написанную роль своей творческой фантазией, вдохнуть жизнь в схематичный образ.

В 1959 году ему удалось, наконец, вернуться к своему любимому автору – А.Н.Островскому. Сыграв классическую роль ханжи и лицемера Подхалюзина в комедии «Свои люди – сочтемся», актер расширил свой опыт сатирического обличения отрицательных персонажей А.Н.Островского, начатый в предыдущем десятилетии в роли Белогубова («Доходное место»).

1960-е годы – не только творчески активный, насыщенный, плодотворный, но и, наверное, самый счастливый период в жизни Анненкова. В это время он добился очередных значительных результатов в своей сценической и педагогической деятельности, достиг высокой ступени развития своей творческой карьеры, удостоился большого общественного признания. Сколько ролей было сыграно актером в театре, наверное, не знал и он сам. Дело в том, что Анненков – профессионал, не имеющий амплуа, что крайне редко. Ему была по плечу любая роль на сцене. Он был очень убедителен, его характеризовала быстрая и полная концентрация духовных сил, а о его работоспособности еще при жизни ходили легенды.

9 апреля 1960 года ему было присвоено звание «Народный артист СССР». Вот уже более 50-ти лет Анненков не расстается с Театральным училищем имени М.С.Щепкина, которое когда-то открыло ему дорогу на прославленную сцену. И в которое время через 20 с небольшим лет он вернулся уже известным, признанным мастером, чтобы пройти в нем большой педагогический путь от преподавателя до художественного руководителя ВУЗа. Педагог по актерскому мастерству, а затем художественный руководитель актерского курса, доцент кафедры «мастерство актера» (1957), заведующий кафедрой, профессор (1961) и, наконец, художественный руководитель театрального училища имени М.С. Щепкина (1988) – таковы ступени восхождения мастера к высотам педагогического искусства. Среди его учеников: Н.В.Подгорный, О.И.Даль, В.П.Павлов, В.М.Соломин и многие другие.

Указом Президента СССР от 13 декабря 1990 года за выдающиеся заслуги в развитии советского театрального искусства, плодотворную педагогическую и общественную деятельность артисту Государственного академического Малого театра СССР Анненкову (Кокину) Николаю Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Анненков играл на сцене до последних своих дней. Дожить до ста лет в нынешнее время – уже подвиг, но играть Фирса в «Вишневом саде» на свой юбилей – подвиг вдвойне. К великому сожалению не только театралов, но и всех россиян, совсем скоро после празднования 100-летнего юбилея Анненков умер. За три четверти века работы в Малом театре он сыграл на его сцене более 200 ролей. Родина по заслугам оценила его труд на сцене и вклад в театральное искусство.

Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 30 сентября 1999 года. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Награждён советскими 4 орденами Ленина (26.10.1949, 20.09.1979; 22.08.1986; 13.12.1990), орденами Октябрьской Революции (20.09.1974), Трудового Красного Знамени (30.01.1970), «Знак Почёта» (23.09.1937), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 2-й (7.09.1999) и 3-й (22.04.1996) степеней, Дружбы народов (28.10.1994), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (28.10.1967) и «Ветеран труда» (1.09.1984).

Лауреат Сталинских премий 1-й (1948, 1949) и 2-й (1947) степени, премии мэрии Москвы (1999), премии «Хрустальная Турандот» (1999, посмертно).


 

Биографию подготовил: © Виталий Сергеевич Смирнов (город Северодвинск)